Технологическая карта урока русского языка на тему: «Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов в нашем языке;
Планируемые результаты:
Предметные:
- Знать: понятия «лексическое значение слова», «однозначные и многозначные слова», прямое и переносное значение слов их роль в нашем языке;
- уметь: узнавать слово по его лексическому значению, находить в толковом словаре определение лексического значения слова, находить многозначные слова, определять их прямое и переносное значение.
- Личностные:
- способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
- проводить самооценку своих действий;
- развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дата: 01.02.2019 ФИО учителя: .Кошкина И.И
Школа: 152 ФИ студента: Ларионова Н
Класс: 4д ФИО методиста: Кондратьева И.И
Кабинет: 210
Конспект урока по русскому языку
Тема урока: «Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова».
Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов в нашем языке;
Планируемые результаты:
Предметные:
- Знать: понятия «лексическое значение слова», «однозначные и многозначные слова», прямое и переносное значение слов их роль в нашем языке;
- уметь: узнавать слово по его лексическому значению, находить в толковом словаре определение лексического значения слова, находить многозначные слова, определять их прямое и переносное значение.
- Личностные:
- способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
- проводить самооценку своих действий;
- развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс, 1 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация; раздаточный материал.
Этап урока Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
I.Этап самоопределения к деятельности Словесный: слово учителя. | 1 мин | - Здравствуйте, ребята! - Давайте встанем ровно, выпрямим спинки, улыбнемся друг другу. - Садитесь. - Посмотрите на слайд. Кто прочитает нам цитату? - Как вы понимаете это высказывание? - Отлично, молодцы. | Приветствовать учителя. - Не то беда, что мы всегда Чего-нибудь не знаем, А то беда, что иногда Незнание скрываем. А если знаешь сам, чего Не знаешь, не умеешь, Тогда добьёшься своего, Узнаешь, поумнеешь. - Не стыдно не знать, стыдно не пытаться узнать | Р.: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
II.Актуализация знаний и мотивация Словесный: диалог. Практический: работа в тетради. | 5 мин | - Откройте свои тетради, запишите число и «Классная работа» – Начнем словарную работу. - Прочитайте слово на доске -что оно обозначает? КОМАНДИР - Обозначьте орфограммы в слове командир – Подберите 1) однокоренные слова 2)синонимы к слову «командир» – Вспомните, какие пословицы, поговорки или крылатые выражения вы знаете со словом «командир». Составьте предложения с этим словом. | 1. Начальник воинской части, подразделения или военного судна. 2. Перен. О человеке, любящем распоряжаться, командовать. - команда, командирский, командующий, командовать. - руководитель, начальник, военачальник Каков командир, таковы и солдаты. Командир в трудностях впереди, а на отдыхе позади. Командиром рота крепка, без командира солдат сирота. Командир роты принял верное решение. Командир отправился в штаб. | Р.: выделение и осознание обучающимися того, что уже у П.: структурирование знаний. своено и что еще нужно усвоить. |
III.Постановка учебной задачи Словесный: диалог. | 3 мин | - Прочитайте предложения. Какое слово встретилось в обоих предложениях? Что вы можете сказать о значении этого слова? Как называются слова, которые имеют несколько значений? Прочитайте следующую пару предложений. Что вы заметили? - Отлично. Кто догадался, какая тема нашего урока? - Все верно. Какие цели мы поставим на урок? - Хорошо. Что объединяет эти слова? Как называются такие слова? - Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? - Какая тема нашего урока? - Какую цель мы поставим? - Молодцы. Приступаем к работе. | У мухомора красная шляпка с белыми пятнышками. Голову девушки украшала модная шляпка с вуалью. -Шляпка. В данных предложениях оно употреблено в разных значениях: в первом приложении — шляпка гриба, во втором предложении — головной убор. - Многозначные. Мальчики помогли старушке донести тяжёлые сумки. Сегодня у нас был очень тяжёлый день. - В этих предложениях тоже есть многозначное слово — тяжёлый. Причём в первом предложении оно употреблено в прямом значении, а во втором — в переносном. Тема нашего урока: «многозначные слова, прямое и переносное значение слов, заимствованные слова» Цели: узнать об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, об устаревших и новых иноязычных словах, и их роли в нашем языке; | П.: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами. Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. |
IV.Открытие нового знания Практический: работа с книгой. Словесный: диалог. | 15 мин | - Сколько лексических значений может иметь слово? Для того чтобы общаться, передавать друг другу мысли, чувства необходимы слова. Чтобы понимать собеседника в обычном разговоре, достаточно 4-5 тыс. слов. Но и этого мало. Чем больше слов и их значений знает и умеет использовать в речи в человек, тем точнее он может выражать свои мысли, тем он интереснее. Я думаю, что каждый из вас хочет быть интересным собеседником. Поэтому я думаю, что каждый из вас справится со всеми заданиями на уроке. – Сегодня на уроке мы узнаем о еще одном способе пополнения лексического состава нашего языка. – Сколько иностранных языков вы знаете, хотя бы чуть-чуть? А вот и нет, на самом деле каждый из вас и не подозревает о том, что он полиглот. – Кто такие полиглоты? – Не удивляйтесь моему утверждению. Лучше послушайте, что говорит по этому поводу Л. Успенский: Слова, называющие наши любимые горячие напитки, – все знатные иностранцы. Говоря «кофе», например, вы произносите арабское слово. Когда-то оно было именем области Кафа в Эфиопии, родины кофейного дерева. Арабы сделали из этого свое «кахва», или «кава». Завезенное в Европу арабское слово превратилось в Англии в «каффи», у французов – в «кафэ», в Германии – в «каффе», в Нидерландах – в «коффие». Из Голландии оно прибыло к нам. Наши прадеды превратили его в «кофей», подогнав его к уже привычному для них слову «чай»: «чайку-кофейку попить. – Итак, почему можно сказать, что мы знаем много языков. – Еще один способ пополнения лексического состава нашего языка – заимствованные слова. Заимствованные слова- это пришедшие слова из других языков, то есть занимать эти слова, заимствовать. | Воспринимают информацию на слух Воспринимают информацию на слух - Если учащиеся затрудняются, можно обратиться к словарю. Потому что многие слова пришли к нам из других стран, сохранив свое произношение. | Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий. П.: поиск и выделение необходимой информации. Р.: выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. |
V.Первичное закрепление во внешней речи Практический: работа с книгой. Работа в группе Словесный: диалог. | 5 мин | -Посмотрите на упражнение 63. Нам нужно прочитать слова, заимствованные из других языков. - Назовите, какие языки есть в этом упражнении? - Будем читать слова, которые заимствованы из других языков, по цепочке, начиная с первого рада. Обращайте внимание на ударение. - теперь разделимся на группы. Групп столько, сколько языков указанно. - А теперь возьмем слова, заимствованные из французского языка, и объясним их значение. Для этого в конце учебника на страничке 158 есть словарь иностранных слов. Объясните значение слова. Найдите слово в толковом словаре. Однозначное или многозначное это слово? Составьте предложение, употребив это слово. Какие слова называют многозначными. Как вы думаете, почему слова флейта, опера, мозаика пришли к нам из итальянского языка? А почему слова компас, штурман, флот пришли из голландского? С чем связано заимствование из греческого языка слов библиотека, театр? -Понравившееся слово с лексическим значением запишите в тетрадь. | греческий, итальянский, голландский, французский, немецкий, латинский Мы работали со словом (Называют слово) Лексическое значение этого слова… Однозначное это слово или многозначное? Мы составили следующее предложение… - В Италии в эпоху Возрождения процветали архитектура, живопись, театр, музыка. Затем эти слова пришли к нам. - В Голландии флот возник раньше, чем в России. В эпоху Петра I русский народ учился там строительству кораблей, мореплаванию - В Древней Греции процветали просвещение, культура. Благодаря принятию христианства на Руси к нам пришли эти слова. | К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой Словесный: слово учителя. Практический: списывание | 5 мин | - Упражнение №66 - Прочитайте задание. Что нужно сделать? 1 вариант записывает предложения, где слова используются в прямом значении, а 2 вариант записывает в тетрадь предложения, где слова используются в переносном значении. - Кому не понятно задание? - Выполняем. Проверяем. Одни человек из 1 варианта называет свои предложения, а остальные проверяют. - Теперь человек из 2 варианта читает свои предложения. - Молодцы. | Слушают задание. Выполняют самостоятельную работу. | Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. П.: структурирование знаний. |
VII.Включение в систему знаний Словесный: беседа. Практический: лексический анализ | 4 мин | Упр. 65 (с. 46). Какие слова называются многозначными? Прочитайте слова и найдите среди них многозначные. Как по словарю определить, многозначное слово или однозначное? Проверьте по толковому словарю учебника, правильно ли вы определили многозначные слова. - Объясните в каких значениях они могут употребляться. |
У многозначных слов значения пронумерованы. Выполняют задание | Р.: контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. П.: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. |
VIII.Рефлексия деятельности Словесный: беседа. | 3 мин | - Какую тему мы изучали сегодня на уроке? -Что такое лексическое значение слова? -Сколько лексических значений может иметь слово? - Какие слова называются многозначными? - Какие слова называются заимствованные? - Были ли у вас трудности при выполнении упражнений? - Какие задания были интересными? - Отлично. Какие цели мы ставили на уроках? - Реализовали ли мы их? - Молодцы. Сейчас мы с вами закончим предложение: «На уроке мне ...» - Используем такие варианты ответа как: Было трудно ... Было интересно ... Было не понятно ... Было легко … - Молодцы. Мне урок тоже понравился, Вы были активными, с удовольствием выполняли все задания и получали новые знания. - Запишите, пожалуйста, домашнее задание. Упражнение 67. | Тема нашего урока: «многозначные слова, прямое и переносное значение слов, заимствованные слова» Цели: узнать об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, об устаревших и новых иноязычных словах, и их роли в нашем языке; - Все цели мы реализовали. Анализируют свою работу на уроке | К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. П.: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 1классе РО Л.В.Занкова Тема: Родственные слова. Корень слова.
Цель: научить определять родственные слова, выделять общую часть- корень слова.Задачи:1) образовательная: познакомить с родственными словами, корнем слова. ...
«Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова»
Разработка...
Конспект урока русского языка по теме "Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова."
Систематизировать знания учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, об устаревших и новых иноязычных словах и их роли в нашем языке; продолжать работу над фор...
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова" 3 класс
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова" 3 класс...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...
Технологическая карта урока русского языка "Как появляются многозначные слова" (УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс)
Цель деятельности учителя:Формирование понятия о переносном значении слова, как способе образования многозначных слов.Задачи урока:Дидактические:1) вспомнить, что такое многозначные слова;2) дать поня...
Технологическая карта урока русского языка "Как появляются многозначные слова" (2 класс)
Как появляются многозначные слова...