Конспект урока во 2 классе по русскому языку по программе "Школа России" Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Кирьянова Юлия Сергеевна

Конспект урока по русскому языку по теме: "Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Автор материала (ФИО)

Кирьянова Юлия Сергеевна

Должность (с указанием преподаваемого предмета)

учитель начальных классов

Образовательное учреждение

МАОУ СОШ № 21 г. Балаково Саратовская область

Класс (возраст)

2 класс

Название материала

Урок русского языка «Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Учебный предмет

Русский язык

Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс

Учебник «Русский язык 2 класс»,                                                          

 В. П. Канакина, В.Г. Горецкий « Школа России»

Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ  и другие)

Текстовый документ

Презентация

Техническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и другие.)

Компьютер, проектор, презентация по теме

«Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Цель урока:

Закрепить навыки правописания слов с сочетаниями жи – ши, ча-ща, чу-щу

Задачи:

метапредметные:

Регулятивные:

  •  Организовать пространство диалога, творческой деятельности  

   на уроке.

•  Способствовать формированию умения сравнивать, обобщать,

   группировать, анализировать; формулировать свои мысли,  

   высказывать их вслух, развивать умение делать выводы,  

   переключать внимание. 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; взаимодействие - строить монологическое высказывание.

личностные:

•   Организовать обмен содержанием субъективного опыта между      

    учениками.

•   Общение с учениками выстраивать на принципах

    сотрудничества.

•   Организовать атмосферу включённости каждого ученика в

     работу класса.  

предметные:

•    Совершенствовать навыки написания  сочетаний  жи- ши; ча-ща, чу-щу

•    Развивать орфографическую зоркость, речь.

Планируемый результат

- Обучающиеся научатся писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу;

- Получат первоначальные представления о нормах языка;

- Получат установку на принятие моральных норм жизни детского коллектива.

Краткое описание работы с ресурсом                                 (на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивид, групповая и другое)

Тип урока – урок общеметодологической направленности                                                                                     Методы обучения: поисковый, словесный, практический, использование некоторых методов и приемов технологии развития критического мышления).                                            

Используется фронтальная работа; групповая работа; работа в парах; работа с учебником

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Организация позитивной мотивации деятельности обучающихся на уроке.

Включение в деловой ритм

      Прозвенел уже звонок

      Начинается урок.

В путешествие пойдем,

В страну сказок попадем.

Слушай, думай ,наблюдай,

Сказку нашу отгадай.

Глазки дружно закрывайте,

Сказку в душу пропускайте.

(Звучит музыка)

За горами, за лесами

За широкими морями,

В чудном домике своем

Живут гномы всемером.

С ними поселилась я.

Ну-ка, открывай глаза!

(Появляется Белоснежка)

- Я рада приветствовать вас в сказочной стране. Ребята, а как меня зовут, кто знает?

- Из какой сказки я к вам пришла?

   

Осуществляют самооценку готовности к уроку.

Белоснежка

Белоснежка и семь гномов

Личностные УУД: самоопределение.

Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Актуализация

знаний

3.Постановка  учебной задачи.

4.Решение учебной задачи.

Орфографическая минутка

Отгадали вы меня,

Вы правы, Белоснежка – это я.

Живу у гномиков своих,

А кто мне скажет,

Сколько их?    

- Правильно, семь. Семь – это магическое число. Оно упоминается в пословицах и поговорках.  

-А какие пословицы с числом 7 вы знаете?            

- Молодцы! А сейчас мы отправимся к гномикам.

Мои гномы – шалунишки,

Поиграть они хотят.

Никогда им не встречалось,

Столько умненьких ребят!

 - Ребята, поиграем с гномами?

-Тогда отправляемся к первому гному. А зовут его Пишичитай. Он нам передал необычный цветок. Посмотрите на него. Как вы думаете, зачем он нам его передал?

 - Поднимите руку, кто догадался, какая тема нашего урока?

I. Минутка чистописания  

 - Молодцы! Открываем тетрадь, записываем число, классная работа.

Я тетрадочку открою.

Уголочком положу.

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

-А теперь пропишите сочетания

1 ряд – ЖИ-ШИ

2 ряд – ЧА-ЩА

3 ряд – ЧУ-ЩУ

- Обведите в кружочек самое красивое сочетание.

 - У вас на парте лежит линеечка. На ней мои друзья – гномики. Здесь вы будете отмечать свои успехи. У кого все получилось ставит +, совсем не получилось -, у кого не все получилось ставит галочку. Теперь поставьте нужный знак около гнома Пишичитай.

I. Орфографическая минутка

- Гномик Говорун он приготовил для вас интересное задание. Девочки должны составить слова и записать их в тетрадь, используя сочетания ЧА-ЩА, а мальчики - составить слова и записать их, используя сочетания ЧУ-ЩУ.

А теперь, поднимите руки те , кто написал больше 5. Вы можете себе поставить + на нашей линейке успеха. А у кого меньше 5? Вы можете себе поставить галочку.

Молодцы! А вот гномик Буквоежка.

Что за ужас, что за хлам?

Вежде буквы по углам.

Давайте в доме уберем.

Из букв мы слово соберем

Он хорош для кислых щей,

Помимо прочих овощей.

-Правильно. Это слово щавель. Запишем это слово. Поставим ударение. Теперь разделим его на слоги. Как вы определили, что в слове 2 слога? А гномик сказал, что в слове все согласные мягкие. Прав ли он? Давайте посчитаем, сколько в слове букв? А звуков? Почему в слове букв больше, чем звуков? А какую роль играет мягкий знак?

- Вы знаете, что такое щавель? А давайте посмотрим значение слова щавель в толковом словаре учебника на стр.138.

 - Ребята, это слово нужно не только правильно писать, но и правильно произносить. В орфоэпическом словаре показано как нужно его произносить. Откройте стр.133 и прочитаем как надо произносить слово щавель.

Составим предложение со словом щавель.

Кислый щавель растет на грядке.

Найдем и подчеркнем подлежащее и сказуемое.

Молодцы! Не забывайте про линейку достижений.

Семь

Семь раз отмерь, один отрежь. За семью печатями. На седьмом небе от счастья.

            Да

Будем повторять правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

Работа в тетради

Составляют и записывают слова в тетрадь

Собирают слово из букв.

Ответы детей (два слога ,т.к. в слове две гласных буквы. Букв 6, а звуков 5, потому что мягкий знак не обозначает звука. В этом слове он смягчает согласный звук)

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос.

Регулятивные УУД: умение высказывать своё мнение.

4.Динамическая пауза

Организует физкультминутку.

Гномик Весельчак приглашает вас отдохнуть.

Вижу, сильно вы устали.

Позову Весельчка,

Проведет он физкультминутку,

Всем понравиться она.

Гномы шли-шли -шли,

Земляничку нашли.

Раз и два, и три, и четыре , и пять,

Мы начнем искать опять.

Выполняют физкультминутку

5.

 - Гномик Любознайка уверен, что вы с удовольствием выполните его задание.

- Я буду показывать картинку, на которой изображен один предмет, а вы записывать слово, означающее много. (показывает картинки- жираф, еж, мышь, чайка, чиж, морж, уж).

- Что у вас получилось? Подчеркните сочетания жи-ши,ча-ща.

- Как связаны между собой эти слова? ( это животные). Чем мы можем помочь птицам в зимнее время?(кормить, развешивать кормушки)Правильно о животных нужно заботиться, беречь их. Для этого создаются заповедники и национальные парки. Один из таких парков есть и в нашей области, в городе Хвалынске.

- Сказочные лесные гномики вам дают следующий наказ:

Не стреляй воробьев,

Не стреляй голубей,

Не стреляй просто так

Из рогатки своей!

Эй, малыш, не стреляй

И не хвастай другим,

Ка без промаха бьешь

По мишеням живым!

Пишут в тетрадях слова - жирафы, ежи, мыши, чайки, чижи, моржи, ужи

Ответы детей

Регулятивные УУД: целеполагание. Познавательные УУД: общеучебные  - формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и выборе  информации, умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

6. Работа в парах

 -В уголочке кто сидит?

Тихо что-то говорит?

Да это же гномик Тихоня. Он никак не может составить предложения из слов. Давайте ему поможем. У вас на партах лежат конверты. В них лежат слова, из которых нужно составить предложение.

Какие предложения у вас получились? Конверт №1,2,3,4,5

1.Серая туча затянула все небо.2. На землю полетел пушистый снежок. 3. Чудесные снежинки были похожи на стайку белых мотыльков.4. Они медленно кружились в воздухе.5. Земля радостно встречала белый пух зимы.

Ребята, а эти предложения можно назвать предложениями? (Да) Что вы узнали из текста? (Этот текст о зиме) Данный текст нужно будет записать. Это ваше домашнее задание. Оно находится в учебнике на стр.14 упр.22.

Работают в парах. Составляют предложения

Регулятивные УУД: целеполагание. Познавательные УУД: общеучебные  - формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и выборе  информации, умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

7.Динамическая пауза 

Организует физкультминутку.

А теперь, ребята, встали,                                                         Быстро руки вверх подняли-                                                            В стороны, вперед, назад.                                             Повернулись вправо, влево,                                                  Тихо сели вновь за дело.

Выполняют физкультминутку.

8.Работа в группах

Ой, как жарко, пить хочется. А вот и волшебный колодец. И поджидает нас здесь гномик Повторялка. Давайте у него спросим, можно ли пить из этого колодца?

А в какой русской народной сказке один из героев пострадал от того, что пил воду, нарушая правила гигиены? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

- Из всякого источника можно пить воду? (нет)

 - Гномик Повторялка приготовил вам задание:

Возьми себе ведерце

В нем найди слова с изъяном.

Если верно написать

Из колодца можно пить.

Ответы детей

Работа в группах

Познавательные УУД: общеучебные умения: умение осознанно  и произвольно строить речевое высказывание; логические: определение критериев для сравнения. Личностные УУД: самоопределение. Регулятивные УУД: контроль, коррекция. Коммуникативные УУД: взаимодействие с партнёром, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

9.Рефлексия.

 - Вот наше путешествие и подошло к концу. Я вас всех благодарю. Мне очень понравилось, как вы работали, отвечали, писали. Вы справились со всеми заданиями, которые предложили гномы. Но, чтобы вернуться, надо ответить на следующие вопросы.

Чему учились на уроке?

Все ли было вам понятно?

Какое задание было интересно выполнять?

Что у вас не получилось?

Понравилось вам путешествие?

Закрываем снова глазки,

Улетаем мы из сказки,

Раз, два, три, четыре, пять –

В класс вернемся мы опять!

Учитель предлагает ученикам оценить свою работу, вручает памятные призы

Оценивание своей учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: умение  с достаточной  полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: самооценка.

Познавательные УУД:

Рефлексия

Личностные:

смыслообразование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи по русскому языку во 2 классе по теме: "Пробуем сочинять загадки"

Конспект урока развития речи по русскому языку  во 2 классе, тема урока:  "Пробуем сочинять загадки". Автор учебника С.В. Иванов "Русский язык" 2 класс, изд. "Вентана-Граф"( УМК "Начальная ш...

Конспект урока с презентацией по русскому языку в 3 классе по теме: Правописание частицы не с глаголами.

Программа  Русский язык. Т. Г. Рамзаева.  Тема: Правописание частицы не с глаголами ....

Конспект урока с презентацией по русскому языку в 4 классе по теме: Склонение имён прилагательных во множественном числе.

Т.Г.   Рамзаева Русский язык.  4 класс. Использование образовательных технологий на уроке русского языка....

Конспект урока с презентацией по русскому языку в 1 классе на тему "Предложение"

Материал содержит конспект урока с мультимедийной презентацией...

Тема текста. Конспект урока с презентацией по русскому языку. 2 класс.

Урок с презентацией по  русскому языку во 2 классе по теме "Тема текста". Образовательная система "Гармония"....

Русский язык.Конспект урока по теме : " Волшебный русский язык"

В процессе проведения урока в игровой форме происходит закрепление полученных знаний  , расширение и их углубление  учащимися, формирование умения работать в группе."Сегодня наш урок бу...