Методическая разработка: технологическая карта урока по русскому языку для 2 класса по теме "Приставка как часть слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Ткачук  Ольга  Михайловна

Технологическая  карта  урока  русского  языка. УМК "Начальная  школа 21  века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pristavka_kak_chast_slova.docx28.08 КБ

Предварительный просмотр:

Класс:  2 «В»

Учитель:   Ткачук О. М.

УМК:  «Начальная  школа  XXI   века»

Тема урока:  Приставка  как  часть  слова

Тип  урока:  Урок  овладения  новыми  знаниями и формирования  на  их основе  первоначальных предметных умений.

Основная  дидактическая цель  урока:   создать   условия для  формирования  представлений   о  приставке  как  значимой части  слова  и  овладения  способом  нахождения  приставки  в  слове  на  основе  выведенного  алгоритма.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Обучающая  цель:

Овладение  новыми  знаниями  о  приставке  как  части  слова  и  способом   нахождения  приставки  в  словах.

Планируемые результаты  обучения:

Предметные: 

Формирование  умения   находить  приставку  в  слове  на  основе  полученных  знаний  с  помощью  выведенного  алгоритма  действий;

Метапредметные:

Познавательные:  

- умение  выделять и формулировать познавательную цель;

- умение строить речевое высказывание в устной форме;

- умение выдвигать гипотезу;

- умение проводить сравнение  слов;

- умение устанавливать причинно-следственные связи;

- умение делать обобщение;

Регулятивные:

 - умение ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем;

- умение принимать и сохранять учебную задачу;

- умение осуществлять контроль по результату и способу действия;

Коммуникативные: 

- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- умение  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Личностные: 

- умение  выполнять  самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

- формировать  учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; 

Этапы  урока

Деятельность  учителя

Деятельность  учащихся

Целеполагание

- предлагает  открыть  учебники  и  прочитать  тему  и  цель  урока;

- открывают  учебники (стр. 143), называют  тему урока «Приставка  как  часть  слова»;

- называют  цель  урока:  узнаем  о  приставке

- предлагает  предположить:  что  узнаем  о  приставке?

- предлагает  предположить: чему  будем  учиться?

- предположения  формулируют  в  виде  вопросов:

- что  такое  приставка?

- где  в  слове  стоит  приставка?

- для  чего  служит  приставка?

- имеет  ли  приставка  значение?

- как  обозначается  приставка?     СЛАЙД

- предполагают: будем  учиться  находить  приставку  в  слове и обозначать  её;

Актуализация знаний

-предлагает  ответить  на  вопросы  с  помощью  сигнальных  карточек (зелёная – «да»,  красная – «нет»)

- Как  вы  думаете,  может ли  быть  слово  без  суффикса?

- Объясните;

- Может ли  быть  слово  без  корня?

- Объясните.

- сигнализируют:

- объясняют;

- объясняют;

Этап  формирования  новых  знаний

- предлагает  прочитать  слова  (дублируются  на  карточках,  если  детям  нужно что-то  обозначить)

- предлагает выделить  корни  и  суффиксы  в  словах;

- Как  называются  вторые  слова  в  парах?

- На  какой  вопрос  они  отвечают?

- Какое  общее  значение  имеют  вторые  слова  в  парах?

- читают;

- выделяют,  называют;

- это  имена  прилагательные

- они  отвечают  на  вопрос «какой»

- они  имеют  значение «находиться  рядом,  около»

- предлагает  назвать  часть  слова,  которая  помогла  образовать  слова  с  этим  значением;

- Наверное,  вы  уже  догадались,  что  это  за  часть  слова;

- подтвеждает  ответы  детей;

- это  часть  слова  «при»

- это  приставка;

-предлагает  понаблюдать,  какие  приставки  встречаются  в  словах;

- просит  прочитать  задание  в  упражнении 1;  

- предлагает  обратить  внимание, какая  помощь  есть  в   упражнении;

- предлагает  образовать  нужные  слова  с  помощью  приставок,  объяснить  значение  новых  слов и записать  их;

- предлагает  сделать  вывод:  какая  часть  слова  помогла  образовать  слово  с  нужным  значением?

- читают;

- есть  подсказка;

-выполняют;

-помогли  приставки;

-  предлагает  вернуться  к  вопросам,  которые  были  поставлены  в  начале  урока,  ответить  на  них:

- что  такое  приставка?

- где  в  слове  стоит  приставка?

- для  чего  служит  приставка?

- имеет  ли  приставка  значение?

- как  обозначается  приставка?

- предлагает  прочитать  правило  в учебнике  и ещё  раз  ответить  на  вопросы;

- отвечают  на  вопросы;

- читают, отвечают;

Применение теоретических положений в условиях выполнения учебных  задач

- предлагает  прочитать  задание  к  упражнению № 2 (приложение)

- На  какой  вопрос  отвечают  эти  слова?

- Как  называются  эти  слова?

-Прочитайте  слова по столбикам.

- Что  заметили?

- Чем  отличаются  эти  родственные  слова  друг  от  друга?

- предлагает  обозначить    приставки  в   словах (задание  напечатано  на  листочках),  работая  в  парах.

- предлагает  проверить  выполненное  задание  с  помощью  сигнальных  карточек;

- предлагает  выполнить  самооценку  выполненного  задания,  закрасив  кружок;

- читают;

- эти  слова  отвечают  на  вопрос   что  делать?

- это  глаголы;

- читают;

- В  каждом  столбике  родственные  слова

- Слова  отличаются  приставками;

- выполняют  задание,  работая  в  парах;

-проверяют;

- выполняют;

Физкультминутка

Учитель  предлагает  учащимся   встать  и  показывать  движениями  те  слова,  которые  он  будет  произносить:

попрыгать                              полетать                          побежать

подышать                               помахать                         повертеться

постоять                                 погреться                        посмеяться

поскакать                               порисовать                      поспать

пожевать                                повисеть                          потопать

понюхать                                потанцевать                    посидеть                  

- Чем  похожи  слова,  которые  я  называла?

- Легко ли  было  найти  приставку  в  этих  словах?

- Это  задание  нетрудно  было  выполнить,  так  как  у  вас  родственные  слова  у  вас  уже  были  даны;

- Но  нам  необходимо  учиться  находить  и  обозначать  приставки  в  словах  самим,  без  таких  подсказок;

- предлагает  учащимся  самим  составить  алгоритм  действий  для  нахождения  приставки  в  слове;

- Как  вы думаете,  что  нужно  сначала  сделать,  чтобы  найти  в  слове  приставку?

- предлагает  прочитать  алгоритм  в  учебнике  и  сравнить  с  тем,  который  мы  составили;

- отвечают;

- предлагают  ответы;

- под  руководством  учителя  составляют  алгоритм  для  нахождения  приставки  в  слове:

- выполняют;

-предлагает  найти  приставки  в  словах,  пользуясь  данным  алгоритмом:    подводный,  перелёт,  отрезать;

- выполняют (фронтальная  работа);

Итог  урока

- предлагает  подвести  итог  урока,  рассказать,  что  узнали  на  уроке  и  чему  учились  (слайд  с  вопросами,  поставленными  в  начале  урока)

- рассказывают;

Рефлексия

- предлагает  выполнить  небольшой  тест,  проверить,  как  поняли  изученное;

- выполняют;

- предлагает  выполнить  самопроверку  по  образцу;

-выполняют;

- предлагает  выполнить  самооценку (предварительно  обговорить  критерии  оценки)

-выполняют;

Лист  самооценки   __________________________

Высказывания

Ответы,  поставь V

Проверка,  поставь +  или  -

да

нет

Приставка- это  часть  предложения

Приставка – это  часть  слова

Приставка  стоит  после  корня

Приставка  стоит  перед  корнем

Приставка -   это  главная  общая  часть  всех  родственных  слов

Приставка  служит  для  образования  новых  слов

Приставка  имеет  значение

В  слове  подходит  приставка  по

В  слове  записка  приставка  за

самооценка