"Обобщение знаний о местоимении"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Альбина Ивановна Тарасевич

Конспект урока в 4 классе по программе "Школа России"  "Обобщение знаний о местоимении"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский  язык

ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О МЕСТОИМЕНИИ.

4 класс

Подготовила:

Тарасевич А.И.

 учитель начальных классов

                       

                                 

ТЕМА: «Обобщение знаний о местоимении»

Педагогические  задачи  урока:

 - обучающие

- расширять знания обучающихся об употреблении местоимений в речи ;

- закреплять умение орфографически правильно обозначать на письме  местоимения с предлогами;

- совершенствовать умение определять морфологические признаки местоимений;

- развивающие

- развивать логическое мышление, культуру речи обучающихся, слуховую и зрительную память;

- развивать устную и письменную речь обучающихся,  творческие способности;

- развивать умение работать самостоятельно, в парах, в группах;  

- воспитательные

- воспитывать чувство коллективизма, ответственности друг за друга, за порученное дело;

- прививать интерес к предмету.

                                Планируемые результаты:

- личностные УУД: 

осознавать потребность в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного отношения к людям посредством языка;

принимать следующие базовые ценности: «желание понимать друг друга», «желание понимать позицию другого»;

осознанно готовиться к урокам русского языка, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников;

формировать способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

метапредметные УУД:

- познавательные УУД:

распознавать местоимение среди других частей речи и давать характеристику этой части речи в соответствии с грамматическими признаками;

определять род, число, падеж личных местоимений в косвенной форме;

устанавливать наличие в словах – местоимениях орфограмм и обосновывать  написание местоимений в косвенных падежах;

- регулятивные УУД: 

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи;

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия;

- коммуникативные УУД:

свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;

аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;

участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом;

предвидеть последствия коллективных решений.

УМК «Школа России».

Учебник Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык.  4 класс  В 2-х  ч. - М.: Просвещение, 2014.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая.

На уроке используется мультимедийная презентация.

Оборудование:

- разноуровневые задания;

- экран,  презентация (проецирование на экран на отдельных этапах урока 20 мин.);

 - смайлики  для  самооценки.

Ход урока

I.    Организационный момент

Цель: осуществить  межличностный контакт; создать комфортную психологическую атмосферу урока, настроить детей на веру в себя, свои знания и умения.

1. Психологический настрой к уроку

- Самое удивительное явление в мире это человеческая доброта. Подарим улыбки друг другу. Передайте своё хорошее настроение. Подарим улыбки гостям.

- Сегодня у нас необычный урок,

На нём подведём мы работы итог.

Сегодня ждут нас старые друзья,

Побываем у них вместе – вы и я!          Работаем под девизом «Хочу все знать»!

II. Самоопределение к деятельности.

     Постановка учебной задачи.

- А что это за  старые друзья вы, надеюсь, догадаетесь, послушав стихотворение о них.   (Читаю  стихотворение)

- Применяем мы всё это

Вместо имени предмета,

Нам на всё оно укажет,

Но ничьих имён не скажет.

Часто очень применяется,

Сильно очень изменяется.

Без него, как не крутись,

В речи нам не обойтись!

- Ребята, вы догадались о чём идёт речь?

Дети: - Это местоимения!       - Верно, это наши друзья местоимения.

- Сегодня, мы отправимся в гости к местоимениям. Туда приглашают только тех, кто хорошо знаком с этой частью речи, так как они приготовили нам много занимательных заданий.  Вы уверены в своих силах? Тогда вперёд!

III. Актуализация знаний.

1. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ

- У вас сегодня будет необычное чистописание.

- И начнём мы свой урок,

Несомненно, с этих строк.

Вы на строчки посмотрите-

Что заметили - скажите?

- Прочитайте, что же здесь написано?

(Дети читают.)

 В, НА, А, НОС, Я, ОН, НО, ПОД, ТЫ, НАС, МНЕ, ВЫ   (Слайд  )

- Так что же вы заметили?

Д.: - Здесь записаны разные части речи.

- Какие части речи вы здесь заметили?

Д.: - Предлоги, союзы, существительное, местоимения.

- Я предлагаю вам выписать только местоимения  к себе в тетрадь. Красиво и аккуратно!

- Следим за своей посадкой.

- Ребята, назовите мне части речи, которые вам встретились?

Д. - Предлоги: В, НА, ПОД.

Д.- Союзы: А, НО.

Д.-  НОС, что? НОС – это существительное.

Д. – Личные местоимения: Я, ОН, ТЫ, НАС, МНЕ, ВЫ.

- Что же такое местоимение?

- Вы замечательно справились с заданием, нашли все местоимения

- А кто мне скажет, что мы с вами повторили, выполнив это задание?

Д.: - Повторили части речи.

- Вот мы и в гостях у местоимений. А местоимения, как вы заметили народ весёлый, озорной.

- Давайте посмотрим, какое следующее задание они вам приготовили…

2. Словарная  работа.     (Слайд)

- Спишите словарные слова и подчеркните местоимения, которые в них спрятались:

А…ея,  г…ризонт,  с..ло…вей,  ябл…ко,  ж…лтый,  в…рона.

Самопроверка

- Что повторили, выполняя это задание?

Д.: - Правописание непроверяемых безударных гласных.

3. Игра «Домик»    (Слайд) РАБОТА С КАРТОЧКАМИ

- Местоимения, выстроив себе домик, попрятались по разным квартирам. Расселите их правильно.  

Лицо

Число

 

      

Единственное

Множественное

1 лицо

ты

я

2 лицо

мы

вы

3 лицо

Они,  оно

он, она,

Обмен карточками. Взаимопроверка.

Самопроверка  по  слайду.   (Слайд)

Лицо

Число

 

Единственное

Множественное

1 лицо

я

мы

2 лицо

ты

вы

3 лицо

он, она, оно

они

- Что мы повторили, выполняя это  задание?

Д.: - Какое местоимение к какому лицу и числу относится.

- Составить предложение с любым местоимением, подчеркнуть грамматическую основу предложения.  ЗАВТРА Я ПОЙДУ В БИБЛИОТЕКУ. (подлежащим)

- Чем местоимение является в предложении?

IV. Закрепление.

1. Записать словосочетания (в скобках написать начальную форму), указать число, лицо, падеж местоимений (работа по цепочке).

Играю с ним  – … (он, 3л, ед.ч, Т.п.)
думаю о ней  – … ;(она, 3л, ед.ч, П.п)
приходил к нему  – … ;(он,3л, ед.ч., Д.п.)
встречался у них – … ;(они,3л, мн.ч., Р.п.)
споём  с ней  – … .    (она, 3л, ед.ч., Т.п.)

– местоимения в начальной форме, которые записали в скобках, начинаются с какой буквы? (Гласной)
– Что произошло, когда эти личные местоимения употребили с предлогами? 
(При произношении добавился звук ( н ), писать стали с буквы Н.)

 2. – Для чего в речи употребляют местоимения? (Они создают нам удобство, т.к. экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем их, чтобы не было повторения одного и того же слова.)

– На столе лежат распечатанные карточки с текстом жёлтого цвета. (Чтение  учителем)

Саша и Маша любят ходить в походы. Однажды Саша и Маша решили обследовать пещеру. В пещере было озеро. Вода в (нём) озере3 была необыкновенно чистая.

РАЗБОР:

в нём – мест, н.ф. он, 3л, ед.ч, П.п

VI. Включение изученного в систему  знаний.

  1. Работа с учебником.

 Упражнение 123    

Сценка «Разговор лягушек» (разыгрывание по ролям)

- Какие местоимения встретились в сценке?

- Запишите их. Определите лицо, число, падеж

Ты (2 л., ед. ч., И.п.)       к нам (1 л., мн. ч., Д.п.)      к вам (2 л., мн. ч., Д.п.)  

нам (1 л., мн. ч., Д.п.)

- Самопроверка.          - У кого без ошибок?

IV. Итог урока. Игра «Или нет, или да, а не знаешь беда»

  1. Местоимение – это часть речи?  Да
  2. Личные местоимения ед.ч склоняются? Да
  3. Личные   местоимения мн.ч склоняются? Да
  4. Предлоги с местоимения пишутся слитно? Нет
  5. Мы, вы, они – это местоимения ед.ч.? нет
  6. В русском языке шесть падежей?  Да
  7. Услышим скоро мы звонок. Пора заканчивать урок? Да

Творческое задание от местоимений.  «Составляем  синквейн»      (Слайд)

            1 строчка : Ключевое слово    

   2 строчка : два прилагательных

  3 строчка : три глагола

  4 строчка : короткое предложение

  5 строчка : Одно слово, связанное с данным понятием.

- Выполняем самостоятельно    (Слайд)  

           1 строчка : Местоимение    

2 строчка : личное, важное

3 строчка : указывает, не называет, изменяется

4 строчка : С ним избегаешь повторения

5 строчка : Замена.                 - Мы справились с заданием местоимений.

VII. Рефлексия. Итог урока.

- Понравилось ли вам гостить у местоимений?

- Справились ли мы с задачами, которые они перед нами ставили?

- Что нам даст изучение этой темы?

- Оцените свою работу: «ДЕРЕВО УСПЕХА»

КРАСНОЕ ЯБЛОКО: Мне было интересно, я понял, что такое местоимение, смогу их распознать;

ЖЁЛТОЕ: Мне было интересно, но ещё не всё усвоил о местоимении;

VIII. Домашнее  задание  

- Провожая вас, местоимения передали вам такое напутствие:

«Нам бы очень хотелось, чтобы в вашем классе чаще звучало местоимение МЫ (Все дети получают сердечки с надписью Я + Я = МЫ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие 4 класс "Обобщение знаний о местоимении"

Урок-путешествие в 4 классеТема урока: обобщение знаний о местоимении.Цели урока1.  Углубить знания учащихся о местоимении.2.   Совершенствовать  навыки  учащихся...

Урок русского языка на тему "Обобщение знаний о местоимении как части речи"

Урок русского языка в 3 классе по теме "Обобщение знаний о местоимении как части речи". Образовательная система "Школа 2100"...

Обобщение знаний о местоимении

Тема урока: обобщение знаний о местоимении.Чистописание.Пп   па   пр    ап   пе   пи      ...

Русский язык. Обобщение знаний о местоимении. 4 класс.

Данный урок посвящён закреплению знаний учащихся о местоимении. Предлагается вариант работы над местоимением, согласно которому, учащиеся будут заменять имена существительные местоимениями, обобщат зн...

Конспект урока "Обобщение знаний о местоимении" (3 класс, УМК "Школа России")

Цель деятельности учителя: развитие умений определять лицо, число и род (род для 3-го лица единственного числа) местоимений, употреблять местоимения в речи.Планируемые результаты:Предметные:-знать, чт...