Урок развития речи в форме мастерской творческого письма "Письма из долины слепых".
план-конспект урока по русскому языку (2, 3 класс)

Морозова (Пакуть) Екатерина Александровна

Урок развития речи, проведённый в форме мастерской творческого письма, даёт возможность закрепить знания по теме "Знакомство с жанром письма", развивать творческие способности и критическое мышление  обучающихся.
Идея данной мастерской заимствована из методичсекого пособия "Технология творческого занятия : учебное пособие по курсу "Педагогика творчества" / Н. Е. Самсонова ; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Карельская гос. пед. акад.". - Петрозаводск : Изд-во КГПА, 2010. - 92 с.

К сожалению, из-за большого объёма, загрузить презентацию не удалось.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_masterskoy.docx36.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по предмету: «Русский язык»

Дата проведения урока: 21.11.2016

Учитель: Пакуть Екатерина Александровна

Урок: Русский язык

Тема урока: «Мастерская творческого письма: «Письма из долины слепых».

Класс: 3 класс

Тип: «Урок-мастерская; развитие речи»

Цель урокаТворческая деятельность учащихся с использованием приёма «перенос-себя-на-место-другого», сочинение высказываний от имени персонажа.

Задачи:

  • закрепить представление о письме как тексте, его видах по цели общения.
  • дать понятие об основных правилах написания писем;
  • показать значимость письма в жизни людей в трудных жизненных ситуациях.
  • возрождение эпистолярного жанра
  • стимулировать познавательную активность учащихся;
  • воспитывать чувство эмпатии, человеколюбия, умение сопереживать другому;
  • способствовать развитию речи и творческих способностей учащихся, аналитического  мышления;
  • способствовать обогащению словарного запаса; развитию памяти, произвольного внимания;
  • способствовать развитию умения логично излагать свои мысли, формированию культуры общения;
  • воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Научиться воспринимать текст на слух в исполнении учителя;
  • Научиться писать письмо, соблюдая основные правила написания письма;
  • Научиться сочинять конец истории, имея начало;

Метапредметные:

Познавательные УУД:

  • уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя текст, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • уметь обобщать и анализировать информацию путём наблюдения, сопоставления;
  • уметь выполнять учебные действия с учётом выделенных учителем ориентиров действия.
  • проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока;

Регулятивные УУД:

  • уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • работать по  коллективно составленному плану;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение;

Коммуникативные УУД:

  • уметь оформлять свои мысли в устной форме;
  • слушать и понимать речь других;
  • договариваться с партнерами;
  • воспринимать другое мнение и позицию. 

Личностные:

  • Работа над формированием нравственных качеств: человеколюбия, мужества, отваги, умения постоять не только за себя, но и за других;
  • Работа над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности
  • Оценивать выразительность результатов своей деятельности и сверстников.

Оборудование:

  • Технические средства: Компьютер, оснащённый проектором
  • Инструменты: двойной лист бумаги в клетку, карандаш, ручка.

Содержание: В основе мастерской лежит метод «активного творческого воображения», т.е. погружение в содержание произведения, вхождение в роль, психологическое состояние героя и создание текстов от его имени. Использование притчи активизирует эмпатические возможности. Мастерская не имеет чётких этапов, в ней перемежаются чтение педагогом отрывков истории с заданиями на написание писем. Автором мастерской является Н.Е. Самсонова, кандидат педагогических наук, доцент Кафедры теории и методики начального образования ПетрГУ.

Ход урока:

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Организационный этап

5 мин.

Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок будет необычным: представьте себе, что вы находитесь не в классе, а в мастерской (на слайде появляется слово МАСТЕРСКАЯ), как вы понимаете слово «мастерская»? (дети объясняют значение)

Чем занимаются в мастерской? (творят/занимаются творчеством: на слайде появляется слово ТВОРЧЕСТВО), как вы понимаете это слово? На каких уроках мы занимаемся творчеством? (технология/ИЗО) Как вы думаете, а на уроке русского языка можно заниматься творчеством? (сочинять, писать что-то: появляется слово ПИСЬМО).

Перед вами тема нашего сегодняшнего урока:

«МАСТЕРСКАЯ ТВОРЧЕСКОГО ПИСЬМА:

ПИСЬМА ИЗ ДОИНЫ СЛЕПЫХ»

Скажите, в каком значении это слово употреблено в названии темы нашего урока? («письмо» = «писать»; «письмо» = «послание на бумаге») 

Чем мы будем заниматься на уроке?

На слайде вынесены 3 слова: МАСТЕРСКАЯ-ТВОРЧЕСТВО - ПИСЬМО. Дети объясняют значения каждого.

Учащиеся высказывают предположения.

Регулятивные УУД

Формирование умения высказывать своё предположение.

Познавательные УУД: Формируем умение строить речевое высказывание в устной форме;

Выполнение рисунка

5 мин.

Сегодня я расскажу вам одну историю, которая случилась с человеком по имени Марк, но могла случиться с любым из нас. Мне потребуется  ваша помощь, поэтому возьмите лист бумаги, карандаш и слушайте…

Группа альпинистов путешествовала в далёкой стране. В течение многих дней путешественники углублялись в заснеженные горы и оказались очень далеко от родных мест. В один из дней началась буря. Альпинисты пытались пробить себе путь между скалами, но бушующие лавины снега оказались сильнее их и вынудили людей спрятаться в пещере. Когда они вошли в пещеру, то обнаружили, что одного из товарищей не хватает. Звали его Марк. Друзья пытались кричать, но шум бури заглушил их крики. А что Марк? Марк спрятался под большое дерево, где мог немного отдохнуть. Когда буря утихла, он понял, что отстал от товарищей. Тревога охватила его. Марк решил проверить свои запасы, он сунул руку в рюкзак, но тот был почти пуст. Вдруг Марк почувствовал, что коснулся чего-то. Он схватил это, вытащил наружу и увидел, что держит ту вещь, которую перед отъездом получил от самого дорогого ему человека.

Нарисуйте, пожалуйста, молча, что могло быть в рюкзаке у Марка. (5 минут)

Учащиеся слушают историю.

Учащиеся рисуют предмет (по своему выбору), который мог оказаться в рюкзаке Марка.

Коммуникативные УУД:

Формируем умение слушать и понимать других;

Познавательные УУД: Формируем  умение извлекать информацию из текста;

Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Творческое задание

Физкультминутка

Физкультминутка

30 мин.

Я продолжу историю. Эта вещь и мысль о дорогом ему человеке придали ему сил. Марк встал и отправился искать товарищей. Он шёл весь день и вечером, уже на закате, вдруг увидел перед собой зелёную долину, а в ней деревню. Марк заметил людей, которые очень странно передвигались от дома к дому. Марк не знал, что в этой деревне живут слепые. Когда-то несколько слепых объединились друг с другом и ушли в горы. С тех пор родилось много людей, но все они были слепыми. Свою жизнь они вели при помощи ушей, быстрых и осторожных шагов, чувствительных, натренированных рук. Они могли щупать, нюхать, слышать многие вещи, которые мы только видим. Много лет они не общались с другими людьми. Марк спустился  деревню и объяснил им, что потерялся в горах. Люди согласились принять его. Марка накормили и дали комнату. Прошло несколько дней. Марку было тяжело. К нему относились как к гостю, но делали замечания, что нехорошо говорить так громко, нельзя ходить такими грубыми шагами, заглушая все звуки. Только та вещь, что была в рюкзаке, немного поддерживала Марка. Однажды, в минуту отчаянья и тоски, Марк решил написать письмо своему дорогому человеку.

Давайте вспомним правила написания письма. Из каких частей оно состоит?

Переверните лист с рисунком и напишите от имени Марка письмо тому, кто подарил ему эту вещь. (8 минут) Письма выкладываются на стол рисунком вверх.

Чудесным образом это письмо попало тому,  кому писал Марк. Встаньте у своих мест, повернитесь налево и по часовой стрелке пройдите 5 мест (поменяйтесь местами).

Теперь Вы стали адресатом Марка. Прочтите письмо. Попытайтесь почувствовать, что  испытывал Марк, когда писал это письмо, и напишите ответ. (7 минут) Ответы выкладываются на стол рисунком вверх.

Я продолжаю. Ночь прошла, наступило утро, а Марк всё ещё был погружён в свои мысли. Жизнь в деревне всё больше угнетала его. Каждый раз, когда он пытался вести себя так, как привык, жители раздражались. Одно утешение было у Марка – девушка Мари. Её глаза были не такими узкими и глубоко сидящими, как у остальных. Она прощала Марку его странные привычки и любила слушать его рассказы о другой жизни. В деревне был врач – талантливый хирург. Однажды Марку пришла мысль, что если он сделает операцию, то сможет стать таким, как все, и не будет отличаться от других, перестанет быть жертвой их насмешек. Тяжёлые раздумья одолевали Марка, и когда он совсем было решился на операцию, случилось чудо – он получил ответ на своё первое письмо.

Теперь я прошу вас встать у своих мест, повернуться направо и против часовой стрелки пройти 5 мест – вы вернулись на своё место. Откройте своё письмо и прочитайте ответ, который пришёл Марку.

Какое решение принял Марк? Как сложилась его судьба? У вас есть 15 минут, чтобы написать окончание этой истории.

Учащиеся слушают историю.

Учащиеся дают ответы на вопросы, вспоминают структуру письма.

Учащиеся пишут письмо, меняются местами.

Учащиеся пишут ответ на «полученное» письмо.

Учащиеся слушают историю.

Учащиеся вновь меняются местами (возвращаются на своё место) и читают ответ.

Учащиеся придумывают окончание истории.

Коммуникативные УУД:

Формируем умение слушать и понимать других;

Предметные: воспринимать текст на слух в исполнении учителя; 

Познавательные УУД: Формируем умение строить речевое высказывание в устной форме;

Регулятивные УУД

Формирование умения высказывать своё предположение.

Предметные: Демонстрация имеющихся знаний о написании письма.

Предметные: Написание письма

Личностные: Осознание необходимости получения новых знаний

Познавательные УУД: Формируем  умение извлекать информацию из текста;

Предметные: воспринимать текст на слух в исполнении учителя и текст, написанные одноклассниками; 

Предметные: Написание письма

Коммуникативные УУД: Формируем умение слушать и понимать других;

Регулятивные УУД

Формирование умения высказывать своё предположение.

Предметные: воспринимать текст на слух в исполнении учителя и текст, написанные одноклассниками; 

Предметные: Сочинение окончания истории.

Итог урока

5 мин.

Пришло время подвести итоги нашей мастерской.

Чем мы занимались сегодня?

Скажите, вам удалось для себя сегодня сделать какое-то открытие?

Какие впечатления вы получили от работы сегодня?

Понравилось ли вам творить в мастерской?

Оцените свою работу на уроке и покажите мне ваши ладошки (раскрытые/ кулачки).

Спасибо за работу! Урок окончен.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся оценивают свою работу.

Личностные: Способность к самооценке

Регулятивные УУД:

Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 3 классе. Мастерская слова.Как написать письмо?

Конспект открытого урока в 3 классе. Мастерская слова. Как написать письмо? Цель.Познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра. Учебные задачи: Дать понятие о структуре письма. При н...

ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПТЕНТНОСТИ

ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПТЕНТНОСТИ...

«Творческое развитие учащихся на уроках развития речи на основе сочинений миниатюр»

«Творческое развитие учащихся на уроках развития речи на основе сочинений миниатюр»...

Урок развития речи посвященный Дню матери. Составление синквейна к слову «мама» (с использованием технологии «французских мастерских»).

Урок развития речи посвященный Дню матери.Составление синквейна к слову «мама»(с использованием технологии «французских мастерских»)....

Урок развития речи в форме мастерской творческого письма "Мой учитель".

Урок развития речи, проведённый в форме мастерской творческого письма, даёт возможность:развивать творческие способности и критическое мышление обучающихся;пополнить словарный запас обучающихся;обучит...

Использование технологии творческих мастерских на уроках развития речи в начальной школе

Творческая мастерская позволяет решать проблемы современного образования. В работе уделяю большое внимание развитию устной и письменной речи учащихся. Работу по подготовке к написанию сочинения часто ...