Урок русского языка во втором классе. ТЕМА УРОКА: Обобщение знаний об именах прилагательных
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_-konspekt_uroka_russkogo_yazyka_2_klass.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Автор: Михалёнок Жанна Викторовна,

                                                        учитель начальных классов

                                                        Государственное учреждение образования

                                                       «Средняя школа № 212 г. Минска»

                                                        Категория: высшая

                          Урок русского языка во втором классе

ТЕМА УРОКА: Обобщение знаний об именах прилагательных

ЦЕЛИ УРОКА: 1. воспроизвести имеющиеся знания об имени прилагательном, обогатить знания учащихся о синтаксической и лексической

функциях прилагательного;

2. продолжить развивать умения работать в парах, группах, вести коллективный учебный диалог;

3. воспитание любви к животным; бережного отношения друг к другу.

ОБОРУДОВАНИЕ: девиз, задание на сообразительность, предложение для письма по памяти; набор словосочетаний для исследования; три карточки, тексты для самостоятельной работы, тесты для работы в малых группах.

                                             ХОД УРОКА

1. ОРГ. МОМЕНТ

- Настал новый день. Сегодня мы снова все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду. Забудьте о ней. Вдохните свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей. Возьмите за руку сидящего рядом с вами, ощутите тепло его рук. Желаю вам удачного дня.

- Сегодня в нашем школьном доме гости. Когда встречают гостей, хозяева дома стараются сделать все возможное, чтобы гостям было уютно. Давайте и мы на правах хозяев постараемся, чтобы наши гости от общения с нами получили только приятные впечатления. Итак, приступаем к работе.

2.МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ.

- Посмотрите на доску.

ж г к и ы

- Назовите «лишнюю» букву. Почему? Охарактеризуйте букву к.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Я тетрадочку открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою –

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

На отлично потружусь.

- Запишите: строку к; на второй строке ки, ку, ко, кы. 

3. Исследовательская работа. Словарная работа.

- Как вы думаете, зачем я принесла конфеты на урок? ( Ответы  детей.)

- Подумайте еще. Вспомните, какой у нас урок. Рассмотрите внимательно фантик. Что вы прочитали на нем?

- Я вижу слово «корова», а это словарное слово, в нем безударная гласная «о», которая не проверяется.

- Сколько орфограмм вы нашли в названии конфет?

- Как еще мы называем корову? А как ее называли в русской народной сказке «Крошечка-Хаврошечка»?  Подберите однокоренные слова.

ЗАПИСЬ: корова, коровка, коровушка.

- Поднимите руки, у кого в семье держат корову. Расскажите об этом домашнем животном. Требуется ли корове внимание, ласка? Что еще нужно корове? Как вы ласково называете свою корову? Почему? Есть кличка у вашей коровы?  

- Дайте корове кличку и придумайте предложение.  

- Образуйте прилагательное от слова «корова». ( коровий)

- Составьте словосочетание с существительным. (коровий хвост, коровье молоко, коровья шкура)

- Определите род, число имен прилагательных.

- Давайте продолжим работу со словарными словами. Откройте учебник на странице 53, упражнение 81.

4. Постановка темы и целей урока.

- Мы закончили изучение темы «Имя прилагательное». В третьем классе мы расширим свои знания об этой части речи. А сегодня вспомним все, что знаем о прилагательных, т. е. обобщим  знания.

5. ТЕСТ.

    1. Имена прилагательные отвечают на вопросы:

А). Кто? Что?

Б). Какой? Какая? Какие?

В). Что делать?

    2. Имена прилагательные бывают:

А). Трех родов: мужского, женского и среднего;

Б). Только мужского и женского рода. 

    3. Имена прилагательные…

А). Изменяются по числам;

Б). Не изменяются по числам.

    4. Укажите имена прилагательные:

А). похолодало;

Б). холод;

В). холодный.

   5. Подчеркните имена прилагательные.

   Последние дни стояла ясная погода. Повеяло теплым ветром. По оврагам бегут веселые ручейки. Зазеленела молодая травка. Звенит золотой голосок малиновки.

6. РАБОТА НАД ОБОБЩЕНИЕМ ЗНАНИЙ.

- Сказка-это жанр устного народного творчества. Не раз вы слышали от мам, бабушек, учительницы различные сказки. Про них говорят: они народные. Это значит, что сочинили их простые люди. В каждой выдумке своя красота, свой смысл, своя радость, вот народ и хранит их в памяти. Назовите другие жанры народного творчества.

- Отгадайте загадку:

Стоит Алена-платок зеленый,

Тонкий стан, белый сарафан.

- Назовите прилагательные. На какой вопрос они отвечают? Определите род, число.

- Какую русскую народную песню знаете о березе?

7. Физкультминутка

- Под пение песни выполнить упражнения, отдохнуть.

8. РАБОТА НАД ИМЕНЕМ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ.

- Назовите прилагательное, которое использовал народ, чтобы охарактеризовать березу. (кудрявая)

- На какой вопрос отвечает? Род, число определите. От чего зависит род и число прилагательных?

- Послушайте русскую народную песню «Березонька» и запомните имена прилагательные, которые вы услышите.

             Береза моя березонька,

             Береза моя белая,

             Береза кудрявая!

             Стоишь ты, березонька,

             Посередь долинушки.

             На тебе, березонька,

             Листья зеленые,

             Под тобой, березонька,

             Травка шелковая.

- Выпишите словосочетания прилагательных и существительных.

9. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕФОРМИРОВАННОГО ТЕКСТА.

- А сколько пословиц и поговорок сложил русский народ. Пословица-это умные и складные слова. В пословице заключена народная мудрость.

- Пока к вам шла, пословицу несла, все слова и перепутались. Помогите мне правильно поставить слова в пословице.

В, познаются, беде, друзья.

- Запишите. Подчеркните подлежащее и сказуемое.

- Объясните смысл этой пословицы.

( Воспитательный момент: кого в классе можно назвать настоящим другом? Почему ты так думаешь? Какого друга ты хотел бы иметь?)

- Найдите упражнение 79 на странице 50.

- Пусть ваши друзья, и вы сами, будут смелыми, храбрыми, отважными, мужественными.  

10. РАБОТА В МАЛЫХ ГРУППАХ. (Учащиеся получают тесты).

- Давайте и мы с вами попробуем посочинять. Для этого нам необходимо поработать с тестами в малых группах, а потом коллективно.

Тест №1.

1. Найдите существительное женского рода.

Папа

Дедушка

Метель

Огонь

Ремень

2. Найдите глагол.

Начало

Конец

Началась

Быстрый

3. Найдите словарное слово.

Друзья

Дружить

Друг

Вдруг

Тест №2.

1. Найдите существительное среднего рода.

Сирень

Облако

Петя

Машина

Тетрадь

2. Найдите глагол прошедшего времени.

Бежать

Говорить

Скажет

Иди

Плыло

3. Найди «лишнее» слово.

Низко

Окно

Письмо

Самолет

Тест №3.

1. Найдите глагол.

Песочный

Посыпка

Сыпучий

Песок

Посыпалась

2. Найдите прилагательное.

Колючая

Колючка

Колоть

Укол

Иголка

3. Найдите слово, в котором два слога.

Вездеход

Крупа

Библиотека

Аптека

Блеск

Тест №4.

1. Найдите прилагательное.

Чернота

Черный

Чернеть

Черти

2. Найдите глагол прошедшего времени.

Сверкали

Смотреть

Блестеть

Глядеть

3. Найдите существительное среднего рода.

Вечер

Небо

Девочка

Ваза

- Выпишите слова через запятую.

- Какие слова выписала первая группа? ( метель, началась, вдруг)

- Вторая группа? (облако плыло низко)

- Третья? ( посыпалась колючая крупа)

- И четвертая? (черный, сверкали, небо )

11. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА.

- Каждая группа составляет в тетрадях предложения из найденных слов, обязательно добавляя прилагательное.

( Вдруг началась сильная метель. Темное облако плыло низко над землей.

С неба посыпалась колючая мелкая крупа. На черном небе сверкали яркие звезды.)

- Что можно сказать об этих предложениях?

- Может получиться рассказ, если установить последовательность предложений?

- Давайте запишем рассказ.

 (  Темное облако плыло низко над землей. Из него посыпалась колючая мелкая крупа.  Вдруг началась сильная метель. А ночью на черном небе уже сверкали яркие звезды.)

- Подчеркните прилагательные волнистой линией. Определите род, число имен прилагательных.

12. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

         Дуйте дудки, бейте в ложки,

         В гости к нам пришли матрешки!

- Россия всегда славилась своими промыслами, изделиями умельцев. Первая матрешка появилась более ста лет тому назад и сделал ее мастер Звездочкин. Матрешки помогут вам обобщить все, о чем мы говорили сегодня на уроке.

- Сними матрешку и прочитай задание, ответь на вопрос.

( Что такое имя прилагательное? Что знаете об имени прилагательном? О каких жанрах народного творчества мы говорили на уроке? Какие еще части речи вам известны?)

- С первой услышанной песни, сказки, с первой игры начинается наше знакомство с культурой своего народа. Эта культура следует за нами во взрослую жизнь. Мне очень хочется, чтобы вы росли не «Иванами, не помнящими родства», а настоящими гражданами нашей России. Не забывайте обычаи ваших дедов и прадедов, передавайте их своим детям.

- Я благодарю всех за хорошую работу на уроке. Была рада нашему общению и хочу угостить вас блинами – блюдом русской кухни.

13. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка "Путешествие по сказкам В.Сутеева" (Обобщение знаний об имени прилагательном)

Разработка предназначена для проведения урока русского языка во 2 классе (УМК "Школа России"). Содержит подробную технологическую карту урока и презентацию к нему....

План - конспект урока обучения чтению в первом классе и урок русского языка во втором классе. УМК Перспективная начальная школа

ФИО (полностью)Агафонова Антонина ВладимировнаМесто работыМАОУ «Окунёвская СОШ» Тюменская обл., Омутинский р.-н с.ОкунёвскоеДолжностьУчительПредметОбучение чтению (обучение грамоте)   и русс...

Урок русского языка для 4 класса. Тема: Именительный и винительный падежи имен прилагательных в форме множественного числа.

Урок русского языка 4 класс.Тема: Именительный и винительный падежи имен прилагательных в форме множественного числа.Цели: Учить распознавать имена прилагательные множественного числа в именител...

Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном как части речи.

На данном уроке каждый ученик получит возможность совершенствовать и развивать:личностные действия навыки сотрудничества с учителем и сверстникамимотивация к творческому труду, к работе на результат....

Урок русского языка во 2 классе. Тема: «Единственное и множественное число имен прилагательных»

Урок русского языка во 2 классе. Тема: «Единственное и множественное число имен прилагательных»...

Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном как части речи.

Конспект урока русского языка во 2 классе.Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном  как части речи....

Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема урока: "Обобщение знаний об имени существительном как части речи."

Урок для 2 класса.Обобщение знаний об имени существительном как части речи. Создать условия для совершенствования знаний об особенностях имени существительного, для отработки практических навыков в н...