2 класс. Урок русского языка. Части слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

2 класс. Урок русского языка. Части слова

Тема: Части слова

Цели:

  • Формирование понятий частей слова (окончание, корень приставка, суффикс), понимание их функций
  • Развитие речи, пополнение лексического запаса, развитие логического мышления
  • Воспитание культуры речи, активности и сотрудничества

В ходе урока дети работают самостоятельно и всем классом, в парах и в группах, обогащая свой словарный запас и знания о русском языке, о составе слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sostav_slova._2_klass.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Марданова Евгения Ураловна

учитель начальных классов

МАОУ «Лицей №2» г. Альметьевска

Урок русского языка

2 «В» класс

УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: Части слова

Цели:

  • Формирование понятий частей слова (окончание, корень приставка, суффикс), понимание их функций
  • Развитие речи, пополнение лексического запаса, развитие логического мышления
  • Воспитание культуры речи, активности и сотрудничества

Личностные универсальные учебные действия

смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;

Регулятивные универсальные учебные действия 

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки

этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия

Общеучебные универсальные действия:

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• структурирование знаний;

• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

Знаково - символические действия:

• преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации;

• подведение под понятие, выведение следствий;

Постановка и решение проблемы:

• формулирование проблемы;

• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия

• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации

Ход урока

1. Организационный момент.

    Запись даты, классной работы. Запись «Мой номер 1, 2, 3, 4»

   

Построить цепочку:

Чтобы передать свои мысли, мнение, информацию человек использует  РЕЧЬ.

Речь состоит из ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

Предложения состоят из СЛОВ.

Мы изучали, что слова состоят из ЗВУКОВ, обозначаемых на письме БУКВАМИ, что слова имеют своё значение.

Слова состоят из ЧАСТЕЙ.

2. На доске – высказывание:

Знание не ложится пылью на мозг. Оно создаёт канаты для связи человека с миром.

Альберт Эйнштейн

Наши знания о составе слова пока ещё очень малы. Они напоминают тонкие паутинки. И сегодня мы продолжим изучение частей слова.

Какие части слова вы знаете? (окончание, корень приставка, суффикс)

Какие знания нам нужны для выполнения упражнений по теме «Части слова»? (правила о частях слова)

Какие источники информации могут вам помочь? (учебник, справочник, учитель, одноклассник)

Упражнение 1. Устно рассказать в своей «четвёрке»

1) Что такое приставка? Назначение приставки?

2) Что такое суффикс? Назначение суффикса?

3) Что такое корень слова? Назначение корня слова?

4) Что такое окончание? Назначение окончания?

Одна группа отвечает классу.

3. Практическое применение правил

Упражнение 2. Работа на карточке

1) выбор слов с одинаковой приставкой ПЕРЕ:

Перестал, пересказ, перец, перетащил, переход, передник, перенос.

2) выбор слов с одинаковым суффиксом ИСТ:

Пятнистый, пианист, неистовый, водянистый, истребитель, шахматист.

3) выбор однокоренных слов:

Слоняться, слон, прислониться, слонёнок, заслон, слоновый, слоник.

4) выбор слов с одинаковым окончанием:

Диван, без задач, пальто, мышь, платье, каток.

Проверка по эталону – на доске.

Упражнение 3. Работа на доске и в тетрадях

Составить слова из данных частей (части распечатаны на листах – из них составляют слова на доске)

Приставки ПОД, ОТ, ПРИ

Корни ГАД, СКАЗ, ГОВОР.

Суффиксы ЫВА, К.    Окончания ЮТ, А.

Можно составить 8 слов: отгадывают, подгадывают, отгадка, подсказывают, подсказка, присказка, сказка, отговорка.

Взаимная проверка

4.  Оценивание своей работы (упражнения 1-3)

ФИЗМИНУТКА

5. Практическое применение правил

Упражнение 4. Работа в тетрадях

Составить слово, соответствующее схеме

1) корень - окончание

2) приставка – корень – окончание

3) корень – суффикс – окончание

4) приставка – корень – суффикс – окончание

Запись слов на доске и проверка

Упражнение 5. Работа в тетрадях. Работа в группах

Составить слова

Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

Полученное слово

1

залез

приготовить

ночка

коса

заготовка

2

расписка

садик

моль

звезда

рассада

3

поле

зори

голенький

ноги

зореньки

4

понёс

слово

курица

танцы

пословицы

5

раздумье

загружал

лиса

крашу

разгружать

6

бессонница

права

лесной

осиновый

бесправный

7

почта

детский

торт

рыбки

дети

8

заходил

катится

кран

лук

закат

Запись слов и проверка

6. Выводы по уроку.

            Какое задание вызвало затруднение? Почему?

            Когда было труднее работать – в группе или одному? Почему?

            В команде должен работать каждый в меру своих способностей,     надо помогать своим товарищам, потому что слабое звено в команде может снизить качество.

            Получилось ли сегодня укрепить вашу связь с миром?

Оцените свою работу сегодня: 

Зелёный – у меня получалось хорошо

Жёлтый – у меня были трудности, но я их преодолел

Красный – у меня были трудности, и я их пока не преодолел

Построим «диаграмму успешности работы на уроке»

Выходят по рядам, выбирают магниты по цвету

Анализ выбора

7. Домашнее задание

Упражнение 6. На выбор любой уровень:

1) полный морфемный разбор слов ПОДОДЕЯЛЬНИК, ХВОСТАТЫЙ, ПРОШИПЯТ.

2) составить по 2 слова на каждую схему, и сделать краткий морфемный разбор

корень - окончание

приставка – корень – окончание

корень – суффикс – окончание

приставка – корень – суффикс – окончание

3) создать задание на составление 5 слов из частей других слов, выполнить его.

8. Дополнительное задание

Записать слова А. Эйнштейна. Выполнить синтаксический разбор обоих предложений.

9. Оценивание за урок. Сбор записей на проверку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка ."Части слова"

1.Разбор предложения.2.Однокоренные слова .Форма слова.3.Повторение.Суффикс.4.Игра "Четвертый лишний."5.Работа с текстом.6.Нахождение однокоренных слов.7.Проиставка.8.Найти лишнее слово в строке.9.Под...

Урок по русскому языку "Части слова. Суффикс как часть слова" (ТРКМ). Система РО Занкова Л.В. 2 класс.

Урок в технологии развития критического мышления. Главная цель ТРКМ - развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно. Достоинства данной технологии: ориентирова...

Урок русского языка "Части слова"

Материал для учителей начальных классов...

Презентация к уроку русского языка "Части слова. Обобщение"

Презентация к уроку русского языка "Части слова. Обобщение"...

Конспект урока русского языка: " Состав слова. Значимые части слова" ( УМК " Школа России" , 4 класс)

Тема: Состав слова. Значимые части слова.Цели деятельности учителя: совершенствование знаний учащихся о морфемном составе слова и каждой  значимой части слова.Планируемые результаты:Предметные: з...

Технологическая карта урока русского языка «Состав слова. Значимые части слова.» (УМК "Школа России", 4 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА  Дата: 05.10.2021Школа: МАОУ СОШ  № 152Класс: 4 «б»Урок: 4Время: 10:40-11:20  Кабинет: 209Студент: Закирова Эльвира РахимовнаГрупп...

Технологическая карта урока русского языка "Состав слова. Значимые части слова", 4 класс, УМК "Школа России"

Тема урока «Состав слова. Значимые части слова»Тип урока: урок - рефлексииЦель урока: обобщение знаний обучающихся о составе слова, значимых частях слова, развитие умения разбирать с...