Конспект урока по русскому языка "Мягкий знак".
методическая разработка по русскому языку (1 класс)

Королева Ирина Владимировна

Конспект урока русского языка " Мягкий знак" 1 класс, УМК " Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Тема: «Мягкий знак»

Тип: изучение нового материала

Цель-организовать деятельность учащихся для определения случаев, когда в словах необходимо употребление  «мягкого знака» и его функции.

Задачи:

-учить правильному прочтению слов с Ь

-определять случаи, когда употребление Ь необходимой

-обучать работе с текстом

- формировать навыки правильного написания слов с Ь

Планируемые результаты

Предметные:

-видеть и читать в словах Ь, овладевать навыками грамотного письма

-объяснять когда и для чего необходимо употребление Ь

-подбирать примеры слов с Ь

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

-формулировать цель и учебную задачу

-выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

-осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль

Познавательные УУД:

-искать и выделять необходимую информацию

-делать выводы на основе наблюдения

-формулировать полный правильный ответ, доказывать свою точку зрения

Коммуникативные УУД

-составлять вопросы, формулировать затруднения

-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Личностные:

-осознать важность изучения русского языка, темы урока

                                   

Ресурсность урока: учебник, тетрадь по русскому языку, канцелярские принадлежности, карточки, схемы.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация и актуализация

Организует работу с орфографическим словарем, предлагает дифференцированное задание:

1в- найти и выписать несколько слов с Ь

2в-найти и выписать слова с Ь, которые отвечают а вопрос «кто?»

Предлагает  работу фронтально в виде игры  по рядам

                            олень        деньки       коньки

огоньки       дружить        восемь    

 

Задание: 1. Прочитать.

                2 .Какое слово спряталось в каждом из слов?

                3. Найти и записать в тетрадь.

               4. Что во всех словах есть общего? Подчеркните ь знак в словах.

               5. Почему в этих словах мы пишем ь? Закройте ь и прочитайте слова.

Просит определить тему урока, сформулировать учебную задачу. Предлагает открыть учебник на с.87 и проверить правильность поставленной учебной задачи.

Ставить вопрос, для чего нам нужно знать когда в словах употребляется Ь?

 Предлагает проверить предположение опытным путем и обратиться к упражнению.

Изучают словарь, находят слова с Ь, записывают

Читают,  записывают в тетрадь слова, размышляют над заданием отвечают, дополняют ответы друг друга.

Один из  учеников выполняет на доске звуковой разбор слова «пальто», по окончании работы делает вывод о том, что Ь не обозначает звука

Называют тему урока, ставят цель и учебную задачу.

Размышляют и предполагают(Нужно знать когда употребляется Ь, чтобы быть грамотным и правильно писать)

Организация познавательной деятельности

Предлагает прочесть задание к упражнению 1 с. 87, просит вспомнить, как нужно читать задание.

Организует  работу с текстом упражнения, выполнение задания к упражнению 1

Предлагает сделать вывод, что мы знаем о выделенной букве (Ь)? Его функции в словах.

Читают и обсуждают задание к упражнению, находят ключевые слова.

Текст отрывка стихотворения читает хорошо читающий ученик, отвечают на вопросы. Выясняют, какая буква в тексте упражнения выделена.

Вспоминают и рассуждают, что известно о Ь (не обозначает звука, смягчает предшествующий согласный звук)

Физкультминутка.

Внимательно слушать слова, которые читает учитель. Если в слове должен быть Ь, учащиеся хлопать. Если нет- топать.

Полка, тень, полька, сталь, стол, стал, кон, конь, моль, пол, кол, соль, боль.

Организует исследование учащихся по заданию к упр 2 в учебнике, предлагает выполнить упражнение в парах.

По окончании работы побуждает к рассуждению и просит

 сформулировать вывод.

Изучают задание к упражнению, выполняют  в парах упражнение соответственно заданию.

Самостоятельно записывают в тетрадях текст упражнения и подчеркивают мягкий знак и букву перед ним.

Делают вывод и обобщение ( Ь обозначает мягкость предшествующего согл. звука, не обозначает звука может менять смысл слов)

Пальчиковая гимнастика

Предлагает прочесть   и прокомментировать правило на с. 88, просит привести примеры слов, подходящих под данное правило

Побуждает к рассуждению над заданием к упр. 3. предлагает к выполнению фронтально с комментированием.

Читают, комментируют, делают выводы, приводят примеры

Читают задание, выделяют ключевые слова, комментируют задание.

Рассуждают над текстом упражнения, делают вывод, что Ь обозначает мягкость предшествующего согл. звука, но при этом сам звук не обозначает.

Подведение итогов

Возвращается к проблемному вопросу : А действительно ли нам нужен Ь? Просит доказать свою точку зрения.

Делают выводы по уроку, отвечают на проблемный вопрос, доказывают свою точку зрения. ( Ь нужен. Хотя он и не обозначает звука, но обозначает мягкость предшествующего согласного звука и с помощью Ь образуются разные по значению слова)

Рефлексия. Самооценка.

Предлагает оценить, как работали на уроке:

Нужно поднять руку тем ученикам, которые довольны своей работой на уроке;

Затем поднять руки тем, у кого возникали трудности и нужно будет поработать еще.

Делают самооценку, анализируют свою работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Разделительный твёрдый знак.Твёрдый и мягкий знаки"

Урок изучения нового материалаИспользованные технологии:Проектно-исследовательский метод в технологии деятельностного обучения.Тема: Разделительный твёрдый знак.  Мягкий и твёрдый знаки.Цели:...

конспект урока по русскому языку: "Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

Конспект урока в 3 классе по программе "Школа 21 века" направлен на актуализацию знаний и умений по теме:"Знаки препинания в предложениях с однородными членами"....

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по УМК «Школа России» - «Правописание мягкого знака в словах. Роль мягкого знака».

Цель: создать условия для осознания и осмысления роли мягкого знака в русском языке.Планируемые результаты: повторить и закрепить способы обозначения мягкости согласных на письме при помощи буквы мягк...

Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему: Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком.

1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.2. Развивать умение различать разделительный мягкий знак и Ь -показатель мягкости согласных.3.Пополнять словарный запас учащи...

Конспект урока по русскому языку. Тема:"Мягкий знак. Роль мягкого знака в слове". (УМК "Школа России", 1 класс)

Цели деятельности учителя: создать условия для развития мотивации учебной деятельности на основе освоения навыков самостоятельной работы; сформировать навыки правильного написания ь и слов с ним; помо...