Методическая разработка урока по русскому языку 4 класс "Безударные окончания имен прилагательных"
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)

Методическая разработка создана с дифференцированными заданиями для учащихся 4 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка  

«Безударные падежные окончания имен прилагательных»

УМК «Перспектива»

Авторы: Климанова Л. Ф., Бабушкина Т. В.

4 класс

Тип урока: открытие нового знания

Цель: создать условия для понимания алгоритма правописания безударных окончаний имен прилагательных, закрепления этих знаний.

Задачи:

-обобщить знания учащихся об имени прилагательном, как части речи, его изменении по родам, числам и падежам.

-совершенствовать навык правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского, женского, среднего рода в единственном числе;

-развивать орфографическую зоркость учащихся, логическое мышление (умение сравнивать, выделять существенные признаки, делать выводы), устную и письменную речь учащихся, словарный запас.

- воспитывать чуткое и внимательное отношение к слову.

-формировать навыки работы в коллективе, учить самостоятельно планировать свою деятельность.

-развивать интерес к учению, формировать желание и умение учиться.

Планируемые результаты

Предметные результаты: осознать правило написания безударных окончаний имен прилагательных и уметь его использовать, уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным; изменять прилагательные по родам, падежам; определять род, число, падеж имён прилагательных.

Регулятивные результаты: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.

Познавательные результаты: формировать интерес к языку, учить осуществлять анализ, проводить сравнение, обобщать, устанавливать связи между понятиями и событиями.

Коммуникативные результаты: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в работе в парах, в совместной деятельности.

Личностные результаты: развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.

Оборудование:

Мультимедийная доска, компьютер, презентация.  

Ход урока

1. Организационный момент.

- Пусть этот урок принесет нам радость познания.

2. Актуализация знаний.

Учащиеся разделены на группы.

Разделите слова на группы.

1 группа. Высокий уровень.

Прочитайте слова. Разделите слова на группы.

Местный, смягчать, опоздать, местечко, опоздание, мягкий, перемещать, поздний, мягкость.

2 группа. Средний уровень.

Прочитайте слова.

Местный, смягчать, опоздать, местечко, опоздание, мягкий, перемещать, поздний, мягкость.

Разделите слова на группы по следующим признакам:

орфограмма в корне слова, части речи, однокоренные слова.

3 группа. Низкий уровень.

Разделите слова на группы в зависимости от орфограммы в слове:

слова с безударным гласным, парным согласным, непроизносимым согласным в корне слова.

Разделите слова на группы: имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

Разделите слова на группы: с корнем мест, позд(н), мягк(ч).

- Давайте вспомним, что вы знаете об имени прилагательном.

2. К именам прилагательным подберите походящее имя существительное, поставьте получившееся словосочетание в винительный, творительный, предложный падежи.

2. Фиксирование затруднения. Выявление места и причины затруднения.

С какой трудностью вы встретились? Почему в окончаниях данных именах прилагательных можно допустить ошибки?

Как проверить безударное окончания прилагательного?

3. Построение проекта выхода из затруднения. Постановка темы и цели урока.

- Прочитайте словосочетания. Сделайте вывод.

Весна (какая?) веселая, ранняя

В лесу (каком?) молодом, весеннем

У озера (какого?) светлого, дальнего

За холмом (каким?) крутым, высоким

- Сделайте вывод. (Окончания имени прилагательного и  вопроса, заданного от имени существительного, от которого зависит имя прилагательное, совпадают. В окончании прилагательного могут чередоваться буквы о/е, а/я, и/ы)

- Как вы думаете, какая тема урока? (Безударные падежные окончания имен прилагательных).

- Какую цель поставим? (Научиться проверять безударные окончания прилагательных)

4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Давайте прочитаем правило в учебнике на с. 52.

- Как проверить безударное окончание прилагательного? (Найти имя существительное, от которого зависит имя прилагательное, поставить вопрос к прилагательному, выделить окончание вопроса, написать у имени прилагательного такое же окончание.)

Давайте напишем словосочетания правильно.

- Как определить падеж, число, род у имени прилагательного?

 - Определите число и род у имен прилагательных.

И. п. (какое?) местное озеро, (какой?) поздний вечер, (какая?)мягкая шерсть

В. п. (какое?) местное озеро, (какой?) поздний вечер, (какую?) мягкую шерсть

Т. п. (каким?) местным озером, (каким?) поздним вечером, (какой?) мягкой шерстью

П. п. (о каком?) о местном озере, (о каком?) о позднем вечере, (о какой?) о мягкой шерсти

5. Включение в систему знаний и повторение.

1. Составьте пословицу.

1 группа. Высокий уровень.

Соедините начало пословицы и конец. Как вы понимаете смысл этих пословиц? Запишите пословицы, вставляя нужные окончания. Задайте вопрос к имени прилагательному от имени существительного, к которому оно относится, запишите вопрос в скобках.

Береги землю (…) родим... ,                     камешек знаком.

На (…) родн... сторонке  и                        (…) хорош...  сад.

У (…) хорош... садовода                            как мать (…) любим... .  

2 группа. Средний уровень.

Запишите пословицы, вставляя пропущенные буквы. Задайте вопрос к имени прилагательному от имени существительного, к которому оно относится, запишите его в скобках.

Береги землю (…) родим...ю ,                     камешек знаком.

На (…) родн...й сторонке  и                        (…) хорош...й  сад.

У (…) хорош...го садовода                          как мать (…) любим...ю.

3 группа. Низкий уровень.  

Запишите пословицы, вставляю пропущенную букву.

Береги землю (какую?) родим...ю ,                     камешек знаком.

На (какой?) родн...й сторонке  и                         (какой?) хорош...й  сад.

У (какого?) хорош...го садовода                          как мать (какую?) любим...ю.

2.Словесный конструктор. 

1 группа. Высокий уровень.

Образуйте имена прилагательные, подберите подходящие имена существительные, поставьте в нужный падеж, проверьте окончания имен прилагательных.

Зим + ^       _____________________________ (ед.ч., ж.р., В. п.)

Лес + ^ _______________________________ ( ед.ч., м.р., Р. п.)

Тяж + ^ ________________________________(ед.ч., ср.р., П. п.)

Холод + ^______________________________ ( ед.ч., м.р., Т. п.)

2 группа. Средний уровень.

Образуйте имена прилагательные, поставьте словосочетания в нужный падеж, проверьте окончания имен прилагательных.

Зим + ^  прогулка (В. п.)

Лес + ^ воздух (Р. п.)

Тяж + ^ облако (П. п.)

Холод + ^ день (Т. п.)

3 группа. Низкий уровень.

Поставьте словосочетания в нужный падеж, проверьте окончания имен прилагательных по вопросу, заданному к имени прилагательному от имени существительного.

Зимняя  прогулка (В. п.)

Лесной воздух (Р. п.)

Тяжелое облако (П. п.)

Холодный день (Т. п.)

3. Работа с текстом.

1 группа. Высокий уровень.

Прочитайте текст. Вставьте подходящие имена прилагательные, объясните написание окончаний прилагательных. Определите падеж, число, род имен прилагательных.

*Придумай и допиши 2-3 предложения, используя имена прилагательные.

 "Олень".
Пришла … зима. Лес притих, насторожился. … скатертью покрылись поляны. … иней лежит на деревьях и кустах. Тяжело приходится в зимнем лесу благородному оленю. Трудно ему бродить в поисках пищи по … снегу. Питается он … веточками деревьев.
2 группа. Средний уровень.

Прочитайте текст. Подберите имена прилагательные из слов для справок, поставьте прилагательные в нужную форму. Определите падеж, число, род имен прилагательных.

Пришла … зима. Лес притих, насторожился. … скатертью покрылись поляны. … иней лежит на деревьях и кустах. Тяжело приходится в зимнем лесу благородному оленю. Трудно ему бродить в поисках пищи по … снегу. Питается он … веточками деревьев.

Слова для справок. Блестящий, холодный, белый, тонкий, глубокий.

3 группа. Низкий уровень.

Прочитайте текст. Подберите имена прилагательные из слов для справок, вставьте пропущенные буквы. Определите падеж, число, род имен прилагательных.

Пришла … зима. Лес притих, насторожился. … скатертью покрылись поляны. … иней лежит на деревьях и кустах. Тяжело приходится в зимнем лесу благородному оленю. Трудно ему бродить в поисках пищи по … снегу. Питается он … веточками деревьев.

Слова для справок. Бел.й, холодн.я, глубок.му, блестящ.й, тонк.ми.

6. Домашнее задание

Напишите мини-сочинение о любимом животном. Постарайтесь использовать в своем сочинении имена прилагательные единственного числа.

Карточки-помощницы для домашнего задания.

Группа 1.

1. Какое животное для тебя любимое?

2. Опиши, как выглядит животное.

3. Опиши повадки животного.

4. Почему это животное любимое?

Группа 2.

1. Какое животное для тебя любимое?

- К какой группе животных относится.

2. Опиши, как выглядит животное.

- Какого размера животное.

- Какие глаза, уши, мордочка, хвост.

3. Опиши повадки животного.

- Как ест, охотится, играет.

4. Почему это животное любимое?

Группа 3.

1. Какое животное для тебя любимое?

- К какой группе животных относится.

2. Опиши, как выглядит животное.

- Какого размера животное.

- Какие глаза, уши, мордочка, хвост.

3. Опиши повадки животного.

- Как ест, охотится, играет.

4. Почему это животное любимое?

Слова для справок: сообразительный, умный, веселый, игривый, короткий, длинный, вытянутый, подвижный, шаловливый, ласковый, любопытный, смышленый, доверчивый, очаровательный, лопоухий, лохматый, друг.

7. Рефлексия.

Самоанализ

Закончите предложения:

• На уроке русского языка по теме «Безударные окончания имен прилагательных» я

узнал(а) … , понял (а) … , научился (лась) … .

• Наибольшего успеха я достиг(ла) в … .

Самооценка

По итогам работы учащиеся выбирают для себя соответствующую формулировку и рисуют ее символ – смайлик:

Смайлики в нашей жизни

Смайлики - красивые картинки (50 фото) • Прикольные картинки и позитив

«Я полностью справился с заданием самостоятельно»

«Я справился с заданием хорошо, но мне помогали»

«Надо еще поработать, исправить ошибки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК Русский язык: «Безударные окончания имен прилагательных мужского рода и среднего рода в именительном и винительном падежах». Природоведение: «Редкие, исчезающие виды птиц в Башкортостане».

Целью урока является изучение редких, исчезающих видов птиц, встречающихся в Башкортостане, о необходимости их охраны. На данном материале совершенствуется умение правописания безударных окончаний име...

Технологическая карта урока по русскому языку "Правописание окончаний имен прилагательных" 3 класс

Тема«Правописание  окончаний имен прилагательных»Класс3ЦельОтработка умений и навыков грамотного написания   окончаний имен прилагательных .Задачи Актуализировать знания об имени п...

Методическая разработка урока по русскому языку "Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе"

Методическая разработка урока по русскому языку "Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе"...

Технологическая карта урока по русскому языку "Падежные окончания имен прилагательных "

Технологическая карта урока по русскому языку "Падежные окончания имен прилагательных в мужском, женском и среднем родах", согласование с именами существительными....

Методическая разработка урока по русскому языку в 4Б классе по теме «Склонение имен прилагательных во множественном числе».

Методическая разработка урока по русскому языку в 4Б классе по теме «Склонение имен прилагательных во множественном числе»....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по русскому языку на тему: «Склонение имен прилагательных женского рода» 4 класс УМК «Школа России»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по русскому языку на тему: «Склонение имен прилагательных женского рода» 4 класс УМК «Школа России»...