Конспект открытого урока по русскому языку. Тема: Части речи. 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Овчинникова Юлия Михайловна
Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: «Части речи» Тема урока: «Части РЕЧИ» Место и роль урока в изучаемой теме: Обобщение и закрепление знаний учащихся о частях речи Цель урока: систематизировать имеющиеся у детей знания о частях речи, учить определять и находить в тексте части речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: «Части речи»

1. Ф.И.О. учителя:  ОВЧИННИКОВА ЮЛИЯ МИХАЙЛОВНА

2. Класс:  1-Б    Дата:   06.02.2020    Предмет  РУССКИЙ ЯЗЫК  № урока по расписанию:  2 

3. Тема урока: «Части РЕЧИ»

4. Место и роль урока в изучаемой теме:  Обобщение  и закрепление знаний учащихся о частях речи 

5. Цель урока: систематизировать имеющиеся у детей знания о частях речи, учить определять и находить в тексте части речи.

6. Задачи:

  • систематизировать знания учащихся о частях речи: находить общее, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;
  • совершенствовать навыки употребления их в речи;
  • развивать умения различать части речи: существительное, прилагательное, глагол, опираясь на вопрос, общее значение и роль в предложении;
  • развивать умения соединять теоретический материал с практической деятельностью;
  • развивать операции мышления: сравнение, сопоставление, выделение лишнего, анализ, синтез, обобщение, классификация и др. (познавательные УУД);
  • развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения;
  • формировать уважительное отношение к иному мнению, иной точке зрения;
  • воспитывать интерес к изучению родного языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

Планируемые результаты:

 Личностные:

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося,
  • развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних),
  • формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, языковой деятельности.

Метапредметные (коммуникативные, регулятивные, познавательные).

Коммуникативные:

  • формирование уважительного отношения друг к другу;
  • умение договариваться о распределении функций ролей в совместной деятельности;
  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий;
  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Регулятивные:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

 формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

Познавательные:

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
  • классификации по родовидовым признакам,
  • установление аналогий и причинно-следственных связей;
  • построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.

Предметные:

обучающиеся научатся:

  • определять слова-предметы, слова-признаки, слова-действия, предлоги по вопросам и отличительным признакам;
  • распознавать в тексте слова-предметы, слова-признаки, слова-действия, предлоги;
  • классифицировать слова-предметы, слова-признаки, слова-действия, предлоги по общим признакам.

Технологии:

  1. технология проблемного обучения ( приём «Кластер»),
  2. игровая технология,
  3. ИКТ-технология,
  4. групповая технология

Оборудование: картинки «Времена года», презентация «Части речи», карточки с заданиями для групповой работы, видео ролик « Разминка для пальчиков»

Дидактическая структура урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Предметные УУД

Личностные УУД

Организационный момент

Класс предварительно разделён на 4 рабочих группы.

А) Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

 Слово учителя

С добрым утром, начат день,

Первым делом гоним лень,

На уроке не зевать,

А работать и писать!

Б) Упражнение на концентрацию внимания.

Определить, что изменилось в классе ( появление картинки на доске, убрать весь мел, открыть дверь и тд)

     Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Закрывают глаза, по команде определяют, что изменяется в классе

 -осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

-слушать в соответствии с целевой установкой полученного задания

 -выражать положительное отношение к процессу познания

     

Актуализация знаний

А) Игра «Доскажи словечко»

- в русском языку … буквы,

-гласных букв всего….,

-  имена и клички животных пишем с…..,

- предложение состоит из…,

- слова-предметы отвечают на вопросы…

- слова-признаки отвечают на вопросы…

- писать, читать- это слова-…..

Б) Минутка чистописания.

Упражнения для разминки

 Игра–упражнение «Пальчики здороваются» (локти на парте; каждым пальцем правой руки касаемся пальцев левой руки и обратно); игра–упражнение «Крепкое рукопожатие»;игра–упражнение «Согреем ладошки»; игра–упражнение «Зайчики из пальчиков» («Зайчик»; «Коза»; «Гусь»), игра–упражнение «Пианино». Все упражнения выполняем двумя руками одновременно.

- Определите букву по признакам.

-Согласный, обозначает твёрдый и мягкий звуки, глухой звук, бывает большой и маленькой буквой, имеет пару, букву Б. (Пп)

Пп,по,оп,ап,па,пу,уа

Погода, природа

- Объясните лексическое значение слов.

- разделите их на слоги

   

- Отвечают по одному

- в русском языку 33 буквы,

-гласных букв всего 10

-  имена и клички животных пишем с большой буквы,

- предложение состоит из слов,

- слова-предметы отвечают на вопросы кто? что?

- слова-признаки отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

- писать, читать- это слова-действия.

- Выполняют упражнения под музыку ( видео ролик « Разминка для пальчиков»)

- Прописывают буквы и сочетания букв под руководством учителя, проговаривают элементы, соединения

- Записывают слова

- Объясняют значение слов с помощью учителя.

- Объясняют правила деления слов на слоги

- построение логической цепи рассуждений, доказательств и их обоснований

-принимать и сохранять учебную цель и задачу.

 -дополнять, уточнять высказанные мнения по существу

- Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор

- Умение быстро мыслить и применять полученные знания

Определение к деятельности

Беседа «Времена года», постановка задачи.

- С чем связано изменение погоды?

- Какие времена года знаете?

- Что происходит в природе зимой, весной, летом, осенью?

( по ходу беседы на доску вывешиваются предметные картинки «Времена года»)

-назовите слова-предметы зимы

- назовите слова-действия весны

- назовите слова-признаки осени

- вставьте недостающие слова ( Осенью дети идут …школу. Зимой …небе снежные тучи.)

- как называются слова, которые вставляли?

- Итак, мы с вами знаем разные слова. А вот сможете ли вы самостоятельно определить, где какое слово – задача сегодняшнего урока.

- Урок у нас будет необычный. Сегодня каждый из вас побывает в 4 временах года. А, чтобы вам было не скучно, вы будете путешествовать группой.

- Отвечают на вопросы, называют признаки

- слушать в соответствии с целевой установкой полученного задания

-принимать и сохранять учебную цель и задачу.

- Определять слова-предметы, слова-признаки, слова-действия, предлоги по вопросам и отличительным признакам

- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор

Физ. минутка. «Осень»

Ветер дует нам в лицо. (Дети машут руками на себя)

Закачалось деревцо. (Дети делают наклоны)

Ветер, тише, тише, тише… (Дети приседают)

Деревцо все выше, выше!.. (Дети встают на носочки, тянутся вверх)

Ветер дует нам в лицо. (Дети машут руками на себя)

Закачалось деревцо. (Дети делают наклоны)

Ветер, тише, тише, тише… (Дети приседают)

Деревцо все выше, выше!.. (Дети встают на носочки, тянутся вверх)

Решение практических задач

Год начинает зима.

Каждой команде раздаётся текст.

1. Задание: выписать в тетрадь слова- предметы.

Зима

    Морозы сковали землю. Замерзли реки и озера. Везде лежит белый пушистый снег.

- Проверка, правило.

: распределить в три столбика слова-признаки

Весна.

    Вот и пришла весна.  День стал длинный. Яркое солнце  пригревает землю. Показалась молодая трава.  Выросли  весенние цветы.  Люди рады приходу весны.

- Проверка, правило.  

Обсуждают в группе, подчёркивают, выписывают в тетрадь ( морозы, земля, реки, озёра,  снег)

Какой?

Какая?

Какое?

Какие?

длинный

молодая

яркое

весенние

-Понимать на слух ответы одноклассников.

-Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. -Аргументировать свою точку зрения. -Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону.

- Строить монологические высказывания понятные для собеседника высказывания

-- Распознавать в тексте слова-предметы, слова-признаки, слова-действия, предлоги

- Классифицировать слова-предметы, слова-признаки, слова-действия, предлоги по общим признакам

-Осуществлять анализ объектов.

-Учитывать мнение соседа по парте.

- Осуществлять контроль по результату

-Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

- Формулировать свое мнение и позицию.

Физминутка.  «Зима.»

Закружились, завертелись            (покружиться на месте)

Белые снежинки.

Вверх взлетели белой стаей (поднять руки)

Легкие пушинки. (покружиться на носках)

Чуть затихла злая вьюга             (опустить руки, встать прямо)

Улеглись повсюду. (присесть, руки к полу)

Заблистали, словно жемчуг, (встать, руки вперёд)

Все дивятся чуду. (развести руки в стороны)

Закружились, завертелись            (покружиться на месте)

Белые снежинки.

Вверх взлетели белой стаей (поднять руки)

Легкие пушинки. (покружиться на носках)

Чуть затихла злая вьюга             (опустить руки, встать прямо)

Улеглись повсюду. (присесть, руки к полу)

Заблистали, словно жемчуг, (встать, руки вперёд)

Все дивятся чуду. (развести руки в стороны)

3. Задание: вставить пропущенные слова- действия, составь и запиши предложения.

Летнее утро. …. свежий ветерок. Над водой ... пестрые бабочки. ( Дует, порхают)

- Проверка, правило.

4. Задание: на основе текста составить задания про предлоги.

Грибы

   Ребята пошли в лес за грибами. Рома нашел под березой красивый подберезовик. Валя увидела под сосной маленький масленок. Сережа разглядел в траве огромный боровик.

Летнее утро. Дует свежий ветерок. Над водой порхают пёстрые бабочки.

Варианты:

- найти и подчеркнуть слова-помощники,

- выписать слова- предлоги в тетрадь

- Классифицировать слова-предметы, слова-признаки, слова-действия, предлоги по общим признакам

Обобщение знаний по теме

Приём «Кластер»

- Итак, мы с вами сегодня путешествовали по временам года. А помогали нм в этом разные слова.

- Давайте сейчас с вами составим вот такую схему и заполним ее, припишите вопросы.

- К каким словам вопросы не ставим, почему?

Отвечают на вопросы учителя, составляют схему. 

Слова

Предметы    Действия

Признаки                                            Помощники

- Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи

- Умение быстро мыслить и применять полученные знания

- Формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, языковой деятельности

Итог урока

Рефлексия

- Понравились ли вам задания урока?

– Какое задание вызвало у вас затруднение?

– Над чем вам ещё необходимо поработать?

– А смогли добиться хорошего результата, потому что мы вместе. А это великая сила. Ведь “С маленькой удачи начинается большой успех”.

- Оцените свою работу на уроке. На смайликах поставьте себе оценку. Дорисуйте рожицу ( улыбаюсь- все отлично, не улыбаюсь- что то не понял, грущу- урок не удался)

- Покажите смайлики мне. Все сегодня молодцы! Урок окончен.

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи

- Формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, языковой деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. Тема: Обобщение знаний по разделу "Звуки и буквы" 2 класс.

План - конспект урока по русскому языку с использованием игровых моментов. Программа "Школа России" 2 класс....

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 А классе. Тема: Состав слова (закрепление)

Цели: Обучающий аспектСистематизировать и обобщить знания и умения по теме: «Состав слова», оценить их, закрепить навыки разбора слова по составу.Развивающий аспект:Развивать самостоятельные навыки уч...

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 «Б» классе учителя начальных классов МБОУ СОШ №1 Яковлевой Л.В. Тема « В гостях у частей речи»

Тема « В гостях у частей речи»Цель:·         Формировать умение распознавать части речи.·         Совершенствовать умени...

Разработка открытого урока по русскому языку Тема : "Части речи (общее понятие)".

Разработка открытого урока по русскому языку Тема :"Части речи (общее понятие)". 3класс программа «Школа России» , учебник Т. Рамзаевой. Учитель начальных классов: Карибова Н.В....

Конспект урока по русскому языку. Тема "Части речи". 3 класс.

Конспект урока по русскому языку. Тема "Части речи". 3 класс....

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Части речи. Обобщение" (2 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: "Части речи. Обобщение"Цель деятельности учителя: формирование умения различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы.Планируемые резуль...

Конспект урока по Русскому языку. Тема: «Части речи» УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: - закрепление и обобщение знаний об изученных частях речи; Планируемые результаты Предметные: - уметь распознавать части речи; - уметь определять морфологические признаки ча...