Работа с одаренными школьниками: подготовка учащихся начальных классов к олимпиадам по русскому языку, углубленный курс русского языка(в условиях внедрения ФГОС)
статья по русскому языку

Абдуллина Эльмира Ильдусовна

Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса.

Современное  общество нуждается в одарённых, креативно мыслящих, творчески относящихся к своей профессии  людях, потому что именно они являются носителями духовности и культуры. Задача современной школы состоит в том, чтобы талант, способности ребёнка реализовались. Как сделать так, чтобы дети с высоким потенциалом смогли почувствовать свою значимость, реализовать свой талант? Необходимо выстроить систему обучения, позволяющую одаренному ребенку проявлять свои способности, развиваться в силу своего дарования как уникальной личности. Необходимо вовремя выявить детей с повышенными способностями, создать ситуацию успеха для таких учащихся. При этом важно различать исследовательский, творческий и интеллектуальный потенциал ребёнка. В зависимости от того, какой потенциал в нём заложен,  следует выстраивать систему работы.

На современном этапе в образовании все больше утверждается деятельностный  компетентностный подход, сущность которого заключается в том, чтобы сделать ученика активным соучастником учебного процесса. Умение владеть знаниями, применять их на практике, интерпретировать и выражать своё отношение к ним - это главная цель педагога в работе с учениками.  Знаю → могу применить →владею способами применения (знаю как применить) → имею своё отношение - эта логическая цепочка определяет развитие олимпиадных детей.

Олимпиады - это одна из общепризнанных форм работы с одаренными и высокомотивированными учащимися. Участвуя в олимпиадах, такие дети оказываются в среде себе равных. Они стремятся соревноваться с другими, стремятся к победам. Олимпиады любого уровня дают уникальный шанс добиться признания в семье, в учительской среде и у одноклассников.

В основе подготовки к олимпиадам должен лежать принцип системности и непрерывности.

Подготовка к олимпиаде — дело не одного дня и даже года. Работу с учениками необходимо начинать еще в 1 классе, ведь предстоит углубленно изучить такие разделы русского языка, как фонетика, орфоэпия, орфография, лексика,  морфемика, словообразование, морфология, синтаксис, пунктуация, культура речи, история русского языка. Такая деятельность предполагает поэтапную подготовку учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Э.И. Абдуллина,

 учитель начальных классов МБОУ «ВСОШ №3, с.Высокая Гора

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ: ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ОЛИМПИАДАМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, УГЛУБЛЕННЫЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА

(В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС)

 

Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса.

Современное  общество нуждается в одарённых, креативно мыслящих, творчески относящихся к своей профессии  людях, потому что именно они являются носителями духовности и культуры. Задача современной школы состоит в том, чтобы талант, способности ребёнка реализовались. Как сделать так, чтобы дети с высоким потенциалом смогли почувствовать свою значимость, реализовать свой талант? Необходимо выстроить систему обучения, позволяющую одаренному ребенку проявлять свои способности, развиваться в силу своего дарования как уникальной личности. Необходимо вовремя выявить детей с повышенными способностями, создать ситуацию успеха для таких учащихся. При этом важно различать исследовательский, творческий и интеллектуальный потенциал ребёнка. В зависимости от того, какой потенциал в нём заложен,  следует выстраивать систему работы.

На современном этапе в образовании все больше утверждается деятельностный  компетентностный подход, сущность которого заключается в том, чтобы сделать ученика активным соучастником учебного процесса. Умение владеть знаниями, применять их на практике, интерпретировать и выражать своё отношение к ним - это главная цель педагога в работе с учениками.  Знаю → могу применить →владею способами применения (знаю как применить) → имею своё отношение - эта логическая цепочка определяет развитие олимпиадных детей.

Олимпиады - это одна из общепризнанных форм работы с одаренными и высокомотивированными учащимися. Участвуя в олимпиадах, такие дети оказываются в среде себе равных. Они стремятся соревноваться с другими, стремятся к победам. Олимпиады любого уровня дают уникальный шанс добиться признания в семье, в учительской среде и у одноклассников.

В основе подготовки к олимпиадам должен лежать принцип системности и непрерывности.

Подготовка к олимпиаде — дело не одного дня и даже года. Работу с учениками необходимо начинать еще в 1 классе, ведь предстоит углубленно изучить такие разделы русского языка, как фонетика, орфоэпия, орфография, лексика,  морфемика, словообразование, морфология, синтаксис, пунктуация, культура речи, история русского языка. Такая деятельность предполагает поэтапную подготовку учащихся.

Особенности работы по некоторым разделам русского языка

Олимпиады всех уровней обязательно включают в себя задания по орфоэпии — науке, мало изучаемой в школе. Лишь в 3-4  классах при подготовке к ВПР  более подробно рассматривается орфоэпический минимум, который должны знать учащиеся. Вследствие недостаточного изучения орфоэпии для наших учащихся странным кажется звучание слов "жалюзи", "торты", "банты", "включим" и даже "свекла". Знание ударения в словахочень важно для развития правильной речи, поэтому при подготовке к олимпиаде необходимо уделять этому большое внимание.

Следующий этап работы при подготовке к олимпиаде — это фразеологические обороты. Обычно учащиеся легко находят в тексте русские фразеологизмы и синонимы к ним. Но нахождение литературных фразеологизмов (красной нитью) и фразеологизмов иностранного происхождения (авгиевы конюшни) является для них более сложной деятельностью. Для этого надо не только быть внимательным при исследовании текста, но и много читать. Кроме того, учащиеся затрудняются при работе над следующим заданием: продолжить фразеологизм или пословицу, поговорку, ведь зачастую в своей речи мы употребляем только первую часть выражения, например: "Бедность — не порок, а вдвое хуже", "Не все коту масленица, будет и пост". Большую помощь в развитии навыков по работе над фразеологизмами дают материалы конкурса "Страна Фразеология"

Олимпиадные задания нередко включают в себя сведения из области старославянского языка. Это наиболее интересные задания, так как они помогают ученику развивать умение сопоставлять, сравнивать, изучать лексику давних лет; зная алфавит, читать старославянские тексты и даже переводить доступные для этого возраста отрывки из произведений.

В следующем задании — написать сочинение на определенную тему — учащиеся обычно не затрудняются и поэтому чаще всего особо не задумываются при его выполнении. В результате — много слов, мыслей, но нет логики в изложении и рассуждении по теме сочинения. В последние годы учащимся предлагались, например, такие темы: "Начало учебного года» (тему можно развить в виде письма к товарищу) «Как посев, так и ученье одинаково необходимы для жизни»  и другие.

Необходимо повторить с учащимися требования написания сочинений. Важно научить учащихся составлять интересные сочинения-рассуждения в логической последовательности, с соблюдением всех частей сочинения — вступления, основной части, заключения, с личностным подходом, собственной позицией. Работа должна отличаться стройной композицией, орфографической и пунктуационной грамотностью. Необходимо ученика научить «не растекаться мыслию по древу», а конкретно, доказательно ответить на вопрос темы.

Необходимо проанализировать возможности УМК по русскому языку в 1-4 классах. Часто авторы предлагают задания повышенной трудности, так называемые «олимпиадные»  или творческие задания. Игнорировать их ни в коем случае нельзя. Также необходимо приобрести, изучить и систематизировать дидактический материал по подготовке к олимпиаде по русскому языку, в том числе и электронные ресурсы.

 На основе изученного материала создаётся собственный банк олимпиадных заданий – дидактический материал, предусматривающий дифференцированный  подход при подготовке к олимпиаде. Этот банк периодически будет пополняться  как собственным, авторским  материалом, так и из опыта работы педагогического сообщества.

Следующий шаг – психолого-педагогическая диагностика учебных возможностей класса. Проводится анкетирование учеников и родителей с целью выявления уровня интереса к учёбе вообще, а также интересов и предпочтений. В начале учебного года необходимо провести мониторинг уровня усвоения учебного материала за курс начальной школы, включив в КИМ задания разного уровня сложности: творческие, логические, проблемные. В результате вышеперечисленных мероприятий в классе определяется группа детей, имеющих чётко выраженный интерес к русскому языку в сочетании с прочными знаниями, творческими способностями и часто нестандартным мышлением. Это и есть так называемая «олимпиадная» группа. В течение учебного года она может менять свой состав.

Олимпиада – одна из наиболее массовых форм урочной и внеклассной работы по предмету, позволяющая системно и непрерывно осуществлять проверку знаний по русскому языку в объеме программы, уровень развития речи, грамматический кругозор школьника, выявить лучшего – победителя олимпиады, помочь подготовить ученика к жизни в условиях конкуренции. Совместная работа учителей русского языка, администрации школы, учеников и родителей должна быть направлена на выявление, обучение, развитие, стимулирование одаренных детей в масштабах школы, района и республики. От этого во многом зависит успешность реализации данного проекта в отдельно взятом учреждении. С окончанием реализации проекта работа с одарёнными детьми не заканчивается. Необходимо и дальше искать оптимальные пути реализации творческого  и интеллектуального потенциала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

подготовка учащихся начальных классов к олимпиадам

алгоритм подготовки учащихся начальных классов к олимпиадам...

Мастер-класс "Исследовательская деятельность как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве в условиях внедрения ФГОС НОО"

В настоящее время, как отмечают учёные и методисты, заметно снизился интерес у  учащихся к школьному образованию, к получению знаний. На современном этапе особый интерес вызвает исследовательная ...

Серия "Успешный школьник" для учащихся начальных классов (игры-упражнения по русскому языку, математике, литературному чтению).

Серия включает в себя 11 игр-упражнений: 5 по русскому языку и 6 по математике. Серия «Успешный школьник» разработана в помощь родителям, детям и учителям. Данное пособие может быть использовано ...

Организация работы по подготовке учащихся начальных классов к олимпиаде по русскому языку

Подготовка к олимпиаде — дело не одного дня. Работу с учениками необходимо начинать еще в 1 классе, ведь далее им предстоит более углубленно познакомиться с такими разделами русского языка, как ...

Технология подготовки учащихся начальной школы к олимпиаде

Материал выступления на РМО учителей начальных классов...