Урок русского языка 3 класс "Обобщаем знания об имени существительном. Птицы нашей местности."
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Шелухина Надежда Николаевна

Урок обобщения и систематизации знаний. Обобщаем знания об имени существительном. Птицы нашей местности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx37.65 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Учитель Шелухина Н.Н.

Учебный предмет

Русский язык

Учебник

Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык. 3 класс: учебник, 1 часть. – М.: Вентана-Граф, 2012

Программа

«Начальная школа XXI века»

Класс

3

Тип урока

Урок обобщения и систематизации знаний

Тема урока

Обобщаем знания об имени существительном. Птицы нашей местности.

Цель урока

Создание условий для повторения и обобщения обучающимися   знаний по теме;

для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных); для формирования интереса к предмету

Задачи урока

  • образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме : «Имя существительное», обобщить материал как систему знаний.
  • воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности.
  • развивающие: развивать пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять, анализировать, сопоставлять, сравнивать.

Основные термины, понятия

часть речи, значение слова, на какие вопросы отвечает

Планируемые результаты

Предметные  

- систематизировать знания детей об имени существительном;

- обобщить знания детей о роли существительных в предложении;

- умение находить имена существительные в тексте.

-умение классифицировать имена существительные,

- применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.   

-познакомить учащихся с интересными фактами из жизни пернатых;

- закреплять знания о пользе птиц, которую они приносят человеку;

- прививать любовь и бережное отношение к окружающей природе;

- углубить знания о птицах у учащихся.

       

Метапредметные

Личностные УУД:

-формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе;

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

-оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

 - определять общие для всех правила поведения;

 - определять правила работы в парах, в группах;

  - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - формулировать учебные задачи;

 - учить планировать свою деятельность на уроке;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль;

  -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в тетради;

 - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

 - развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

-  моделировать информацию;

- уметь определять уровень усвоения учебного материала.

  Коммуникативные УУД:

 - слушать и понимать речь других;

- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

 - владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Формы работы

Средства обучения

Методы обучения

 По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковый. объяснительно-иллюстративный.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

Технологии

исследовательская, здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве, развивающая, информационно-коммуникативные

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Самоопределение

к деятельности

Сегодня у нас урок необычный, праздничный и деловой. Я желаю вам успеха, а вы пожелайте своим взглядом мне и своему товарищу.

Пусть девизом нашего урока станут слова «Всё у нас получится!»

Определяют свою готовность к уроку

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь учителя;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

II. Актуализация

знаний.

1 СЛАЙД

Предмет

Род (м., ж.,с.)

Число (ед., мн.)

Склонение (1,2,3)

Одушевленные-неодушевлённые

-Скажите, это признаки какой части речи?

-Какие ещё признаки вы можете назвать?

-Дайте определение имени существительного, как части речи.

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы КТО? ЧТО?

Имена существительные изменяются по числам, относятся к мужскому, женскому или среднему роду, изменяются по падежам, бывают одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные.

Имени

существительного

Называют

Познавательные УУД

- развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

- представлять информацию в виде схемы.

- выявлять сущность, особенности объектов.

- на основе анализа объектов делать выводы.

- обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь учителя;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: -оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

 - определять общие для всех правила поведения.

III. Формулирование темы урока, планирование деятельности.

2  СЛАЙД

 Сформулируйте тему нашего урока

Цели и задачи урока:

обобщить знания об имени существительном, как части речи.

О каком времени года говорится в загадке:

С песенкой веселой,

С громким звоном ручейков,

К нам пришла с листвою,

С шумом птичьих голосов. (Весна)

Работая над темой урока, мы поговорим о наших пернатых друзьях, познакомимся с некоторыми из них. О ком же пойдет речь?

- Конечно же, с приходом весны возвращаются к нам наши друзья - перелётные птицы. Они привлекают наше внимание причудливым оперением, пением, движениями, полётом, и, конечно, загадочным образом жизни.  

Сообщение ученицы

  -Птицы везде - над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу, в поселке нужно знать.  

 Каких птиц вы знаете?

 СЛАЙД   Птицы — наши пернатые друзья.

- А почему птиц называют друзьями?

- Можете вы представить нашу жизнь  без птиц?

 (Слушаем пение соловья)

Повторение изучен-

ного об имени

существительном.

Весна

о птицах

Сообщение о птицах

(Приложение)

Регулятивные УУД

- развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом слайда.

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

 -прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

IV. Развитие умений – применение знания.

1. Работа с предложением

- Каких перелетных птиц вы знаете?

Запишем предложение:

Журавль, скворец, соловей — перелетные птицы.

Найти грамматическую основу предложения.

(однородные подлежащие, сказуемое выражено именем существительным)

2. Словарная работа.

-А какие птицы  зимовали в нашей местности?

Прошла зима. Расскажите, чем мы помогали птицам в зимнее время?

СЛАЙД -Посмотрите на фотографию .

 КАКИЕ ПТИЦЫ ПРИЛЕТАЛИ НА КОРМУШКУ? (воробьи, синицы, дятел)

  • Отгадайте загадки о птицах. Слова — отгадки будем записывать а столбик.

  1. В серой шубке перовой

      И в морозы он  - герой,

      Скачет, на лету резвится,

      Не орел, а все же птица.(воробей)

  1. Он по-рабочему одет:

           Удобно, просто, ловко.

           На нем малиновый берет

           И пестрая спецовка.(дятел)

  1. Окраской  -  сероватая,

           Повадкой — вороватая,

           Крикунья хрипловатая

           Известная персона. Это —( ворона).

  1.           Эта хищница болтлива.

                     Воровата, суетлива,

                     Стрекотунья, белобока,

                     А зовут ее — (сорока).

  1. Ты с модницей этой, конечно, знаком

           Вертушке на месте совсем не сидится.

           Все хвастает синим своим сюртуком

           И шапочкой синей гордится. (синица)

Назовите орфограмму в записанных словах.

Одушевлённые или неодушевлённые? Какой вопрос поставим?

Определите род и склонение   имён существительных

(самопроверка со слайда)

СЛАЙД (Воробей (м.р., 2 скл.), дятел (м.р, 2 скл.), ворона (ж.р, 1 скл.), сорока(ж.р, 1 скл.),  , синица. (ж.р, 1 скл.),)

  1. Работа в парах.

На СЛАЙДЕ   слова

 (кормушка,  дерево, птица)

- Назовите одушевленные имена существительные и неодушевленные

-Выберите любое  имя существительное и запишите его

в родительном падеже

в дательном падеже

в предложном падеже

на СЛАЙДЕ: 

Р.п.

Д.п.

П.п.

Алгоритм проверки

безударного окончания

1. Начальная форма (И.п. ед.ч.)

2. Склонение

3. Опорное слово (земля, слон, колесо, любовь)

  1. ФИЗМИНУТКА

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти стряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки –плавно помашем,

Это к нам птицы летят.

Как они сядут – тоже покажем:

Крылья сложили назад.

  1. Работа в группах.

Повторяем правила работы в группах, выбираем командира. Объясняем значение слов, которые вызвали затруднения.

(бескормица)

1 группа – работа с деформированным текстом.

Задание: расставить предложения в правильном порядке, определить тип текста, озаглавить. В первом предложении найти одушевлённое существительное.

На высокой сосне в парке сидят птицы. Они ищут пищу. Школьники насыпали в кормушку разные семена. Птички клюют их. Зимой птицам нужна наша забота.

2 группа – догадаться о какой птице идет речь, дать полную характеристику имени существительному (отгадке) по плану: определить род, число, склонение, одушевлённое-неодушевлённое, собственное,-нарицательное . Найти 2 одушевлённых и

2 неодушевлённых имени существительных, записать в начальной форме ( И.  п., ед.ч.) Отвечает 1 уч-ся от группы.

3 группа - догадаться о какой птице идет речь, назвать её,

найти в тексте имя существительное  2 склонения, единственного числа, неодушевлённое, нарицательное, в предложении стоит в родительном падеже.  (хлеба), 2 неодушевлённых имени существительных.

СЛАЙД   Памятник воробью в США.

  1. Сообщения учащихся о том, какие гнёзда устраивают птицы.

- Ребята, с 1 апреля 1924 года отмечается день птиц. Дата проведения праздника выбрана не случайно: как раз в это время из теплых краев возвращаются пернатые. Взрослые и дети в этот день благоустраивают места обитания водоплавающих птиц, вывешивают новые кормушки и скворечники.

Сообщения учащихся о том, какие гнёзда устраивают птицы.

СЛАЙД Скворцы живут в дуплах, под камнями, на деревьях

Фото «День птиц» Чернова Ирина помогала папе делать скворечник, а потом украсила его своими рисунками.

Беседа об охране птиц.

Но, к сожалению, у птиц существуют и трудности.

Как вы думаете, какие?

Ребята! Не разоряйте птичьи гнезда. Не забирайте птенцов из гнезда. Не подходите близко к гнездам птиц. По вашим следам их могут отыскать хищники. Если вы случайно окажетесь возле гнезда, не прикасайтесь ни к чему, сразу же уходите. Иначе птицы-родители могут совсем покинуть гнездо.

СЛАЙД 

Не стреляй воробьев,

Не стреляй голубей,

Не стреляй просто так

Из рогатки своей!

Эй, малыш, не стреляй

И не хвастай другим,

Как без промаха бьешь

По мишеням живым!

- Какова главная мысль этого стихотворения?

Называют

Высказывают свое мнение.

Ученик на доске, остальные – в тетрадях.

Ответы детей:

воробьи, синицы, дятел

Индивидуальная работа

Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением

Изменяют слова по падежам, выделяют окончание.

Проверка со слайда

Повторяют правила работы в группах

Отвечает 1 или 2 уч-ся от группы

Дети говорят о необходимости помогать птицам, не разорять гнёзда

Коммуникативные УУД

-развиваем умение слушать и понимать других.

-строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

формлять свои мысли в устной и письменной форме.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- отличать верно выполненное задание  от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные УУД:

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в парах и в группах;

- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- работать по предложенному плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь находить и выделять необходимую информацию;

- уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

V. Итог урока.

- Ребята, давайте вспомним, какую цель мы поставили перед собой на уроке?

- Смогли мы её достичь?

Что повторили об имени существительном?

-  Что в вашей работе показалось трудным? А что интересным?

- Какие умения формировали? (определяли признаки имени существительного, умение работать с информацией.)

- Что интересного узнали о птицах?

- Будем помогать птицам?

Лист самооценки

1. На уроке я работал                       активно / пассивно                  

2. Своей работой на уроке я           доволен / не доволен

3. Урок для меня показался            коротким / длинным

4. За урок я                                      не устал / устал

5. Мое настроение                           стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был            понятен / не понятен

                                                          полезен / бесполезен

                                                          интересен / скучен

Определяли признаки имени существительного.

Отрабатывали умение работать с информацией.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

VI  Домашнее задание

Нарисовать птицу, которую запомнили, учебник с. 56, упр. 4 или тест

VII. Рефлексия

Цветовая оценка урока

Зелёный цвет - все понятно

желтый – есть затруднения

красный – много непонятного

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-праздник по русскому языку "Обобщение знаний об имени существительном"

Тема: «Обобщение знаний об имени существительном» Цели урока:  формировать умение ставить вопросы к именам существительным, распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные. раз...

Конспект урока по русскому языку: « Обобщение знаний об имени существительном»

Конспект урока по русскому языку:« Обобщение  знаний об имени существительном» 2 класс...

Конспект урока русского языка "Обобщение знаний об имени существительном". 3 класс. Т.Г. Рамзаева.

Урок "Обобщение знаний об имени существительном" 3 класс. Дети повторяют и обобщают изученный материал играя. А что в начальной школе может быть лучше? Только заинтересовав ребёнка, можно добиться пол...

Урок русского языка "Обобщение знаний об имени существительном".

Тип урока-урок общеметодологической направленности.Цель урока: повторить и обобщить знания по теме: «Имя существительное» Задачи:1) Образовательная: повторить существенные призна...