Технология развития критического мышления как основа формирования языковой компетенции младшего школьника.
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Песоцкая Светлана Васильевна

Мастер класс для педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Технология развития критического мышления как основа формирования языковой компетенции младшего школьника»

                                                         Мышление развивается в проблемной ситуации,

                                                               Когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете.

                                                                                                                               (Л. Выготский )

Цель: познакомить  учителей  с  приёмами критического мышления на уроках русского языка в начальной школе.

Задачи:

- расширить понятие о критическом мышлении и приемах  развития критического мышления;

- показать приемы  критического мышления в своей практической работе;

- доказать важность использования приёмов критического мышления на уроках в начальной школе.

- Добрый день,  уважаемые коллеги!

От всей души поздравляю  Вас  с окончанием 1 четверти. Надеюсь, это занятие будет для вас полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой. Я желаю вам Радости, Любви и неугасимого творческого огня в душе!

СЛАЙД 1                                                                                                                                               Тема моего мастер-класса: «Технология развития критического мышления как основа формирования языковой компетенции младшего школьника»

- Прошу взять со стола карточки, подумать и составить список прилагательных, которые характеризуют успешного человека. (Коллеги самостоятельно создают список прилагательных) 

— Теперь обведите 1 слово из списка, которое лучше всего характеризует ваш характер. И объясните, почему именно это слово так точно описывает ваш характер. (Зачитываются работы и даются объяснения) 

— Вы критически отнеслись к выбору того слова, которое характеризует вас? Конечно. Вот и детей необходимо научить относиться критически к той информации, которую они получают. Осмысливать её, «переваривать», находить дополнительную информацию, проверять источники и только потом делать выводы.

СЛАЙД  2.                                                                                                                                    Что такое критическое мышление, и какие приёмы критического мышления используются на уроках в начальных классах.

Для начала я хотела с вами провести приём, который называется

«Верите ли вы …»

СЛАЙД  3.

- Верите ли вы, что по окончанию мастер – класса, вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?

- Верите ли вы, что вам будет интересно работать сегодня?

- Верите ли вы, что дети способны анализировать, обобщать?

- Верите ли вы, что можно детей научить учиться?

СЛАЙД  4.                                                                                                                                                  КР предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии.

СЛАЙД  5.                                                                                                                                           1 этап — «Вызов» (ликвидация чистого листа)

(Ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме. Работа с вопросами может проходить в 2 этапа: «я сам», «мы вместе» (парная или групповая работа). На стадии вызова у ребёнка должно сформироваться представление, чего же он не знает «Что хочу узнать?».)

СЛАЙД  6.                                                                                                                                            2 этап — «Осмысление» (реализация осмысления)

(На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать) Это, как правило, самый длительный этап урока, который предполагает получение новых знаний, их осмысление, соотнесение с имеющимися. Цель данного этапа — побудить ребёнка к высказываниям, дать толчок к анализу своих знаний, поддержать интерес учащихся к информации и добиться ее понимания. При этом важно, чтобы дети обменивались мнениями, говорили, ведь это обогащает их словарный запас, вырабатывает гибкость мышления.)

СЛАЙД  7.                                                                                                                                                        3 этап — «Рефлексия» (размышление).

(Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме. Итак, напоминаем, технология развития критического мышления предлагает строить урок по схеме вызов — осмысление — рефлексия и предлагает набор приёмов и стратегий. Данный этап способствует целостному осмыслению темы, выработке собственного отношения к изучаемому материалу, выявлению тем и проблем для дальнейшей работы, а также анализу самого процесса изучения материала. Учащиеся самостоятельно делают выводы, приводят сравнения, анализ, соотносят новые знания с имеющимися. На этом этапе может быть составлен опорный конспект в тетради учащегося.)

Практическая часть.

-Я бы хотела, чтобы вы на примере увидели некоторые приёмы работы на каждом этапе урока. Прошу вас поработать творчески, проявить свою активность, не стесняться высказывать своё мнение. Надеюсь, что вы мне поможете, за что заранее вам благодарна.

Итак, вы ученики 4 класса. Урок русского языка. 

Стадия вызова

На стадии вызова можно использовать следующие приёмы, которые мы сейчас рассмотрим.

1) Приём «Покопаемся в памяти» Предлагаю прослушать музыкальный фрагмент, может кто то вспомнит название. Какие ассоциации возникают у вас во время слушания? (П.И. Чайковского «Времена года. Октябрь»)

Иван Бунин стихотворение «Листопад»:

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

Это осень в самой яркой своей поре, бабье лето, время вдохновения.

2) Приём «Ассоциативная карта» (работа в группах на бумаге, один отвечает от группы)

-Напишите слова – ассоциации к слову «Осень».

СЛАЙД  8.                                                                                                                                               3) Прием “Корзина идей”

(Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.)

Алгоритм работы:

1. Вспомните и запишите все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).

2. Обмен информацией в парах или группах.

3. Назовите какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.

4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны.

5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

СЛАЙД  9.                                                                                                                                           4) Прием “Составление кластера”

(Смысл приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания. Он связан с приемом “Корзина идей”.

Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большее количество информации. Кластеры можно использовать на различных стадиях урока.)

4) Стратегия «Предположение»

- Какова тема урока? (составление рассказа  об осени, написание эссе, сочинения)

- Кто автор картины?

 - Можете ли определить по названию, что изображено на картине?

- Можно ли по названию определить в каком жанре написана картина?

СЛАЙД  10.                                                                                                                                            Тема урока: Развитие речи. Сочинение – описание по картине Исаака Ильича Левитана «Золотая осень»

СЛАЙД  11.

Стадия осмысления.                                                                                                                                           1) Стратегия «Чтение с остановками»                                                                                                    Представьте, что мы находимся с вами в одном из залов Третьяковской галереи. И познакомиться нам предстоит с русским живописцем – Исааком Ильичом Левитаном и его картиной «Золотая осень».

“V” – то, что известно;

«-» - то, что противоречит представлениям читающих;

«+» - то, что является новым;

«?» - ставится тогда, если у читателя возникло желание узнать о том, что описано более подробно.

Жизнь и судьба Левитана была непростой. Он родился в образованной, но необеспеченной семье. Родители художника рано умерли, оставив своих детей без каких-либо средств к существованию. Студенческая жизнь Левитана прошла в условиях крайней нужды, порой ему даже негде было переночевать.

Творчество живописца полностью зависело от эмоционального состояния. И именно творчество помогало ему прийти в себя, поверить, что есть в жизни и светлая сторона.

Ему было сложно с людьми, и даже в творчестве это проявлялось – он редко изображал людей на своих полотнах. Левитан уходил в лес, в поле и писал картины. Живопись возвращала ему желание жить, дышать полной грудью, верить в лучшее.

Очень много своих картин художник посвящал осени. Левитан отразил её такой, какой она бывает в разные периоды, он как будто боится упустить что-то важное, стремится донести до зрителя всю красоту и изменчивость осенней природы. Несмотря на скоротечность осенних дней, он успевает запечатлеть все нюансы.

Одной из самых ярких картин в творчестве Левитана считается «Золотая осень». Хотя художник и не считал её удачной, все же картина очень понравилась публике, и поистине стала шедевром русской живописи.

В картине осень предстает перед нами в самом своем расцвете – она яркая, сочная, выразительная. Яркое звонкое небо и темная гладь реки усиливают образ осени. Голубой и синий на контрасте с золотыми деревьями подчеркивают красоту и неповторимость солнечной русской осени.


«Чтение с остановками» Вопросы

 Жизнь и судьба Левитана…. негде было переночевать.

- Как жил И.И.Левитан?

(…Творчество живописца… светлая сторона.

-Что значит «зависело от эмоционального состояния»?

-Про картины И. Левитана говорят «Пейзаж настроения». Как вы понимаете эти слова?

…Ему было сложно с людьми… верить в лучшее.

- Почему И.И.Левитан редко изображал людей на своих полотнах?

… Очень много своих картин… запечатлеть все нюансы.

-Какую осень описывает художник?

… Одной из самых ярких… русской живописи.

-Какая из картин стала шедевром русской живописи?

… В картине осень предстает… солнечной русской осени.

- Какой предстаёт осень на картине?)

СЛАЙД  12                                                                                                                                                           2) Приём ИНСЕРТ

(Прием маркировки текста следующими значками:

  • “V” – то, что известно;
  • «-» - то, что противоречит представлениям читающих;
  • «+» - то, что является новым;
  • «?» - ставится тогда, если у читателя возникло желание узнать о том, что описано более подробно.)

СЛАЙД  13-19: Посмотрите на некоторые работы художника.

3) Приём «Взаимоопрос» (Работа в парах: один читает абзац, другой ученик задаёт ему вопрос после прочитанного абзаца )

СЛАЙД  20.                                                                                                                                                         4) Приём «Тонкие и толстые вопросы»

Тонкие?

Толстые?

Кто...? Что...?

Когда...? Может...?

Будет...? Могли...?

Как звать...?

Было ли...?

Согласны ли вы...?

Верно ли...?

Дайте три объяснения: почему?

Объясните: почему...?

Почему вы думаете...?

Почему вы считаете...?

В чем различие...?

Предположите: что будет, если...?

Что, если...?

(- Кто автор картины?

- Как называется картина?

- Что изображено на картине?

- Какое настроение было у художника, когда он писал свою картину?

- Какие краски преобладают в описании осеннего пейзажа? (Осенний день, изображенный художником, полон света. В картине преобладают жизнерадостные светлые тона)

- Что мы, в целом, видим на картине? (Мы видим березовую рощу в медно-золотом осеннем убранстве)

- Что изображено на переднем плане?

- Предположи, что будешь чувствовать  ты, если окажешься на пригорке этой картины?

 (Вдоль всей картины протянулась  небольшая  речка. Она немного изгибается и удаляется в глубину луга. У одиноко стоящей берёзы  река  резко поворачивает  влево. На поверхности воды отражается светлое небо с белыми облаками).

- Сравните цвет  воды  в речке у левого берега с цветом на дальнем плане.

(У левого берега вода темная, а дальше становится светло-голубая).

- Почему? Как вы думаете?

( Лучи солнца освещают задний план картины, а на переднем плане – тень.)

- Что растет по берегам речки?

(По краям речки растёт побуревшая трава. Слева растут молодые берёзки с тонкими стройными стволами. Берёзки сплошь покрыты золотой листвой. На тёмном фоне видим, растущий красновато-розовый куст).

- Почему осень на картине названа золотой? Что это значит?

- Когда лес бывает золотым, таким, как он изображён на картине Левитана, в сухую или дождливую погоду?

-  Все ли деревья одеваются в золотой наряд? Какие деревья остаются зелёными?

- Сравните ближние берёзки с берёзкой, которая стоит у поворота реки. Почему окраска у    

  них разная?

- Что мы видим на высоком берегу вдали  картины? Почему крестьянские

дома такие маленькие?

(На заднем плане мы видим крестьянские постройки. А за ними тянутся леса, сливающиеся на горизонте с небом.)

- Какое впечатление на вас производит картина? Что в ней особенно красиво?

(Художник понимал осень прежде всего как праздник красок, как прощание с летом. Пейзаж этот не навевает грустных мыслей о предстоящей долгой зиме. Ведь в природе все одинаково прекрасно, и каждое из времен года имеет свою неповторимую прелесть)

Таблицы толстых и тонких вопросов могут стать основой для исследований, дискуссий, эссе.)

5) Прием “Ключевые слова”

(Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами, в том числе и хорошо известными, например, "ключевые слова", по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.)

СЛАЙД 21.                                                                                                                                    

6) Приём «Взаимообучение» Словарная работа в парах.

б_рега                              ле_кие

тра_ка                         грус_но

пр_хладный                з_л_тая

т_чение                       чу_ство

б_л_ствольные           кр_сота

            р_зн_цветная              радос_но

СЛАЙД  22.                                                                                                                     Стадия «Рефлексия» (Работа в группах, работают на бумаге)

1) Приём «Синквейн» (в группах)

(Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

Правила написания синквейна:

1.Первая строчка – название темы в одном слове (существительное)

2.Вторая строчка – описание темы в двух словах (прилагательные или причастия)

3.Третья строчка – описание действия в трёх словах (глаголы или деепричастия)

4.Четвёртая строчка – это фраза их четырёх слов, показывающая отношение к теме

5.Синоним из одного слова, который повторяет суть темы, ассоциация.)

Составление синквейна к словам Осень, Река, Небо, Деревья, День, Воздух. 

 

                     

Составление плана.

  • -Сколько будет частей в сочинении?  (Три части.)
  • -Как называются части? (Вступление, основная часть и заключение).
  • -О чём будем рассказывать в первой части? (В первой части будем говорить о том, как называется картина, кто её автор).
  • -Какими словами можно начать? («Передо мной картина известного художника…»)
  • -Что будем описывать во  второй части? (В ней будем описывать картину).
  • -Что именно будем описывать? (Реку, берёзки, небо, поле, дома.)
  • -Как начнёте описание? (На картине изображена ранняя осень…)
  • -О чём будем писать в третьей части? (О своих чувствах, об отношении к картине)
  • -Как можно начать заключительную часть? (Когда я смотрю на картину, то  у меня возникает чувство… Мне эта картина нравится тем- то…)

                      План

  1. Художник И.И. Левитан и его картина.

Опорные слова:

  • пейзажист
  • царствует
  • ранняя осень
  • волшебная пора ярких красок
  • ясный, осенний день
  1. Уголок русской природы осенним днём.

(На переднем  плане картины…)

                          опорные слова

  • река        - тихая, тёмная, извилистая,

                    с медленным течением

  • берега    - сонные, поникшая, сухая трава
  • берёзки    - белоствольные, золотые наряды
  • небо        - голубое, светлое, чистое
  • облака    - лёгкие, белые      
  • лес           - вдали, разноцветная одежда
  • поля      - бескрайние, пёстрый, бархатный ковёр

воздух     - наполнено, прохладный и чистый

3. Мои чувства и отношение к картине.

(Эта картина вызывает…) опорные слова:

  • светлое чувство радости и спокойствия
  • немного грустно
  • сбросят золотую листву

Памятка.

«Как писать сочинение по картине»

1)Кто автор картины? Расскажите о художнике и об истории создания картины.

2) Что в картине главное, о каком событии или явлении рассказывает нам художник?

3) Что изобразил художник на переднем плане? Опишите эти объекты, подбирая слова как можно точнее, используйте синонимы, образные выражения, сравнения.

4) Что вы видите на заднем плане? Как автор его изобразил? Зачем?

5) Каково Ваше отношение к картине? Нравится ли она Вам? Почему?

СЛАЙД  23.                                                                                                                                                            Д/З Приём «Написание эссе» о прочитанном произведении.

(Очень эффективная художественная форма письменной рефлексии - эссе. Это свободное письмо на заданную тему. Эссе - это произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь, склонность к парадоксам. Если работа проходит на уроке, заранее оговариваются временные границы ее выполнения: 5, 10, 15, 20 минут. В зависимости от цели написания отбирается автором и содержание. В любом случае эссе - художественная форма размышления, подталкивающая ученика обратиться к собственному, может быть и противоречивому, опыту.)

Модель написания эссе.

  1. Предварительный этап (инвентаризация): вычленение наиболее важных фактов, понятий и т.д.
  2. Работа над черновиком.
  3. Правка. Может осуществляться в паре.
  4. Редактирование. Исправление замечаний, сделанных в ходе правки.
  5. Публикация, т.е. чтение перед аудиторией.

Возможный алгоритм написания эссе.

  1. Обсуждаемая тема (проблема).
  2. Собственная позиция.
  3. Краткое обоснование.
  4. Возможные возражения, выдвигаемые слушателями.
  5. Причина, по которой заявленная позиция остается прежней, объявляется правильной.
  6. Заключение.

Научить учеников написанию эссе и других видов письменной рефлексии - довольно трудная задача. Выделим основные правила обучения письменной рефлексии:

  1. Регулярная возможность писать.
  2. Выбор интересной темы для письма.
  3. Наличие образцов.
  4. Читательская аудитория. Ученики должны понимать, что написанный ими текст востребован другими.
  5. Привычка править - значит понимать, что любой текст в любое время может быть откорректирован пишущим.
  6. Помощь друзей. Возможность делиться написанным.

Приём «Незаконченное предложение»

- Было интересно…

- Новым для меня стало…

- Реально ли мне применить это на своих уроках?

- Что я возьму с собой?

- Мне понравилось…

- Где мне было легко?

- Что давалось с трудом?

- Теперь я смогу…

СЛАЙД  24-25.                                                                                                                                           Итог работы.

Работая по КМ, я отмечаю следующие преимущества:

• учащиеся становятся более восприимчивы к опыту других детей: учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;

• увеличивается интеллектуальный потенциал участников, расширяется их словарный запас;

• совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;

• вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;

• обостряется любознательность, наблюдательность;

• развивает активное слушание;

• повышает самооценку.

— Мы коротко прошли по стадиям урока и увидели, что можно использовать различные приемы критического мышления. Благодарю за участие.

Приём «Взаимообучение» Словарная работа в парах.

б_рега                              ле_кие

тра_ка                         грус_но

пр_хладный                з_л_тая

т_чение                       чу_ство

б_л_ствольные           кр_сота

            р_зн_цветная                радос_но

Приём «Взаимообучение» Словарная работа в парах.

б_рега                              ле_кие

тра_ка                         грус_но

пр_хладный                з_л_тая

т_чение                       чу_ство

б_л_ствольные           кр_сота

            р_зн_цветная                радос_но

Приём «Взаимообучение» Словарная работа в парах.

б_рега                              ле_кие

тра_ка                         грус_но

пр_хладный                з_л_тая

т_чение                       чу_ство

б_л_ствольные           кр_сота

            р_зн_цветная                радос_но

Приём «Взаимообучение» Словарная работа в парах.

б_рега                              ле_кие

тра_ка                         грус_но

пр_хладный                з_л_тая

т_чение                       чу_ство

б_л_ствольные           кр_сота

            р_зн_цветная                радос_но

Приём «Взаимообучение» Словарная работа в парах.

б_рега                              ле_кие

тра_ка                         грус_но

пр_хладный                з_л_тая

т_чение                       чу_ство

б_л_ствольные           кр_сота

            р_зн_цветная                радос_но

Приём «Взаимообучение» Словарная работа в парах.

б_рега                              ле_кие

тра_ка                         грус_но

пр_хладный                з_л_тая

т_чение                       чу_ство

б_л_ствольные           кр_сота

            р_зн_цветная                радос_но

Приём «Взаимообучение» Словарная работа в парах.

б_рега                              ле_кие

тра_ка                         грус_но

пр_хладный                з_л_тая

т_чение                       чу_ство

б_л_ствольные           кр_сота

            р_зн_цветная                радос_но

Приём «Взаимообучение» Словарная работа в парах.

б_рега                              ле_кие

тра_ка                         грус_но

пр_хладный                з_л_тая

т_чение                       чу_ство

б_л_ствольные           кр_сота

            р_зн_цветная                радос_но

Приём «Взаимообучение» Словарная работа в парах.

б_рега                              ле_кие

тра_ка                         грус_но

пр_хладный                з_л_тая

т_чение                       чу_ство

б_л_ствольные           кр_сота

            р_зн_цветная                радос_но

Приём «Взаимообучение» Словарная работа в парах.

б_рега                              ле_кие

тра_ка                         грус_но

пр_хладный                з_л_тая

т_чение                       чу_ство

б_л_ствольные           кр_сота

            р_зн_цветная                радос_но

Приём «Взаимообучение» Словарная работа в парах.

б_рега                              ле_кие

тра_ка                         грус_но

пр_хладный                з_л_тая

т_чение                       чу_ство

б_л_ствольные           кр_сота

            р_зн_цветная              радос_но

Приём «Взаимообучение» Словарная работа в парах.

б_рега                              ле_кие

тра_ка                         грус_но

пр_хладный                з_л_тая

т_чение                       чу_ство

б_л_ствольные           кр_сота

            р_зн_цветная              радос_но

Чтение с остановками. Инсерт.

“V” – то, что известно;

«-» - то, что противоречит представлениям читающих;

«+» - то, что является новым;

«?» - ставится тогда, если у читателя возникло желание узнать о том, что описано более подробно.

Жизнь и судьба Левитана была непростой. Он родился в образованной, но необеспеченной семье. Родители художника рано умерли, оставив своих детей без каких-либо средств к существованию. Студенческая жизнь Левитана прошла в условиях крайней нужды, порой ему даже негде было переночевать.

Творчество живописца полностью зависело от эмоционального состояния. И именно творчество помогало ему прийти в себя, поверить, что есть в жизни и светлая сторона.

Ему было сложно с людьми, и даже в творчестве это проявлялось – он редко изображал людей на своих полотнах. Левитан уходил в лес, в поле и писал картины. Живопись возвращала ему желание жить, дышать полной грудью, верить в лучшее.

Очень много своих картин художник посвящал осени. Левитан отразил её такой, какой она бывает в разные периоды, он как будто боится упустить что-то важное, стремится донести до зрителя всю красоту и изменчивость осенней природы. Несмотря на скоротечность осенних дней, он успевает запечатлеть все нюансы.

Одной из самых ярких картин в творчестве Левитана считается «Золотая осень». Хотя художник и не считал её удачной, все же картина очень понравилась публике, и поистине стала шедевром русской живописи.

В картине осень предстает перед нами в самом своем расцвете – она яркая, сочная, выразительная. Яркое звонкое небо и темная гладь реки усиливают образ осени. Голубой и синий на контрасте с золотыми деревьями подчеркивают красоту и неповторимость солнечной русской осени.


Модель написания эссе.

  1. Предварительный этап (инвентаризация): вычленение наиболее важных фактов, понятий и т.д.
  2. Работа над черновиком.
  3. Правка. Может осуществляться в паре.
  4. Редактирование. Исправление замечаний, сделанных в ходе правки.
  5. Публикация, т.е. чтение перед аудиторией.

Возможный алгоритм написания эссе.

  1. Обсуждаемая тема (проблема).
  2. Собственная позиция.
  3. Краткое обоснование.
  4. Возможные возражения, выдвигаемые слушателями.
  5. Причина, по которой заявленная позиция остается прежней, объявляется правильной.
  6. Заключение.

                      План написания сочинения

1). Художник И.И. Левитан и его картина.

Опорные слова:

  • пейзажист
  • царствует
  • ранняя осень
  • волшебная пора ярких красок
  • ясный, осенний день

2). Уголок русской природы осенним днём.

(На переднем  плане картины…)

                          опорные слова

  • река        - тихая, тёмная, извилистая,

                    с медленным течением

  • берега    - сонные, поникшая, сухая трава
  • берёзки    - белоствольные, золотые наряды
  • небо        - голубое, светлое, чистое
  • облака    - лёгкие, белые      
  • лес           - вдали, разноцветная одежда
  • поля      - бескрайние, пёстрый, бархатный ковёр

воздух     - наполнено, прохладный и чистый

       3). Мои чувства и отношение к картине.

        (Эта картина вызывает…) опорные слова:

  • светлое чувство радости и спокойствия
  • немного грустно
  • сбросят золотую листву

Памятка.

«Как писать сочинение по картине»

1)Кто автор картины? Расскажите о художнике и об истории создания картины.

2) Что в картине главное, о каком событии или явлении рассказывает нам художник?

3) Что изобразил художник на переднем плане? Опишите эти объекты, подбирая слова как можно точнее, используйте синонимы, образные выражения, сравнения.

4) Что вы видите на заднем плане? Как автор его изобразил? Зачем?

5) Каково Ваше отношение к картине? Нравится ли она Вам? Почему?

Модель написания эссе.

  1. Предварительный этап (инвентаризация): вычленение наиболее важных фактов, понятий и т.д.
  2. Работа над черновиком.
  3. Правка. Может осуществляться в паре.
  4. Редактирование. Исправление замечаний, сделанных в ходе правки.
  5. Публикация, т.е. чтение перед аудиторией.

Возможный алгоритм написания эссе.

  1. Обсуждаемая тема (проблема).
  2. Собственная позиция.
  3. Краткое обоснование.
  4. Возможные возражения, выдвигаемые слушателями.
  5. Причина, по которой заявленная позиция остается прежней, объявляется правильной.
  6. Заключение.

1). Составьте список прилагательных, которые характеризуют успешного человека.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2). Напишите слова – ассоциации к слову «_____________»

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________          

3). Приём «Корзина идей»

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4). Составление кластера

5). Приём «Взаимообучение» Словарная работа в парах.

б_рега                              ле_кие

тра_ка                         грус_но

пр_хладный                з_л_тая

т_чение                       чу_ство

б_л_ствольные           кр_сота

 р_зн_цветная              радос_но

6). Составление  СИНКВЕЙНА

1.________________________________________________________________________

2.________________________________________________________________________

3.________________________________________________________________________

4.________________________________________________________________________

5.________________________________________________________________________

7). Написание ЭССЕ

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития критического мышления как средство формирования творческих способностей у младших школьников.

Данная работа раскрывыает как на основе данной технологии формируются творческие способности у обучающихся....

презентация "Технология развития критического мышления как средство формирования творческих способнотей у младших школьников."

В данной презентации рассматриваются приёмы формирования творческих способностей на основе технологии развития критического мышления....

«Технология развития критического мышления (ТРКМ)– основа формирования универсальных учебных действий (УУД) учащихся начальных классов.»

Одна из новых технологий, которая актуальна в практике педагогов – это технология критического мышления. Она развивает коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит ...

«Технология развития критического мышления (ТРКМ)– основа формирования универсальных учебных действий (УУД) учащихся начальных классов.»

Аннотация     Одна из новых технологий, которая актуальна в практике педагогов – это технология критического мышления. Она развивает коммуникативные компетентности, умение находить...

Технология развития критического мышления через чтение и письмо у младших школьников. Опыт работы. Рекомендации.

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетен...

Инновационный педагогический проект "Исследовательская технология как основа формирования ключевых компетенций младших школьников".

Материал содержит информацию об опыте работы учителя начальных классов по теме: "Исследовательская технология как основа формирования ключевых компетенций младших школьников"....

Использование технологии развития критического мышления в процессе формирования читательской культуры у младших школьников

Формирование читательской культуры младших школьников - одно из условий успешности в обучении.Современные образовательные технологии позволяют сделать этот процесс интересным, познавательным, творческ...