Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Шилова Светлана Валериевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных актов:

на основании учебно-методических документов:

  • примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой., 7- е издание М: «Просвещение» 2013 г.;
  • учебника Э. В. Якубовской, Н.В.Павловой «Русский язык» для 2 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М., «Просвещение», 2016г.

 

Цель: формирование и совершенствование знаний, умений, навыков, владение языком в разных сферах речевого общения.

Задачи:

  • овладение элементарными знаниями по грамматике для приобретения практических навыков устной и письменной речи;
  • формирование основных орфографических и пунктуационных навыков;
  • повысить уровня общего и речевого развития учащихся;
  • формирование познавательной деятельности учащихся и коррекция их недостатков;
  • формирование фонетически правильного письма и письма по правилу;
  • подготовка школьников к жизни, к общению;
  • формирование у школьников навыков связной устной и письменной речи;
  • развитие мелкой моторики рук и их координирования;
  • совершенствование техники письма;
  • воспитание интереса к родному языку.

В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию. Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.

На изучение русского языка во 2 классе для детей с легкой степенью умственной отсталостью выделено 102 часа год (3 ч в неделю, 34 учебные недели).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Комплекс средняя общеобразовательная школа – детский сад»

МАОУ «КСОШ-ДС»

Принято на заседании психолого-

педагогического консилиума

МАОУ «КСОШ-ДС»

протокол №________

от «___»__________ 20___ г.

Удтверждаю:

Директор МАОУ «КСОШ-ДС»

К. Е. Данилов ________________

от «___»__________ 20___ г.

приказ №______________

Адаптированная рабочая программа

по учебному предмету

«Русский язык»

для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

2В класса

Составитель:

Учитель начальных классов:

Шилова С.В.

2022-2023 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных актов:

на основании учебно-методических документов:

  • примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой., 7- е издание М: «Просвещение» 2013 г.;
  • учебника Э. В. Якубовской, Н.В.Павловой «Русский язык» для 2 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М., «Просвещение», 2016г.

Цель: формирование и совершенствование знаний, умений, навыков, владение языком в разных сферах речевого общения.

Задачи:

  • овладение элементарными знаниями по грамматике для приобретения практических навыков устной и письменной речи;
  • формирование основных орфографических и пунктуационных навыков;
  • повысить уровня общего и речевого развития учащихся;
  • формирование познавательной деятельности учащихся и коррекция их недостатков;
  • формирование фонетически правильного письма и письма по правилу;
  • подготовка школьников к жизни, к общению;
  • формирование у школьников навыков связной устной и письменной речи;
  • развитие мелкой моторики рук и их координирования;
  • совершенствование техники письма;
  • воспитание интереса к родному языку.

В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию. Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.

На изучение русского языка во 2 классе для детей с легкой степенью умственной отсталостью выделено 102 часа год (3 ч в неделю, 34 учебные недели).

Список литературы

1. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Русский язык. 2 класс. Якубовская Э.В., Павлова Н.В., 2016г.

2. Рабочая тетрадь по русскому языку. Читай, думай, пиши. 2 класс. В 2 частях. (VIII вид). Якубовская Э.В.

3. Дидактический материал. Русский язык. 2 класс. (VIII вид). Якубовская Э.В.

4. Методические рекомендации. Русский язык. 1 - 4 классы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Аксёнова А.К., Ильина С.Ю.

5. Электронное приложение к учебнику для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Русский язык. 2 класс. Якубовской Э.В., Павловой Н.В.


2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Данная программа обеспечивает БУД (базовые учебные достижения) необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения предмета, заложенных в ФГОС НОО.

Личностные результаты освоения учебного предмета «Русский язык».

  • осознание языка как основного средства человеческого общения;
  • восприятие русского языка как явления национальной культуры;
  • понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык».

  • умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
  • способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  • умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
  • понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
  • стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык».

  • овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
  • умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
  • умение проверять написанное;
  • умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ПОВТОРЕНИЕ  (10 ч.)

    Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.

ЗВУКИ И БУКВЫ  (48 ч.)

Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре.

Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных.

Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме. Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и безударные.

Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.

Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь. Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.

Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб - грибы).

СЛОВО (18 ч.)

         Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.).

 Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.

 Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.

Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.

  • Слова, обозначающие признаки (качества) предметов:
    называние признака (качества) данного предмета по вопросам: какой? какая? какое? какие?;
  • нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы;
  • подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств),
  • сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая);
  • согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.

 Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя). Разделительный ъ.

Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ (9 ч.)

Практическое знакомство с построением простого предложения.

Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?).

Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему. Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам. Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска). Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ. Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему. Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам. Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска). Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.

ПОВТОРЕНИЕ (11ч.)

             Повторение пройденного за год.

Связная письменная речь (упражнения даются в процессе изучения всего программного материала  по русскому языку). Расположение 2-3 коротких предложений в последовательном порядке. Составление подписей к серии из 2-3 сюжетных картинок. Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного.

Письмо и чистописание (упражнения проводятся ежедневно (по 5-8 мин); содержание занятий связывается с материалом урока)

 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема

Количество часов

Повторение.

15

Звуки и буквы.

72

Слово.

28

Предложение.

9

Повторение

12

Всего

136

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Дата проведения

План

Факт

Повторение - 10 ч.

Предложение.

Употребление  простого предложения.

Большая буква в начале предложения и точка в конце предложения.

Предложение и его схема.

Составление предложения по схеме.

Распространение предложений.

Слово.

Составление предложения с данным словом.

Работа с деформированным предложением.

Входная контрольная работа.

Работа над ошибками.

 Слог - часть слова.

Использование словарных слов в предложениях.

Звуки и буквы

Контрольное списывание  по теме «Повторение»

Звуки и буквы - 8 ч.

Гласные звуки и буквы.

Согласные звуки и буквы.

Слова, которые различаются одним звуком

Слова, которые различаются количеством звуков

Слова, которые различаются последовательностью звуков

Выделение звука из слова и соотнесение его с буквой.

Ударение в словах.

Выделение ударного гласного в слове.

Контрольное списывание по теме «Звуки и буквы»

Работа над ошибками

Слог

Деление слов на слоги.

Составление слов из слогов, данных вразбивку.

Гласные в образовании слогов.

Перенос слов по слогам. Картинный диктант.

Деление слов со звуками и-й на слоги

Слова-родственники.

Контрольное списывание  по теме «Слог»   

Работа над ошибками

Различение согласных Л-Р  

Употребление слов с согласными  Л-Р

Контрольный диктант

Работа над ошибками

Парные звонкие и глухие согласные.

Различение парных согласных Б — П.

Правописание парных согласных  В - Ф

Правописание парных согласных  Г – К

Правописание  парных согласных Д - Т

Различение при письме и произношении Ж – Ш

Различение парных согласных З-С

Контрольное списывание по теме «Парные звонкие и глухие согласные»

Работа над ошибками                        

Различай звонкие и глухие согласные

Шипящие согласные.

Упражнение в выделении шипящих согласных в слове.

Свистящие согласные.

Упражнение в выделении свистящих согласных в слове

Различение шипящих и свистящих согласных

Буква Е в начале слова.

Упражнение в составлении слов на букву Е.

Буква Ё в начале слова или слога.

Упражнение в составлении слов на букву Ё.

Буква Ю в начале слова или слога.

Упражнение в составлении слов на букву Ю.

Буква Я в начале слова или слога.

Упражнение в составлении слов на букву Я.

Гласные буквы  е, ё, ю, я в начале слов или слога.

Упражнение в составлении слов на буквы Е,Ё,Ю.Я

Контрольное списывание по теме: «Гласные буквы Е,Ё,Ю,Я в начале слова или слога»

Работа над ошибками        

Гласные Ы-И после твердых и мягких согласных

Упражнение в составлении слов Ы - И

Гласные О-Ё после твердых и мягких согласных

Упражнение в составлении слов О-Ё

Гласные У-Ю после твердых и мягких согласных

Упражнение в составлении слов У-Ю

Гласные А-Я после твердых и мягких согласных

Упражнение в составлении слов А-Я

Гласная Е после  мягких согласных

Упражнение в составлении слов Е

Различие твердых и мягких согласные

Закрепление темы Различие твердых и мягких согласные

Контрольная работа

Работа над ошибками

Буква ь для обозначения мягкости согласных на конце слова

Упражнение в составлении слов с Ь

Письмо слов с мягкими согласными на конце.

Различие твердых и мягких согласных на конце слова.

Упражнения в написании слов  твердых и мягких согласных на конце слова.

Различай слова с твердыми и мягкими  согласным  на конце слов.

Упражнения в написании слов с твердыми и мягкими  согласным  на конце слов.

Контрольное списывание по теме: «Мягкий знак на конце слова»

Слово.

Предмет и его название.

Названия предметов, отвечающих на вопрос что? Употребление слов, обозначающих названия предметов.

Названия частей предмета. Употребление слов, обозначающих названия частей предметов.

Различие сходных предметов и их названий.

Контрольное списывание по теме: « Предмет»

Обобщающее слово для группы однородных предметов.

Названия предметов, отвечающие на вопрос кто?

Употребление слов, обозначающих одушевленные предметы.

Обобщающее слово для группы однородных предметов.

Различие слов, отвечающих на вопросы кто?  и что? Картинный диктант.

Различие слов, обозначающих один или несколько одинаковых предметов.

Употребление слов, обозначающих один или несколько одинаковых предметов

Большая буква в именах людей. Употребление имен в предложениях.

Большая буква в именах и фамилиях людейУ. потребление имен и фамилии в предложениях

Большая буква в кличках животных. Употребление кличек животных в предложениях

Контрольная работа по теме « Названия предметов»

Название действий, отвечающих на вопрос что делает? что делают?

Подбор названий действий к названиям предметов «Кто как голос подает?»

Кто как передвигается? Подбор нескольких действий к одному предмету.

Слова, обозначающие действие одушевлённых предметов. Подбор нескольких действий к одному предмету.

 Слова, обозначающие действие  неодушевлённых предметов. Картинный диктант.

Подбор нескольких действий к одному предмету.

Различие названий предметов и названий действий по вопросам.

Контрольная работа  

Предлог как отдельное слово. Употребление предлогов в предложении

Выделение в словах «трудной» гласной.

Написание гласных в словах-родственниках

Употребление слов-родственников в предложениях. Картинный диктант.

Предложение – 9 ч.

Выделение предложения из текста. Разделение сплошного текста на отдельные предложения

Расположение предложений в тексте в последовательном порядке. Правила записи предложения.

Предложение и его схема. Различие  между набором слов и предложением

Порядок слов в предложении

Завершение начатого предложения

Составление предложений и рассказа по предметной картинке

Составление предложений и рассказа по сюжетной картинке

Предложения-вопросы и предложения-ответы

Контрольное списывание по теме: « Предложение»

Повторение — 11 ч.

Звонкие и глухие согласные. Правописание слов со звонкими и глухими согласными

Твердые и мягкие согласные. Правописание слов с твердыми и мягкими согласными

Мягкий знак на конце слова. Правописание слов с мягким знаком на конце слов

Разделительный ь и ъ знаки.

Выделение слов, обозначающих предмет из предложения

Большая буква в именах, фамилия и кличках животных

Упражнения в правописании имен собственных

Итоговая контрольная работа за год

Название действий

Выделение слов, обозначающих действия, из предложений

Игра-путешествие по острову «Грамматика».

Итоговая контрольная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Россий...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Речевая практика" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс

Пояснительная запискаАдаптированная рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» разработана в соответствии с:Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об обра...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Ручной труд" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российс...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант-2) 4 класс

Адаптированная  рабочая программа по учебному предмету«Математические представления»для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями, вариант-2)4 класс ...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА      Рабочая программа по изобразительной деятельности разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающ...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Пояснительная запискаРабочая программа по литературному чтению разработана на основе на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью   программно-методическим материалом « Обуч...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКААдаптированная рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для обучающихся с умственной отсталостью ...