Рабочая программа По предмету «Речевая практика»
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Куандыкова Рысты Шайхуловна

       Рабочая программа является частью адаптированной основной образовательной программы, которая составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и адаптированной основной образовательной программы начального общего образования казенного общеобразовательного учреждения Омской области «Нововаршавская адаптивная школа-интернат»

Преподавание речевой практики ведётся по программе А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, Э.В. Якубовская.  Программа по русскому языку для 0­-4 кл. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 кл./ под ред. И.М. Бгажноковой. - СПб: Просвещение, 2011г. Программа утверждена Министерством образования и науки РФ.

      Программа курса «Речевая практика» реализует основные положения Концепции о стандартах специального образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nov_rechev_prktika.docx41.64 КБ

Предварительный просмотр:

казённое общеобразовательное учреждение Омской области
«Нововаршавская адаптивная школа-интернат»

Утверждаю:                                                                     Согласовано:

и.о. директора школы                                                    Заместитель директора по УВР

_____________ Л.Ф. Арнович                                               ________ Л.Ф. Арнович

Рабочая программа

По предмету «Речевая практика»

Предметная область: Язык и речевая практика.

Класс:2

2017-2018 учебный год

Одобрено Методическим объединением

29 августа 2017г.  Протокол № 6

Составитель программы:

Куандыкова Рысты Шайхуловна

Подпись____________

                                           Пояснительная записка

           Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» для 2 класса составлена на основе следующих нормативных документов, регламентирующих составление и реализацию рабочих программ:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. №1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью".

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по для 0-4 классов (авторы программы М. Н. Перова, Т. И. Бугаева, И.Г. Старкова). - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой),

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах.

Учебные планы образовательного учреждения на 2017-2018 уч. г.

       Рабочая программа является частью адаптированной основной образовательной программы, которая составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и адаптированной основной образовательной программы начального общего образования казенного общеобразовательного учреждения Омской области «Нововаршавская адаптивная школа-интернат»

Преподавание речевой практики ведётся по программе А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, Э.В. Якубовская.  Программа по русскому языку для 0-4 кл. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 кл./ под ред. И.М. Бгажноковой. - СПб: Просвещение, 2011г. Программа утверждена Министерством образования и науки РФ.

      Программа курса «Речевая практика» реализует основные положения Концепции о стандартах специального образования.

      Цель учебного курса «Речевая практика»:

Развитие речевой коммуникации школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для осуществления общения с окружающими людьми. Основной формой организации деятельности детей на уроках устной речи является речевая ситуация (тематическая ролевая игра), позволяющая воспроизвести базовые условия естественного общения. Речевые навыки, сформированные в речевых ситуациях, переносятся в спонтанное общение.

      Задачи раздела «Речевая практика»:

способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;

корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;

формировать выразительную сторону речи;

учить строить устные связные высказывания;

воспитывать культуру речевого общения.

Для организации уроков речевой практики важно предусмотреть:

индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, учитывающий особенности развития каждого ребенка;

психодинамическую разгрузку (чередование фаз психической нагрузки и двигательной активности);

комплексный подход к восприятию – мультисенсорную интеграцию (следует стимулировать все действующие сенсорные системы);

связь обучения с повседневной жизнедеятельностью ребёнка и окружающих его людей.

     Контроль достижения обучающимися уровня усвоения программного материала осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля в следующих формах: устный опрос, инсценировки, театральные инсценировки.

Вид контроля

Дата

1

     IV   четверть

Контрольная работа

 Содержание программы.

В каждом классе раздел «Речевая практика» включает в себя несколько подразделов с постепенным расширением и усложнением программного материала по каждому из них.

Лексические темы: «Школьная жизнь», «Игры детей», «Играем в сказку», «Я дома», «Я за порогом дома», «Мои товарищи в школе», «Любимое занятие», «Мир природы».

Примерная тематика речевых ситуаций: «Добро пожаловать!», «В школьной столовой», «Готовим новогодний праздник», «Истории о лете», «Играем в школу», «Играем во дворе», «Красная шапочка», «Три медведя», «Три поросёнка», «В воскресенье все дома», «С днём рождения!», «Алло! Алло!», «Садитесь, пожалуйста!» (поведение в автобусе), «Мы не знаем, как пройти ...Как быть?», «Расскажи мне о школе», «Моя дорога в школу», «За покупками вмагазин», «Наш товарищ заболел», «Дежурство», «Отгадываем любимое занятие каждого», «Я записался в кружок», «У меня есть щенок», «Мой котёнок убежал. Может кто его видел?».
Выявление представлений детей по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Называние детьми предметов и различных действий с ними (по теме ситуации). Характеристика признаков данных предметов: величина, цвет, форма, вкус, материал и др. Узнавание предметов по их частям или по признакам: маленький, серенький, пушистый, с беленькими лапками и беленьким кончиком хвоста.
Совершенствование умения участвовать в вопросно - ответных диалогах: 
Какая лиса? - Хитрая. А заяц? - Трусливый. - А петух какой? - Смелый. – Кто тебе больше всех понравился?» - … .
Составление разных по содержанию предложений по определённой теме с опорой на заданную синтаксическую конструкцию, например: тема «Любимое занятие», наглядный материал по теме, заданная синтаксическая конструкция:
Брат любит собирать марки (Маша любит читать книги. Вася любит смотреть телевизор).
Рассматривание атрибутов к ролевой игре, выбор роли и атрибутов к ней.
Использование новых слов и предложений в ролевой игре.
Коллективное составление рассказа.
Культура общения
Выражение благодарности. «Вежливые слова». Расширение слов для приветствия и прощания: 
доброе утро, добрый день,добрый вечер, доброй ночи.
Адекватное использование тона голоса, мимики и жестов в различных речевых ситуациях. Внимание к собеседнику. Поведение собеседников в ходе диалога. Тренировочные упражнения на готовом текстовом материале.
                   
Место учебного предмета в учебном плане

      Предмет «Речевая практика» входит в обязательную часть учебного плана раздела «Язык и речевая практика», казенного общеобразовательного учреждения Омской области «Нововаршавская адаптивная школа-интернат» Рабочая программа по курсу «Речевая практика» рассчитана во 2 классе на 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели.

I четверть.

II четверть

III четверть

IV четверть

Итого

15 часов

17 часа

19 часов

17 часов

68

             

                      Личностные и предметные результаты освоения предмета

                                                  «Речевая практика»

        В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты по предмету

«Речевая практика» на конец обучения во 2 классе:

Личностные результаты должны отражать:

осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению, как одноклассника, друга;

формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;

развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно;

способность к элементарной самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения;

формирование первоначальных умений проявлять эмоции в процессе чтения и пересказа произведений, построении речевого высказывания;

развитие этических чувств (категорий: хорошо – плохо, добро - зло);

формирование первоначальных знаний об безопасности и здоровом образе жизни.

Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью

Требования к уровню подготовки учащихся

по учебному предмету «Речевая практика» на конец обучения во 2 классе:

Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

выполнять задания по словесной инструкции, данной учителем;

называть предметы и действия, соотносить их с картинками;

правильно выражать свои просьбы, используя «вежливые» слова;

адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и прощании;

называть своё имя и фамилию, имена и отчества учителя и воспитателя, ближайших родственников;

участвовать в ролевых играх (пассивно или с ограниченными речевыми средствами).

выполнять различные задания по словесной инструкции учителя;

использовать громкую и шепотную речь, менять темп и тон речи по указанию учителя и в зависимости от ситуации;

участвовать в ролевых играх, внимательно слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать;

правильно выражать свои просьбы, употребляя «вежливые» слова;

здороваться и прощаться, используя соответствующие выражения;

называть домашний адрес, имена и отчества учителей и воспитателей, ближайших родственников;

пересказывать их содержание, опираясь на картинно символический план.

Учебно-методический комплект:

Учебные пособия:

С.В. Комарова. Устная речь. 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва, «Просвещение», 2012 год.

С.В. Комарова. Устная речь. 2 класс. Рабочая тетрадь для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва, «Просвещение», 2012 год.

Методические пособия для учителя.

А. К. Аксёнова. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе (Развитие речи). М.: ВЛАДОС, 2002

Н.Е. Богусловская, Н.А. Купина Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребёнка). Екатеринбург АРД ЛТД 1997 год.

Программно-методическое обеспечение к урокам «Окружающий мир» по курсу «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» в 1-4 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида: пособие для учителя. Кудрина С.В.,2010.

Методика: В. В. Базарного «Педагогика здорового развития».

Элементы педагогических технологий: Е. Д. Худенко «Коррекционно - развивающее обучение».

Технические средства обучения:

Иллюстрации, таблицы;

Трафареты; 

Учебные модели;

DVD-фильмы;

Раздаточные карточки;

 Интерактивная доска;

 Компьютер.

Учебно-тематическое планирование

Речевая практика, 2 класс

Кол-во часов

Тема урока

Дата

1

1. 1 четверть

15 часов

Моя малая Родина

2

1

Понятие тихая, громкая. Шепотная речь

3

1

Хоровые упражнения в использовании голоса

4

1

Индивидуальные упражнения с использованием голоса

5

1

Инсценировка фрагмента сказки «Кошкин дом»

6

1

Обсуждение темы, подготовка атрибутов

7

1

Активизация, уточнение, обогащение словаря.

8

1

Составление конструирование предложении «Игрушки»

9

1

Ролевая игра по теме «Школа»

10

1

 Обсуждение темы, подготовка атрибутов «Магазин игрушек»

11-12

2

Активизация и уточнение словаря по теме «Осень»

13

1

Составление конструирование предложении «Мы уже не малыши»

14

1

Ролевая игра по теме «Школа, одежда»

15.

1

Знакомство со сказкой  «Три медведя »  Обсуждение темы, подготовка атрибутов

16

1

2 четверть

17 часов

 Инсценирование сказки  «Три медведя »  Обсуждение темы, подготовка атрибутов

17

1

Составление конструирование предложений по теме «Магазин»

18

1

Понятие речь быстрая, медленная, различие речи.

19

1

.Хоровые упражнения в быстром и медленном проговаривании слов, предложении.

20

1

Индивидуальные упражнения в быстром и медленном проговаривании.

21

1

Упражнения в произношении стихов, скороговорок, чистоговорок.

22

1

Обсуждение темы рассказа, подготовка атрибутов, речевые ситуации

23

1

Расскажи о себе

24

1

Я звоню себе домой

25

1

Я звоню в экстренные службы

26

1

          Играем во дворе

27

1

Не надо больше ссориться

28

1

Дружат в нашем классе девочки и мальчики

29

1

Наш товарищ заболел

30

1

Готовимся к празднику

31

1

Новогодние чудеса

32

1

3 четверть

19 часов

Новогодние поздравления

33

1

Новогодние поздравления

34

1

Зимняя одежда

35

1

Зимние забавы

36

1

Мы катаемся с горы

37

1

Мы лепим снеговика

38

1

Я умываюсь

39

1

Я чищу зубы

340

1

Режим дня школьника

41

1

Я правильно одеваюсь

42

1

Вещи в моем шкафу

43

1

Я собираюсь на прогулку

44

1

Содержу одежду в чистоте

45

1

Опрятному человеку нужны помощники

46

1

Я обуваюсь

47

1

Я ухаживаю за обувью.

48

1

Я по лужам прогулялся

49

1

Мишка заболел

50

1

Садитесь, пожалуйста! (Поведение в автобусе)

51

1

4 четверть 17часов

Мы не знаем, как пройти, Как быть?

52

1

Где я живу

53

1

Моя дорога в школу

54

1

За покупками в магазин

55

1

Я иду в кружок. Кто со мной?

56

1

Мы в гостях на день рождении

57

1

День рождения! Знакомимся с гостями

58-59

2

День рождения!

Провожаем гостей

60

1

Накрываем на стол

61

1

Поздравляем маму

62

1

«К нам весна шагает…»

63

1

Первоцветы

64

1

Весенняя прогулка.

65

1

«А у нас в квартире кот! А у вас?»

66

1

У меня есть щенок!

67

1

Здравствуй, лето!

68

1

 

Повторение изученного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА 4 класс, для обучающихся имеющих сложный дефект

Рабочая программа по предмету «Речевая практика»  в 4 классе, для обучающегося имеющего сложный дефект, составлена  на основе  Программ специальных (коррекционных) общеобразовательных у...

Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 1 класс

Цель рабочей программы по предмету «Речевая практика» в первом классе – развитие речевой коммуникации для учащихся первого класса как способности использовать вербальные и невербальные средства для ос...

Рабочая программа по предмету «Речевая практика». 1 класс ФГОС ОВЗ.

Рабочая программа по предмету «Речевая практика». 1 класс ФГОС ОВЗ....

Рабочая программа по предмету "Речевая практика " 1 класс

Рабочая программа  по предмету "Речевая практика " 1 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....

Адаптированная рабочая программа по предмету"Речевая практика", 2 класс, 8 вида

Адаптированная рабочая  программа по предмету"Речевая практика", 2 класс, 8 вида...

Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушени...

Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» - 68 часов для ученицы 2 класса по адаптированной образовательной программе для детей с УО

Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» - 68 часов для ученицы 2  класса по адаптированной образовательной программе  для детей с УО....