Русский язык. Тема урока "Имя существительное как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Потапова Наталья Викторовна

Цели урока:

  1. дать более глубокое представление об имени существительном как часть речи;
  2. отрабатывать умения находить существительные в тексте, ознакомить с обобщенным лексическим значением имён существительных;
  3. формировать грамматическое понятие “имя существительное”;
  4. развивать связную речь учащихся, активизировать словарный запас, орфографическую зоркость, воспитывать чувство прекрасного.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3-м классе по теме: "Имя существительное как часть речи" (введение).


Цели:

  1. дать более глубокое представление об имени существительном как часть речи;
  2. отрабатывать умения находить существительные в тексте, ознакомить с обобщенным лексическим значением имён существительных;
  3. формировать грамматическое понятие “имя существительное”;
  4. развивать связную речь учащихся, активизировать словарный запас, орфографическую зоркость, воспитывать чувство прекрасного.

1. Орг. класса:

Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести.
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!

2. Ход урока:

- Сегодня мы идём в гости к зиме. Изменчива погода зимой; то выглянет яркое солнышко, то вдруг нахмурится небо, вихри закружат снежные хлопья.

 (запись числа и классной работы)

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
В гости к нам идёт сама
Волшебница … зима.

2. Минутка чистописания З з

- Подберите однокоренные слова к слову зима. Как можно назвать зиму красиво?

3. Зима опустилась на землю во всей своей красе, сверкает снег. Давайте порадуем зиму, поработаем в тетрадях.

- А у нас сегодня гость. Кто это, ребята?

Задание: прочитать слова, вставить пропущенные буквы, записать и объяснить. (проверка устно).https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/410247/img1.gif

- А посмотрите внимательно на слова. Не захватил ли Снеговик “лишнего” слова. Найдите “лишнее” слово. Почему вы решили, что оно не подходит к этой группе слов?

- На какой вопрос отвечает слово? А все остальные слова?

- Что это за слова, которые отвечают на вопросы кто? что?

- Правильно, это имена существительные. 

Всему название дано, - и зверю и предмету
Вещей вокруг полным полно, а безымянных нету,
И все, что может видеть глаз –
Над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас, -
Означено словами.

- У каждого слова своя работа, одни, - называют предметы, другие – их признаки, третьи –действия. Имя существительное – всё, что существует. И мы должны сегодня разобраться с этой частью речи. А части речи живут в большой стране, которая называется МОРФОЛОГИЯ. У каждой части речи свой дом. И вот сегодня мы будем строить дом имени существительному.

Каждый дом имеет фундамент. https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/410247/img2.gif

4. – Что вы уже знаете об этой части речи? Назовите имена существительные.

-А почему слова отвечают на разные вопросы? Да, живые и неживые. А правильно сказать одушевлённые и неодушевлённые.

Это первый этаж нашего дома.https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/410247/img3.gifСтр. 9, упр. 9

 Физминутка:

- Игра на внимание “Хлопок – молчок”

(игра проводится стоя). Девочки хлопают, если услышат одушевлённые имена существительные, а мальчики – неодушевлённые: кот, мяч, воробей, дом, карась, окно, дятел, лопата, книга, гусь, гром, гвоздь, доктор, муха, платок.

5. Классификация существительных.

- А что обозначают имена существительные? А только ли предметы?

Поиграем в группы слов

Кто из вас играть готов? (как назвать одним словом)

Пёс, петух, корова, кошка - … животные.

Кукла, мячик и гармошка - … игрушки.

Лук, редиска, огурцы - … овощи.

Молоток, топор, щипцы - … инструменты.

Платье, юбка и рубашка - … одежда.

Бак, стакан, кастрюля, чашка -… посуда.

Василек, ромашка, роза -… цветы.

Ветер, дождик и морозы - … явления природы.

- Подбери ещё названья: (самостоятельно записать по рядам) фруктов, мебели и тканей, профессий, рек и городов. Кто работать сам готов?

 

фрукты -…

ткани - …

реки - …

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/410247/img4.gif

мебель - …

профессии - …

города - …

 

Итак, что же могут обозначать имена существительные?

Это еще один этаж нашего дома.

Физминутка.

Зима очень загадочна и волшебна. А как красив зимой русский лес! Ребята, вы хотите побывать на лесной поляне? Представьте, что мы входим в зимний лес (встали).

- Свежий ветерок ласкает ваши лица (движения ветерка к лицу)

- Мороз щиплет и румянит щечки (пощипывание щек).

- Пойдем по тропинке, снег очень глубокий (высоко поднимаем ноги).

- Потрогаем белые стволы берёз (потираем руки).

- У берёз очень тонкие веточки (руки вперед, шевелим пальчиками)

- Сели (минутка отдыха).

Пауза: Чудесен вид зимней природы! Лучи солнца осыпают холодным блеском всю землю. В прозрачном воздухе сверкает красивыми звёздочками пушистый иней. С мохнатых хвойных ресниц елей летят снежинки.

Продолжаем работу.

6. Роль существительных в речи и предложении.

Прочитайте текст (на доске):

Пушистый … укрыл периной поляну. Вот промчался трусливый … . Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … . Стучит по стволу дерева … . Только не спит в своей …. …. .

- Всё ли понятно в тексте? Почему? Потому что не понятен смысл предложения. Что нужно сделать, чтобы было понятно о ком и о чем говорится.

- Спишите текст, вставьте слова, подходящие по смыслу.

Разбор каждого предложения:

- Почему в первом предложении вставили слово снег?

Найдите основу предложения, подчеркните.

На какой вопрос отвечает подлежащее? Что обозначает?

 Какой частью речи является? Подпишите часть речи над подлежащими в 1, 2, 4 предложении.

- Какой вывод можно сделать?

Имя существительное, которое в предложении отвечает на вопрос кто? или что? - является подлежащим и несет главную мысль в предложении.

- Какое слово вы вставили в третьем предложении?

На какой вопрос оно отвечает?

Это имя существительное, но является ли оно главным членом предложения? Имена существительные, которые отвечают в предложении на другие вопросы – это второстепенные члены предложения.

Они служат для смысловой окраски предложения.

Третий этаж нашего дома (роль в предложении)

7. Обобщение – по этажам “дома”.

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/410247/img5.gif

Так что же такое имя существительное?

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/410247/img6.gif

Но впереди у нас большая работа, изучить четвертый этаж нашего дома. Этим мы займемся на следующих уроках.

8. Рефлексия “Сегодня на уроке я…”

- узнал новое…

- научился …

- было трудно …

- всё понял, могу помочь другим …

- Как вы думаете, ребята, порадовали мы сегодня зиму? Понравился вам урока? Спасибо всем за работу. А зима приготовила вам подарки (дарю всем по снежинке).

Пёс, петух, корова, кошка - …

животные.

Кукла, мячик и гармошка –

… игрушки.

Лук, редиска, огурцы - …

овощи.

Молоток, топор, щипцы - …

инструменты.

Платье, юбка и рубашка –

… одежда.

Бак, стакан, кастрюля, чашка -…

посуда.

Василек, ромашка, роза -…

цветы.

Ветер, дождик и морозы - …

явления природы.

           

                                                 

            Имя существительное

Кто? одушевлённые

Что? неодушевлённые

Предметы, названия рек, городов, профессии, явления природы, события,…

З-ма,

мор-з,

з-метает,

к-ньки,

сев-р.

В предложении является подлежащим или второстепенным членом.

Род, число, падеж.

Прочитайте текст :

Пушистый … укрыл периной поляну. Вот промчался трусливый … . Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … . Стучит по стволу дерева … . Только не спит в своей …. …. .

- Спишите текст, вставьте слова, подходящие по смыслу.

Прочитайте текст :

Пушистый … укрыл периной поляну. Вот промчался трусливый … . Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … . Стучит по стволу дерева … . Только не спит в своей …. …. .

- Спишите текст, вставьте слова, подходящие по смыслу.

Прочитайте текст :

Пушистый … укрыл периной поляну. Вот промчался трусливый … . Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … . Стучит по стволу дерева … . Только не спит в своей …. …. .

- Спишите текст, вставьте слова, подходящие по смыслу.

Прочитайте текст :

Пушистый … укрыл периной поляну. Вот промчался трусливый … . Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … . Стучит по стволу дерева … . Только не спит в своей …. …. .

- Спишите текст, вставьте слова, подходящие по смыслу.

Прочитайте текст :

Пушистый … укрыл периной поляну. Вот промчался трусливый … . Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … . Стучит по стволу дерева … . Только не спит в своей …. …. .

- Спишите текст, вставьте слова, подходящие по смыслу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по русскому языку тема "Закрепление знаний о частях речи"

ПредметРусский языкКласс3ПрограммаУМК «Гармония»УчебникСоловейчик М.Ю. Русский язык. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013Тема урокаОбобщение знаний о частях речиЦели и задачи урока  Обобщить сведен...

Разработка конспекта урока по русскому языку, тема:" ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. ПОСТОЯННЫЕ И НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ" (4 КЛАСС)

Урок повторения, углубления и обобщения изученного,   развитие  умения различать части речи и члены предложения; находить постоянные и непостоянные признаки имён существител...

2 КЛАСС РУССКИЙ ЯЗЫК ТЕМА:ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

2 класс Русский язык  Тема:Имя существительное как часть речи...

Урок русского языка. Тема урока: "Наречие как часть речи."

Цели данного урока:1) Дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.2) Развивать орфографическую зоркость, внимание, память, устную речь.3) Воспиты...