Конспект урока русского языка "Алфавит или азбука" (1 класс УМК"Школа России")
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Киселёва Юлия Дмитриевна

Конспект урока русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект "Алфавит или азбука"75 КБ

Предварительный просмотр:

Школа: 

Класс: 

Кабинет:

Дата:

Технологическая карта урока русского языка

Тема: Алфавит или азбука.

Цели деятельности учителя: ознакомление с русским алфавитом и объяснить его значение,формирование умения  располагать слова в алфавитном порядке, развивать речь учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать: для чего нужен алфавит и его роль в жизни людей:

Уметь: использовать алфавит на практике, правильно расставляет слова по алфавиту;

Личностные :выполнять задания творческого и поискового характера.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: УМК Русский язык «Школа России», 1кл., 1ч.: презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1. Этап самоопределения к деятельности.

Словесн.: слово учителя.

1 мин.

- Здравствуйте! Улыбнитесь мне, теперь соседу по парте. Присаживайтесь. Меня зовут Людмила Руслановна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка!

Организуют рабочее место. Выполняют действия сказанные учителем.

Р.: Формирование навыков самоконтроля: умений организовывать рабочее место, осуществлять настрой на работу.

2. Актуализация знаний и мотивация.

Практич.:выполнение заданий в тетради.

Минутка каллиграфии

 4 мин.

- Открыли тетрадь, записали число, классная работа.

Минутка чистописания

оро,  оро

    ворона  сорока воробей

НА ДОСКЕ:

Л Ф А Т В А И

  • 1).   -На доске написаны буквы.

     -На какие две группы можно разделить буквы? (Гласные и согласные).

     -Назовите согласные. (Л Ф Т В)

     Назовите буквы, которые имеют пары по звонкости/глухости.(Ф В Т)

      - Что можете сказать про букву Л?

      -Назовите гласные (А И).

      -Что можно сказать о букве И(Согласные звуки  произносятся мягко в слиянии со звуком [и]).

      -Что можно сказать о букве А(Согласные в слиянии произносятся твёрдо.

Пишут число, классная работа. Делят буквы на две группы. Отвечают на вопросы.

.

П: Выявление существенного.

Р: Самоопределение к деятельности.

3. Постановка учебной задачи.

Словесный – беседа

 4 мин.

  • Соберите буквы в слово.  (АЛФАВИТ).

       -Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

Какие цели?)

-узнать, как образовалось слово «алфавит»,

-для чего нужен алфавит,

- где применяют алфавит

На 2-ой строке запишите слово АЛФАВИТ.

Определяют тему и цели урока.

Л.: Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

П.: Выявление существенного; осознавать познавательную задачу.

Р.: Принятие и сохранение учебной задачи.

4. Открытие нового знания.

Словесный:

Лексический анализ

Обобщающий вывод

13 мин.

Ребята, как вы думаете, что же такое алфавит? Прочитаем в учебнике на стр 52. Сильный ученик читает, что такое алфавит.Что такое алфавит? ( это все буквы русского языка, расположенные в определённом порядке)

-Что такое буквы? ( знаки ,которые служат для обозначения речи на письме)

- Сколько всего букв в русском алфавите? ( 33)

-Сколько гласных букв- звуков? (10)

- Сколько согласных букв- звуков? ( 21)

-Какие буквы не обозначают звуков? ( Ъ,Ь)

- Для чего нужны буквы? ( для письма , чтения)- Для чего нужно знать алфавит? ( для расположения слов, фамилий в классном журнале, фамилий авторов книг в библиотеки)

 Слово Алфавит пришло к нам из греческого языка. Первые две буквы назывались «Альфа» и «Вита». Из этих двух названий получилось слово –     Алфавит. 

 

- Как называется ваша первая учебная книга? (Азбука).

  -Попробуйте объяснить, почему её так назвали? (Высказывания детей).

— Прочитайте текст в рубрике «Сведения о языке».

-Это первые две буквы из старославянского письма- «Аз» и «Буки». Из этих двух названий получилось слово – Азбука. 

Русское слово «Азбука» и греческое слово «Алфавит» – обозначают одно и тоже.

-После слова АЛФАВИТ запишите слово АЗБУКА.

Чтение хором алфавита, по цепочке.

Рассуждение детей.

Отвечают на вопросы.

П.: Выявление существенного; осуществление операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

К.: построение высказываний, ответов.

Динамическая пауза

1 мин

Мы сидели и писали.

Мышцы тела все устали.

Потянулись и зевнули,

Спинки дружно все прогнули,

Повернулись вправо, влево-

Стало гибким наше тело.

А теперь попляшут ножки:

Побежали по дорожке.

Быстро –быстро-топ-топ-топ.

И в ладоши- хлоп-хлоп- хлоп.

Ножку вытянем вперёд-

Влево, вправо поворот.

Головой все повращаем

И урок наш продолжаем.

Выполнение упражнений

5. Первичное закрепление во внешней речи.

Фронтальная работа

 Метод: практический

Прием:выполнение упражнения с взаимопроверкой

5 мин.

Чтение алфавита хором, правильно называя буквы. Ребята найдите на стр 53 №4. Один из учеников читает задание. Каких букв тут нет? Какие буквы перепутали свои места?

А теперь в тетрадях красивым почерком, записываем все буквы русского алфавита в алфавитном порядке.

Работа по учебнику (с. 53, упр. 3)

— Прочитайте предложение.

Постарайтесь объяснить, почему надо уметь хорошо читать?

Выполняют задание.

Отвечают на вопросы учителя и рассуждают.

Отвечать на вопросы

Выполнять упражнение

Заслушиваются ответы учащихся.

К: Построение речевых высказываний.

П.: Выявление существенного.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Метод: словесный

Прием: беседа

Метод: практический

Прием: морфолог. Упр.

5 мин.

Взаимопроверка. После написания, поменяйтесь тетрадками.

Найди место пропущенным буквам в строчках алфавитном порядке?

           Аа   ?   Вв   ?    Дд  Ее   ?   Жж  Зз

Ии   ?   Кк   Лл   ?   Нн   ?   Пп  

Рр   Сс   ?      Уу   ?   Хх   ?   Чч  

Шш  ?   ъ   ы   ?   Ээ   Юю   ?

Работают самостоятельно , оценивают свою работу.

П.: Выявление существенного; осуществление операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

7. Включение в систему знаний.

Практич.

Словесный –беседа

Наглядный – демонстрация слайд

5 мин.

 — Послушайте отрывок. Вспомните, кто автор этого произведения.

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит. (К. Чуковский)

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря. (А. Пушкин)

У Вари был чиж. Чиж в клетке ни разу не пел. (Л. Толстой)

Зайку бросила хозяйка.

Под дождём остался зайка. (А. Барто)

— Расположите карточки с фамилиями авторов в алфавитном порядке. (А. Барто, А. Пушкин, Л. Толстой, К. Чуковский.)

Слушают открывок, располагают карточки с фамилиями авторов в алфавитном порядке.

П.: использование знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

8. Рефлексия деятельности.

Словесный – беседа.

3 мин.

  • Что такое алфавит?
  • Сколько букв в русском алфавите?
  • Кто уже запомнил алфавит?
  • Кто правильно называет буквы?
  • Кому ещё нужно немного потренироваться?
  • Молодцы, ребята! Вы очень хорошо поработали. Урок окончен, всем спасибо!

Высказывать свое мнение, отвечают на вопросы. Записывают домашнее задание

Р: проведение оценки деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка во 2 классе УМК "Школа России"

Конспект урока русского языка во 2 классе УМК "Школа России" по теме "Заглавная буква в имена собственных" с презентацией....

Конспект урока русского языка в третьем классе УМК "Школа России"

Конспект угока русского языка с элементами психологии...

Конспект урока русского языка в 4 классе (УМК «Школа России»)

Цель и ожидаемый результат:  формирование представлений о способах соединения простых предложений в составе сложного, умений расставлять знаки препинания в сложных предложениях с союзами и ...

Конспект урока русского языка во 2 классе, УМК « Школа России», с применением здоровьесберегающих технологий

Конспект урока русского языка во 2 классе, УМК « Школа России», с применением здоровьесберегающих технологий          Лысенко Светлана Анато...

Перенос слов. Конспект урока русского языка в 1 классе. УМК "Школа России"

Данный урок направлен на изучение правил переноса слов по слогам с мягким знаком и буквой Й в середине слова. Это второй урок по теме "Перенос слов"....

Конспект урока русского языка в 3 классе. Программа «Школа России». Учебник В. П. Канакина В. Г. Горецкий 2017 год

Урок русского языка по теме "Имя числитеное".   Тип урока – открытие новых знанийЦель: знакомство с новой частью речи – именем числительным. Задачи урока: •...

Конспект урока русского языка в 3 классе. УМК «Школа России» Тема урока: Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

Цель урока: познакомить с окончанием, как изменяемой частью слова и его ролью в предложении; учить выделять окончание в словах.Тип урока: урок усвоения новых знаний....