Приемы «усиления» орфограммы (слова с непроверяемым написанием)
учебно-методический материал по русскому языку

Матящук Лариса Григорьевна

В русском языке, как известно, очень много слов с непроверяемым написанием. Данное написание не связано с произношением, не регулируется применением правил, основной путь усвоения  –  запоминание. Однако механическое заучивание  утомляет и не всегда достигает желаемого результата.  В связи с этим актуальным и необходимым является подбор способов, которые позволят усвоить написание, найти опору для запоминания их графического облика.

Ключевые слова: орфограмма, правописание, слова с непроверяемым написанием,  непроизвольное запоминание, приемы «усиления» орфограммы

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Приемы «усиления» орфограммы (слова с непроверяемым написанием)

Что такое орфограмма, и как с ее помощью можно повысить уровень правописания? Задаваясь вопросом, что такое орфограмма, стоит обратиться к переводу с древнегреческого, где orthos  означает «правильный», а gramma – «буква» – это написание в слове, которое определяется правилами орфографии. Орфограммы могут содержаться в любых частях слова, между частями слова или даже между словами. Если давать более упрощенный термин, то орфограмма – это - то место в слове, в котором при написании можно допустить ошибку, так как оно стоит в слабой позиции. Узнать, как же правильно написать слово, содержащее орфограмму, можно либо подобрав проверочное слово, в котором данное место в слове окажется в сильной позиции, либо обратившись к правилу орфографии. О значении слова «правописание» догадаться не трудно. Происходит оно от словосочетания «правильно писать». Можно сказать, что правописание или орфография – это умение правильно отображать на письме устную речь с помощью букв [3].

Что значит хорошая память ученика? По мнению психолога JI. Б. Ермолаевой - Томиной, это такая память, которая обеспечивает «скорость запечатления, длительность хранения и легкость воспроизведения заучиваемого материала».

Для формирования этих качеств памяти следует опираться на естественные законы непроизвольного запоминания. Основной закон заключается в том, что легче всего запоминается яркий материал и тот, что постоянно входит в поле деятельности. Действие механизмов непроизвольного запоминания учитывается при формировании у младшего школьника и навыков произвольного запоминания: следует «уярчать» неяркое, включать запоминаемый материал во все виды работ на уроке [1].

В работе необходимо учитывать и индивидуальные различия в памяти, которые проявляются в следующем:

1) в преобладании одного из видов памяти (нас интересуют зрительная, слуховая), что определяет способности  легче усваивать материал при той или иной форме подачи;

2) в способности запоминать разные по силе раздражители («слабые» или «яркие»);

3) в скорости перехода заучиваемого материала из кратковременной памяти в долговременную.

От этих особенностей зависят объем, прочность и точность запоминаемого материала, который для всех учеников подается в одинаковой форме, а воспринимается и усваивается ими по-разному.

Знание учениками особенностей своей памяти поможет им не только преодолеть недостатки, но и найти индивидуальный стиль запоминания. Задача учителя — помочь ученику в этом поиске и стимулировать развитие его памяти.

Как лучше запоминать написание словарных слов? Этот вопрос волнует как педагогов, так и родителей, которые не понаслышке знают, сколько усилий следует приложить, чтобы ребенок запомнил хоть что-нибудь [4].

Для эффективного запоминания словарных слов специалисты разработали перечень заданий:

1. Прочесть словарное слово и определить его значение (в том случае, если смысл слова  не понятен, на помощь придет толковый словарь).

2. Провести орфографическую работу над словом (поставить ударение и зеленым цветом выделить «спорную» букву, сделать морфологический разбор, разделить слово на слоги и слоги для переноса).

3. Запомнить правило правописания (подобрать как можно больше однокоренных слов, синонимов и антонимов, а также придумать словосочетания и предложения, в состав которых будет входить данное слово).

4. Занести слова в орфографический словарик.

5. Составить небольшой рассказ с группой словарных слов (портфель, учитель, товарищ, каникулы).

6. Записать словарные слова в порядке возрастания (убывания) слогов.

7. Придумать предложение с пропущенным словарным словом,  самостоятельно допишет слово.

8. Образовать множественное число из единственного, и наоборот (ботинки -ботинок, заяц - зайцы).

9. Образовать из данного слова другую часть речи (овощи - овощной, дежурный - дежурить).

10. Записать слово много раз, произнести много раз.

11. Составить предложение.

12. Провести самодиктант и взаимопроверку.

Отлично зарекомендовал себя и следующий прием заучивания слов, написание которых  никак не удается усвоить: Закройте глаза и представьте, будто «непослушное» слово написано в книге. Необходимо максимально четко увидеть это слово, назвать его по буквам. Увидели? Теперь заставьте замигать «спорную» букву. Какая из букв мигает? Прочтите слово медленно, как будто нажимая на этот звук. Запишите слово 5 раз, каждый раз проговаривая его вслух.

Выбор приемов «усиления» зависит от характера орфограммы: чем труднее буква запоминается, тем большего внимания она к себе требует, тем большим количеством ассоциативных связей она должна «обрасти» и тем больше видов памяти (образной, эмоциональной, двигательной и т. д.) на нее должно «поработать».

Орфограмму можно нарисовать, пропеть, протанцевать, «одушевить», на нее можно обидеться, рассердиться или гордиться ею, ее можно считать «другом» (если написание орфограммы совпадает с произношением) и, наоборот, «неприятелем» (если она пишется не так, как слышится), ей можно задавать вопросы и заставить ее отвечать и т. д. Существует немало приемов,  привлечь к ней особое внимание. «Усиление» идет за счет: написание орфограммы по аналогии с внешним видом предмета; деление слова на входящие в него значимые сочетания звуков и букв; «уярчение» путем составления ребусов; заучивание обобщенным способом; «усиление» орфограммы путем возвращения в забытую этимологию слова [2].

Приемы «усиления» орфограммы.  «Усилить» орфограмму — значит сделать более ярким, или «уярчить», то место в слове, которое трудно запоминается и легко забывается. «Усиление» требует большой творческой активности учащихся.

Этапы работы по «усилению»:

1. Выделение трудной орфограммы.

2. Постановка перед учащимися проблемы: как «уярчить» орфограмму? Как лучше запомнить именно эту букву? Как помочь своей памяти?

3. Самостоятельный поиск учащимися способом «усиления».

4. Коллективный выбор лучшего из предложенных вариантов.

5. Выбор каждым учащимся индивидуального приема запоминания.

Чтобы достичь желаемого результата запоминания, ты должен не просто ставить себе целью запомнить что-либо, а, зная особенности своей памяти, уметь выбрать такое индивидуальное средство, которое приведет к успеху.

Написание орфограммы по аналогии с внешним видом предмета. Например, в словах одуванчик, ромашка, пуговица, копейка, монета, ремень, кофта непроверяемые орфограммы о, е, ф напоминают своим очертанием внешний вид самого предмета: одуванчик, ромашка, пуговица, монета, копейка сами круглы, как буква о, которую в них надо запомнить; ремень опоясывается вокруг талии в виде буквы е; кофта (если она с рукавами-фонариками) фасоном напоминает ф  (рис.1).

  N:\Ульяна\ПРОЕКТ ,Ратанюк Ульяны\Непроверяемое написание\Слайд12.JPG

                                 

рис.1. Аналогия с внешним видом

Запоминание будет эффективно, если эти слова  записать в  словарик необычно — на месте запоминаемой орфограммы нарисовать сам предмет.

 

«Уярчение» путем составления ребусов (рис.2).

                         N:\Ульяна\ПРОЕКТ ,Ратанюк Ульяны\Непроверяемое написание\Слайд14.JPG

                                                   

                                                       рис 2. Ребусы

Деление слова на входящие в него значимые сочетания звуков и букв (табл. 1).

БЛОКНОТ —  «блок», т.е. несколько листов бумаги.

ВАРЕЖКА — хорошо, что тут живет «еж», а не «ёж», а то, как носить колючую варежку?

ГАЗЕТА — тонка, как «газ» (искусственная ткань).

ГАСТРОНОМ — можно ли купить в гастрономе несколько «астр»?

ГОРИЗОНТ — «гори», «зонт»!

ГРАММАТИКА — «тик» от «грамм». («Грамма» в переводе с греческого означает «письменный знак», «надпись».)

КОМАР — как могут уместиться в таком крошечном насекомом «ком» и «омар»?

КОМЕТА — пишется так же, как «ком».

КОМНАТА — спрятано имя девочки — «Ната», но почему написано с маленькой буквы?

КОРАБЛЬ — конечно же, корабль не из «коры», если он не маленький кораблик.

МЕТРО — пишется как «метр».

МИМОЗА — жизнь проходит «мимо» того человека, который ленив, изнежен, не готов к труду.

ОВРАГ — «о» «враг»!

ПИРОГ — с пирогом можно закатить «пир» на весь мир!

ПОМИДОР —        тут запоминаем гласные о и и. Внутри овоща живут два семечка по имени «Пом и Дор» — замечательные помощники правописания.

ЧЕРЕПАХА — в самом деле похожа на череп

ШОКОЛАД — как могут уместиться в таком крошечном насекомом «шок» и  напиток «кола»

Заучивание обобщенным способом. Психологи называют этот прием «вешалкой»: знаю написание одного слова — «вешаю» на него другие слова, которые пишутся с той же орфограммой.  Преимущество этого способа в том, что одновременно заучиваются несколько слов (рис.3).

N:\Ульяна\ПРОЕКТ ,Ратанюк Ульяны\Непроверяемое написание\Слайд15.JPG

рис.3. Прием «вешалка»

«Усиление» орфограммы путем возвращения в забытую этимологию слова.  Для этимологического экскурса отбираются слова только тогда, когда обращение к истории слова помогает найти самого нужного «родственника» — проверочное слово для орфограммы, которая без него считалась непроверяемой. Оказывается, например, что ныне непроверяемая е в слове береза может быть проверена словом белый, так как этимологический словарь гласит, что дерево это названо так за цвет ствола; а непроверяемая о в богатый — словом Бог, потому что эти слова были когда-то однокоренными.

При возвращении к истокам слова происходит понимание сущности современных слов, обогащение словарного запаса. Поэтому при «уярчении» подобным образом  следует делать установку на запоминание не только правописания слов, но и их происхождения (таб. 2)

БАЛКОН — от слова балка (из Италии) — помост, устроенный на заложенных в стену балках.

БОГАТЫЙ — слово связано со словом Бог, Прежнее значение слова было таково: «наделенный свыше всякими благами счастливец».

БОТИНОК — от слова боты. В переводе с французского «ботт» — сапог

ДНЕВНИК — в переводе с французского «ежедневный».

ЖАВОРОНОК — значение слова близко к слову ворон, а жа — звукоподражание пению птички.

ЗАВОД — от слова водить (в смысле «заводить» что-либо или кого-либо), поэтому старый состав слова такой: за -  приставка, - вод -  корень

КОНЕЧНО — от слова кон в значении «ряд, порядок». Исходное значение слова — «в конце концов».

КОРИЧНЕВЫЙ — может быть проверено словом корка. Родственное слово — корица. Коричневый — значит, цвета корицы — красновато - бурого порошка из коры тропического дерева.

ЛЯГУШКА — от слова ляга, означавшего «ляжка», «бедро». Бедра — «ляжки» — характерные части тела этого животного, отсюда и название.

МАЛИНА —от слова малый, так как ягода состоит из множества малых ягодок.

МАТЕМАТИКА —от греческого слова «матэма», означавшего «наука», «знание».

МОТЫЛЕК —старый корень слова — мот -, от глагола мотается, т.е. носится туда-сюда.

НАСЕКОМОЕ —от слова насечка, т. е. надрез: тело насекомых как бы расчленено на отдельные членики насечками.

ОБЛАКО —от обволакивать.

ПЕЧАЛЬ —от глагола печь; печаль — то, что жжет, печет душу.

ПОГОДА —корень такой же, как и у слова год. Имеется слово с противоположным значением — негода. Значит,  по приставка.

СОЛДАТ — связано с итальянским словом сольдо — названием монеты и жалованья.

Перечислены  приемы «усиления» орфограммы, научат  не только приемам запоминания, но и навыкам по отбору наиболее продуктивных приемов, исходя из характера заучиваемого материала и особенностей памяти каждого ученика. Итогом этой кропотливой работы станет повышение орфографической зоркости, которая в совокупности с языковым чутьем становится основой для формирования навыка грамотного письма. Ученик должен  быть ориентировать на самостоятельный поиск и придумывание, вовлечение  в разные виды деятельности, подключать к запоминанию различные чувства, создавать условия для творчества, фантазии и обязательно побуждать к выбору индивидуального способа запоминания — того наилучшего приема, который компенсировал бы недостатки памяти каждого ученика. Таким образом, итогом любого «уярчения» должен стать не коллективно выбранный вариант, а тот, который младший школьник найдет для себя сам.

Список  литературы

 

1. Ермолаева - Томина Л. Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. — М.: Академический Проект, 2003.

2. Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности: Пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2001.

3. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. Т. 3. М., 2000.

4. http://slova.textologia.ru/statyi/kak-luchshe-zapomnit-napisanie-slovarnih-slov/4199/?q=878&n=4199 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию:"Организация поэтапной работы над словом с непроверяемым написанием как средство развития навыка грамотного письма младших школьников".

- научить младших школьников работать над словами с непроверяемыми написаниями; - развивать наблюдательность, умение находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать вы...

Слова с непроверяемым написанием

В презентации собраны соварные слова , изучаемые в 1 классе по УМК "Перспективная начальная школа"....

Работа над словами с непроверяемыми написаниями в начальных классах по системе Р.Н.Бунеева

В русском языке , как известно, очень много слов с безударными гласными, не проверяемы-ми ударением, а также слов с непроверяемыми согласными. Написание таких слов не связано с произношением, не опира...

Мнемотехнические приемы запоминания слов с непроверяемыми написаниями

Яркое представление слов с непроверяемыми написаниями....

О системном подходе к изучению слов с непроверяемыми написаниями.

В работе даются рекомендации по работе со словарными словами в начальных классах. Представлен конструктор словарной работы. Описаны поэтапно виды работ с непроверяемыми написаниями. ...

Методика работы над словами с непроверяемыми написаниями

Работа над словарными словами ведётся в начальных классах на протяжении всех лет обучения практически на каждом уроке. Эта проблема не вызывает затруднений у детей обладающих орфографической зоркостью...

Опыт работы над изучением слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе (словарные слова)

Опыт работы над изучением слов  с непроверяемыми написаниями в начальной школе(словарные слова). Материал может быть использован учителями начальной школы в работе на уроках русского языка....