Конспект урока по русскому языку 3 класс. "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? "
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Александра Владимировна Коротеева

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс"

Цель: Создание условий для овладения обучающимися  знаниями о суффиксе; для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных); для формирования понимания необходимости учения.

Предметные умения

Состав слова (морфемика)

·  владеть опознавательными признаками однокоренных слов;

·  находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс;

·  выделять нулевое окончание;

·   образовывать слова с помощью суффикса, осознавать значение новых слов.

 

Морфология

·  распознавать части речи на основе усвоенных признаков

 

Синтаксис

·  определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные);

·            различать понятия «члены предложения» и «части речи»;

·            находить главные (подлежащее и сказуемое) члены предложения;

·            различать распространённые и нераспространённые предложения;

·            опознавать простое и сложное предложения

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_takoe_suffiks_kak_nayti_v_slove_suffiks.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта изучения темы

Учебный предмет

Русский язык

Класс

3

Тип урока

Урок открытия нового знания

Технология построения урока

Деятельностный метод

Тема урока

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

Цель урока

Создание условий для овладения обучающимися  знаниями о суффиксе;

для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных); для формирования понимания необходимости учения.

Планируемый результат

Предметные умения

Состав слова (морфемика)

  • владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс;
  • выделять нулевое окончание;
  • образовывать слова с помощью суффикса, осознавать значение новых слов.

Морфология

  • распознавать части речи на основе усвоенных признаков

Синтаксис

  • определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные);
  • различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
  • находить главные (подлежащее и сказуемое) члены предложения;
  • различать распространённые и нераспространённые предложения;
  • опознавать простое и сложное предложения

 

 Личностные УУД:

  • становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
  • ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
  • оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей.

   Познавательные УУД:

  • осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
  • понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму.

  Коммуникативные УУД:

  • участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению.

 

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Работа в группах

Индивидуальная

Книгопечатная продукция:

 Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.1 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. 2-е изд. – М. Просвещение, 2013.

Технические средства обучения:

5 ноутбуков, медиапроектор.

Экранно-звуковые пособия:

презентация в  Power Point;

Русский язык. 3 класс. Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого.

ЭОР:

http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%F1%F3%F4%F4%E8%EA%F1&interface=pupil&subject=8&context=current&onpage=20&onpage=20&page=1

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Оргмомент

Приветствует учащихся, создает доброжелательную атмосферу в классе.

Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу.

2

Мотивация к учебной деятельности

Предлагает прочитать предложение, определить, что записано и объяснить смысл.

Знания делают человека сильным.

Читают предложение, определяют, что это пословица, объясняют её смысл.

3

Актуализация знаний и пробное учебное действие

А) Минутка чистописания. 

Предлагает определить букву, которую будут писать на минутке чистописания.

- В слове «знания» она обозначает согласный, звонкий, парный, твёрдый звук. 

Показывает образец письма на доске.

Предлагает записать пословицу в тетрадь, подчеркнуть грамматическую основу, разобрать предложение по частям речи и охарактеризовать его.

Б) Предлагает подумать, о чем можно рассказать, глядя на схему.

В) Предлагает прочитать стихотворение, найти однокоренные слова и выписать их.

Всей семьёй идут гулять

Ночью вдоль дорожек

Ёж  – отец, ежиха – мать

И ребёнок – ёжик.

(С.Я. Маршак)

Предлагает объяснить, что ещё объединяет эти слова.

Предлагает выделить корень,  окончание и суффикс в словах.

Учащиеся определяют, что это буква «з».

Работают в тетрадях.

Один ученик комментирует.

Учащиеся объясняют схему.

Называют однокоренные слова и выписывают их.

Учащиеся обобщают по грамматическим признакам.

Учащиеся выделяют корень и окончание, суффикс выделить не могут.

4

Выявление места и причины затруднения

Выявляют причину затруднения.

- Я пока не могу выделить суффикс, потому что…

5

Построение проекта выхода из затруднения

Предлагает сформулировать цель урока.

Узнать…

Научиться…

Формулируют цель урока.

6

Реализация построенного проекта

А) Предлагает поработать в группах, ответить на вопросы и создать эталон.

Ответьте на вопросы:

  1. Что такое суффикс?
  2. Где стоит суффикс?
  3. Для чего он служит?

Допишите правило.

Суффикс — часть _____________, которая стоит после ____________ и служит для образования _______________ слов.

Б) Предлагает прочитать правило в учебнике (с.89) и определить, что увидели нового.

Учащиеся работают в группах, отвечают на вопросы, создают эталон.

1 ученик работает с ЭОР.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2a709e48-c5d2-44fc-8c6a-42ff0caa3704/%5BNS-RUS_3-14%5D_%5BQS_156%5D.html

Учащиеся сравнивают свой эталон с ЭОР.

Читают правило самостоятельно и определяют, что суффикс выделяется особым знаком.

7

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Предлагает вернуться к заданию, которое вызвало затруднение.

Предлагает определить, все ли цели урока достигнуты.

Предлагает поработать в группах и составить алгоритм нахождения суффикса в слове.

Составьте алгоритм.

  1.  Подобрать _________________ слова.
  2.  Найти ________, ___________.
  3.  Часть слова, которая стоит после корня и будет __________.

Учащиеся выделяют в словах суффикс.

Определяют, что одна из целей научиться находить в слове суффикс.

Учащиеся работают в группах, составляют алгоритм.

8

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Упражнение 167.

Предлагает прочитать стихотворение выразительно, списать третье предложение, в именах существительных выделить суффикс.

Выполняют задание самостоятельно и проверяют по эталону.

9

Включение в систему знаний и повторение

А) Предлагает поработать в группах и выполнить задание на ноутбуках в электронном приложении к учебнику.

Б) Предлагает ответить на «Хитрые вопросы»:

- Как большой дом превратить в маленький?

- Можно ли рыбу превратить в человека?

- Что нужно отбросить трактористу, чтобы получить машину?

В) Предлагает выполнить тест.

Тест по теме «Что такое суффикс?»

        Выбери верный ответ.

  1. А) Суффикс – часть предложения.

     Б) Суффикс – часть слова.

        В) Суффикс – слово.

2.  А) Суффикс стоит перед корнем.

        Б) Суффикс стоит после корня перед окончанием.

3.  А) Суффикс служит для образования новых слов.

        Б) Суффикс служит для красоты.

        В) Суффикс служит для связи слов в предложении.

4. Укажи слово с суффиксом –к-.

        А) мак                    

        Б) лапка

     В) язык

     Г) картина        

5*. Разгадай шараду.

        Корень мой находится в цене.

        В очерке найди приставку мне.

        Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

        Вся же в дневнике я и в журнале.

Работают в группах с электронным приложением к учебнику, образовывают с помощью подходящих суффиксов новые однокоренные слова.

Ответы записывают в тетрадь, выделяют в словах суффикс.

Выполняют тест, проверяют по «ключу».

10

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Предлагает продолжить фразу.

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

Рефлексируют свою деятельность на уроке.

11

Информация о домашнем задании

Предлагает выбрать любое задание.

  1. С. 90 упр.166
  2. «О чём может рассказать суффикс?» Сочинить сказку о суффиксе и его роли.

Выбирают вариант домашнего задания, записывают в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

Конспект урока по русскому языку по теме "Непроизносимые согласные в корне слова". 3 класс

Тема : Непроизносимые согласные в корне слова.Цель: учимся грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.   Тип урока: открытие нового знания.   Технология деяте...

конспект урока по русскому языку по теме: парные согласные в корне слова. 3 класс

в данный урок введен православный компонент, благодаря чему урок имеет не только познавательна\ую , но и воспитательную ценность. Также в уроке представлен дифференцированный подход к обучению....

Конспект урока по русскому языку. Тема: «Что такое главные члены предложения?»

Тема: «Что такое главные члены предложения?» Цель:  формирование   понятия   «главные члены » предложения и  «основа» предложения...

Конспект урока по русскому языку. Тема: «Что такое местоимение?» 2 класс, УМК Школа России

Конспект урока по русскому языкуТема: «Что такое местоимение?»...