Открытый урок русского языка по теме "Что такое имя прилагательное?" (УМК "Школа России", 2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Казакова Любовь Сергеевна

Цель урока: формировать представления о частях речи; учить распознавать имя прилагательное в тексте и словосочетаниях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx27.04 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе б

Учитель: Казакова Любовь Сергеевна

Дата проведения: 06.04.2018 г.

Тема урока

Что такое имя прилагательное?

Цель урока

-развивать познавательный интерес;

-добывать новые знания из источников информации (учебник, толковый словарь);

- развивать орфографическую зоркость;

-формировать представления о частях речи;

-учить распознавать имя прилагательное в тексте и словосочетаниях;

-воспитывать взаимопонимание, добрые отношения.

Планируемый результат обучения

Познавательные УУД

-способствовать развитию интеллектуальных умений;

-уметь предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;

-уметь добывать новые знания из информационных источников (толковый словарь; учебник).

Регулятивные УУД

-формировать умения самостоятельно исследовать, решать проблему, делать вывод;

-осуществлять контроль по результату;

-формировать соучастие, ответственность за принятое решение.

Коммуникативные УУД

-формировать собственное мнение;

-оформлять свои мысли в устной речи, читать текст про себя, выделять главное;

-понимать друг друга;

-сотрудничать при совместной работе в группе;

-составлять план разрешения проблемы.

Личностные УУД

-воспитывать культуру поведения при фронтальной и групповой работе;

-умение слышать своего товарища, сопереживать вместе с ним, находить общее мнение.

Основные понятия

Части речи, члены предложения, имя прилагательное, признаки прилагательных, вопросы к ним: какой?, какая?, какое?, какие?;

Межпредметные связи

Окружающий мир, математика

Ресурсы

УМК «Школа России», 2 класс; презентация по теме, карточки, тест, наглядное пособие

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

1.Организация учащихся

Мотивация.

Создание доброжелательной атмосферы на уроке

Включение учащихся в учебную деятельность

 

Личностные

Приветствие. Рабочий настрой.

В природе есть солнце.

Оно светит

и всех нас любит и греет.

Так пусть же каждый его лучик

заглянет к нам в класс

и не только обогреет нас,

но и придаст сил,

аккуратности, уверенности в знаниях.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом. Желаю вам   за время работы на уроке подняться по лестнице знаний на ступеньку выше. Успехов вам!

Слушают, выполняют.

2.Вхождение в урок

Минутка чистописания

Словарная работа

Орфографиче

ская минутка

Гимнастика для пальцев рук

  1. Постукать ладошку об ладошку до ощущения лёгкого тепла.
  2. .Поработать кистями рук до ощущения лёгкой усталости.
  3. Встряхнуть кисти рук

Минутка чистописания

На доске записаны слова:

ёж ёрш нож ковш

- Что будем писать на минутке чистописания (слова)

-Что знаете о звуках ж и ш? (согласные, всегда твёрдые, парные согласные по звонкости-глухости)

Орфографическая минутка

Найдите слова в строчке и назовите их

МОЯГОДАРЫЗЕОАЛПКЮХВЕТЕРМЦАЕЬБЛОПАТАЛБЖЧАХСКОРО (Ягода, ветер, лопата, скоро)

- Что это за слова?

Какую непроверяемую безударную гласную нужно запомнить?

- Запишите число, классная работа

(На доске запись)

Дру…на, ма…на, пру…на, ти…на.

- Вставьте слоги жи и ши, чтобы получились слова (дружина, машина, пружина, тишина)

- Написание каких буквосочетаний мы повторили?

-Запишите в тетрадь.

Слушают, выполняют, отвечают

Записывают, повторяют

Работают со словарями, проверяют написание слов

Вставляют слоги, записывают

3.Актуализация знаний.

Формулировка    темы

Регулятивные

(На доске запись)

Белая, кресло, заяц, деревянное, улицы, широкие, краска, робкий.

-Разделите слова на два столбика.

- На какие вопросы отвечают слова первого столбика?

- Что обозначают слова первого столбика?

- Как называется часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? (Имя существительное)

Возникла проблема в том, что обозначают слова второго столбика. А что такое проблема вообще? Давайте разберём (белая- цвет, робкий- внутреннее качество, деревянное – материал, широкие - размер)

– Что мы описываем с помощью имён прилагательных? (Форму, цвет, вкус, размер, материал и т. д.)
– Форма, цвет, размер, вкус – это признаки. Значит, что обозначают имена прилагательные? 
(Признаки предмета).

- Эти слова можно назвать одним словом - признаки.

- На какие вопросы отвечают эти слова? (Какая? Какой? Какое? Какие?)

- Я слово ищу необычное, звучное,                                          

Особое, сильное, лучшее,                

Короткое, длинное, красное, синее,               

Неброское, яркое, очень красивое,             

 Оно уменьшительное или ласкательное,               

А называют его… прилагательное.

Слова, обозначающие признаки предметов и отвечающие на вопросы какая? какой? какое? какие? ,называют прилагательными.

- Какая же тема нашего урока? (Что такое имя прилагательное?)

Анимация Приложение к учебнику, урок 34 

Практическая работа с использованием ИКТ (2 задания)

 

Задачи:

  • что такое имя прилагательное,
  • будем упражняться в   нахождении прилагательных в предложениях, применении их в речи

- Какие правила мы должны соблюдать во время работы? (не шуметь, не ссориться, друг другу помогать - так будет легче)

Высказывают, размышляют, делают выводы

Ребёнок читает стихотворение об имени прилагательном

Слушают, выполняют задания

Повторяют правила

4.Работа по теме урока. Исследование имени прилагательного

Зарядка для глаз

Физкультминут

ка

Познавательные

Коммуникатив-

ные

Работа в группах

- Попробуйте составить загадки из отдельных слов.

(раздаются конверты с заданиями)

- Назовите в каждой группе прилагательные, на какой вопрос они отвечают?

- Запишите одну из загадок, прилагательное подчеркните волнистой линией

(выполняется по схеме)

Белый  камушек  растаял,  на доске  следы  оставил.

Белый  камень  в воде  тает.

Белые  цветочки  вечером  расцветают,  а утром  увядают.

Мордочка  усатая,  шубка  полосатая,

Часто  умывается,  с водой  не знается.

Зверь  я горбатый, а нравлюсь  ребятам.

Лежало  одеяло,  мягкое,  белое,

Солнце напекло – одеяло  утекло.

Читается правило по учебнику

Огромный слон шагает. Спит колючий ёж. Рыжая белка грызёт орешки. Бежит звонкий ручей.

Учащиеся, услышав имя существительное, выполняют хлопок над головой; глагол – бег на месте; имя прилагательное – приседание.

Составляют загадки, включая в содержание загадки имена прилагательные,

наблюдают за вопросами, на которые они отвечают.

Делают вывод.

Что такое имя прилагательное?

Сопоставляют свои ответы с формулировкой учебника

Снимает утомляемость

5.Закрепление изученного материала.

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Работа в парах

Задание.

Подобрать имена прилагательные по высоте.

жираф зебра

Математика (Задача. Рост новорожденного жирафа составляет 2 м, взрослый жираф в 3 раза выше. Чему равен рост взрослого жирафа?)

Окружающий мир (Кстати, длинная шея жирафа состоит только из 7 позвонков, как и шея зебры. 7 позвонков имеют все млекопитающие

Жираф - единственное животное, у которого представители обоих полов рождаются с рожками)

Подобрать имена прилагательные по цвету.

кузнечик муравей

Окружающий мир.

(Кровь у кузнечика белая, а муравьи никогда не спят)

Подобрать имена прилагательные по силе.

лев антилопа

Математика. (Львица отдыхает 20 часов в сутки, остальное время у неё заняты охотой и поеданием пойманной пищи. Сколько времени львица охотится и ест пищу?)

Должна получиться запись

Высокий жираф - низкая зебра.

Зелёный кузнечик – чёрный муравей.

Сильный лев - слабая антилопа.

По форме (мяч, зеркало), по вкусу (пирог, щавель), по запаху (ландыш, аромат), по внутренним качествам животных (лиса, волк) и т. д.

Слушают информацию,

решают задачи, познают окружающий мир, сравнивают, сопоставляют, анализируют, подбирают имена прилагательные.

Осмысливают.

6.Решение проблемы

Регулятивное

Познавательное

Коммуникативное

Личностные

Осталось решить несколько проблем, связанных с именем прилагательным.

1.С какой частью речи связано имя прилагательное? (с именем существительным)

- Ребята, как вы думаете, по признакам легко определить предмет?

Я называю прилагательные, а вы должны быстро угадать какие это слова.

– Добрая, любимая, родная – …
Хитрая, рыжая, пушистая – …
Косолапый, белый, неуклюжий – …
Сочное, вкусное, спелое – …

2.Зачем нам в речи имя прилагательное.

(Чтобы отличить один предмет от другого, точнее его описать, украсить нашу речь)

Работают,

сопоставляют, анализируют, решают проблему

Отвечают на вопросы

Рефлексия

Личностные

Очень замечательное – имя прилагательное.

Трудно будет без него, если пропадет оно.

Выполняют тест

Пришла …  зима. Стоят …  морозы. Земля покрыта … снегом. Деревья украшены … узорами инея. В снег спрятаны … елочки.

Слова для справок: холодная, лютые, белым, красивыми, маленькие.

Затем оценивают свою работу

Какова была наша цель?

– Достигли мы этой цели? (…)

– В чём возникали затруднения на уроке? (…)

– Над чем ещё надо поработать? (…)

– У кого остались вопросы на конец урока? (…)

– Оцените свою работу на уроке.

Если вы считаете, что работали хорошо, все у вас получалось и вы довольны своей работой, ставите в круг +.

-Кто считает, что он чувствовал себя неуверенно, испытывал трудности, ставит -.

-Сегодня было очень приятно работать с вами на уроке. Всё, что мы запланировали, сделали, домашнего задания нет. Вы все были активными и талантливыми. Если у кого-то что–то не получалось, не беда, ведь вы старались самостоятельно решать все проблемы. Молодцы!

«Пусть же всё вокруг вас будет удивительным и разным! И вокруг вас и вы сами употребляли только добрые, красивые, приятные слова – прилагательные.

Оценивают свою деятельность, испытывают чувство удовлетворенности от урока.

Приложение1.     Игра «Кто это? Что это?»

– Я называю прилагательные, а вы должны быстро угадать какие это слова.

– Добрая, любимая, родная – …
Весенний, звонкий, говорливый – …
Интересная, библиотечная, любимая – …
Хитрая, рыжая, пушистая – …
Вкусный, шоколадный, свежий – …
Шелковое, красивое, длинное – …
Круглый, деревянный, обеденный – …
Косолапый, белый, неуклюжий – …
Настольная, яркая, удобная – …
Зимние, тёплые, красивые – …
Новогодний, весёлый, долгожданный – 
Морозный, ясный, зимний – …
Домашний, пушистый, любимый – …
Полевой, садовый, лесной – …
Сочное, вкусное, спелое – …
Новые, многоэтажные, красивые –…
Горячий, мясной, вкусный – …
Грецкие, лесные, вкусные – …
Настенные, карманные, ручные – …
Чистая, прозрачная, питьевая – …
Мягкая, удобная, деревянная – …

– Что мы описываем с помощью имён прилагательных? (Форму, цвет, вкус, размер)
– Форма, цвет, размер, вкус – это признаки. Значит, что обозначают имена прилагательные? 
(Признаки предмета).

Приложение 2

,

Сейчас отдохнем. Сделайте столько хлопков руками, сколько раз прилагательные встретятся в описании осени.

  • …Лес, точно терем расписной: лиловый, золотой багряный.-4

Веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной.-3

  • Сделайте столько наклонов вправо и влево, сколько встретите прилагательных в  загадке.

Я бываю разная:

Черная и красная,

Грузовая, легковая.

Кто же я такая? (машина)5

  • Сделайте столько приседаний, сколько прилагательных услышите.

Дом зеленый тесноват-

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки. (горох)

  • Учитель читает предложения.

Огромный слон шагает. Спит колючий ёж. Рыжая белка грызёт орешки.

Учащиеся, услышав имя существительное, выполняют хлопок над головой; глагол – бег на месте; имя прилагательное – приседание.

Приложение 3.

(фронтальная работа)

- Дополните столбики словами

Что делает?

Какой?

Кто? Что?

рычит

страшный

волк

мяукает

кузнечик

- Что объединяет слова первого столбика? Объясните. (Вопрос, на который отвечает слово, и то, что оно обозначает.)

- Дополните слова предметы словами-признаками.

Волк какой? (большой, серый, страшный...). Кот какой? (голодный, маленький, ласковый...). кузнечик какой? (зелёный, маленький...).

- Прочитайте слова среднего столбика. что их объединяет? (Вопрос, на который отвечает слово, и то, что оно обозначает)

- Как назвать часть речи, которая отвечает на вопрос какой? и обозначает признак предмета? (имя прилагательное)

(записывают предложение в тетрадь по выбору)

Приложение 4. Работа в рабочей тетради


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок русского языка "Наблюдение за написанием буквосочетаний ЧА, ЩА" 2 класс

Конспект открытого урока«Наблюдение за написанием  буквосочетаний ЧА, ЩА»Русский язык2-й класс      Иванова Ирина Ивановна, учитель начальных классов МКОУ «Сан...

Открытый урок русского языка в 3 классе по теме "Что такое окончание"

Открытый урок русского языка в 3 классе по теме "Что такое окончание" к УМК "Школа России"...

Конспект открытого урока русского языка для 4 класса на тему «Что такое склонение? Три типа склонения имен существительных»

Открытый урок русского языка для 4 класса на тему: "Что такое склонение?Три типа склонения имен существительных".На уроке использованы информационные, здоровьесберегающие технологии, технология пробле...

Открытый урок русского языка по УМК «Перспективная начальная школа» в 4 классе по теме: «Устойчивые выражения»

Цель: обеспечить условия для формирования у учащихся представления об устойчивых выражениях, дать понятие фразеологизма.Задачи: Учить понимать значение фразеологизма, правильно употреблять в реч...

Конспект открытого урока русского языка на тему: «Части речи. Имя существительное.» 2 класс

Тип урока: урок открытия нового знанияФорма урока: урок-мини-исследование.Методы: словесный, наглядный, проблемно - поисковый, самоанализа своей деятельности (рефлексия).Форма работы: групповая, индив...