Урок русского языка. 4 класс. "Правописание безударных окончаний имен существительных"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

 Ионова Ирина Ивановна

Предварительный просмотр:

Урок русского языка, 4 класс.

Тема: «Правописание безударных окончаний имен существительных».

Цель: закрепление алгоритма работы по написанию безударного окончания имени существительного.

Задачи:

предметные

  • совершенствовать навык правописания безударных окончаний имён существительных;
  • обогащать словарь учащихся.

метапредметные

  • развитие познавательных УУД (анализ, синтез).
  • развитие регулятивных УУД (оценивание и контроль).
  • развитие коммуникативных УУД (умения строить речевое высказывание, взаимодействовать в паре при решении учебной задачи).

 

Ход урока

Организационный момент.

(Актуализация знаний)

На доске карточки со словами (выделенные буквы закрыты):

тишина,территория, труд, ловкость, окрестность, шляпка, весёлый.

У: Сформулируйте задание к этим словам.

Д: Вставить пропущенные буквы и объяснить, почему .

Задание выполняется устно, пропущенные буквы открываются.

У: Посмотрите на вставленные буквы. Элементами нашего чистописания сегодня будут буквы не звонких и не глухих согласных звуков, не мягких и не твёрдых согласных звуков. Какие это буквы?

Д: Буквы гласных звуков: е, и.

На доске элементы чистописания: еиеиееииеееиии

У: Посмотрите на карточки, какое слово лишнее? Почему?

Д: Слово весёлый, т.к. это имя прилагательное.

Карточка со словом убирается.

У: На второй строке чистописания напишите оставшиеся выделенные буквы, заменяя их заглавными, по одному разу.

Подумайте, что могут обозначать эти буквы?

Д: Это первые буквы названия падежей.

У: Установите взаимосвязь падежей с буквами первой строки чистописания.

Д: Они являются окончаниями существительных в различных падежах.

 

(Проблематизация)

У: А кто догадался, что будет сегодня в центре нашего внимания?

Д: Окончание. (после ответа появляется значок лупа и окончание)

У: Какие окончания у существительных вызывают у нас трудности?

Д: Безударные окончания имён существительных.

У: Почему?

Д: Это «ошибкоопасные» места, орфограммы, требуется тщательная проверка.

У. А кто хотел бы преодолеть эту трудность? Поднимите руку.

В таком случае вы без труда сформулируйте цель нашего урока.

Вставьте пропущенные слова и назовите цель урока.

На доске написана цель:

Научиться определять верное_________ имени существительного по _________.

(Научиться определять верное окончание имени существительного по алгоритму.)

У: Сегодня для достижения нашей цели мы будем работать по следующему плану (план записан на доске или вывешивается). Итак, нам  нужно:

  1. Вспомнить алгоритм определения безударного окончания существительного.

2.Закрепить его на тренировочных упражнениях.

  1. Проверить, что получилось после тренировки.
  2. Подвести итоги.
  3. Определить, над чем работать дальше.

 

(Основная часть. Реализация плана)

У: Приступим к работе по нашему плану. Ребята, давайте вспомним алгоритм определения безударного окончания  имен существительных.

Д: Чтобы определить  безударное окончание  имен существительных нужно…

  1. Определить склонение (выделяем исключения)
  2. Определить падеж
  3. Вспомнить вспомогательное (опорное) слово (перечисляются слова для каждого склонения)
  4. Записать окончание

Педагог кратко записывает алгоритм на доске.

У: Ребята, давайте проверим,  хорошо ли вы помните алгоритм.

На  экране появляется список слов с пропусками.

  1. мечтаю о друг_

 2.словно в сказк_

3.с ветк_ на ветк_

  1. рад встреч_

 5.норка мыш_

У: Что необходимо делать, чтобы научиться грамотно писать окончания существительных?

Д: Нужно тренироваться.

У. Приступаем ко второму заданию. У каждого из вас на партах карточки со словосочетаниями.  Ваша задача – заполнить пропуски. Работа самостоятельная.

Задание 2

1.     у рыженькой малышк_

2.     на пушистой сосенк_

3.     о лесной красавиц_

4.     от забавной белочк_

5.     к запасливой хозяйк_

6.     с ветк_ на ветку

7.     об огромной радост_

8.     к волшебной осен_

 

После выполнения работы фронтальная проверка.

У. Мы с вами хорошо потренировались, пришло время проверить, что у нас получилось в ходе тренировки. Переверните, пожалуйста, карточку с задание 2. Сейчас мы с вами напишем небольшую проверочную работу- это будет наше третье задание. В работе будут встречаться словосочетания из второго задания.

Записывайте под диктовку.

 Текст проверочной работы

Однажды в лесу на пушистой сосенке я увидел белку.

Среди ветвей было видно дупло запасливой хозяйки.

Я подошёл ближе к рыженькой малышке.

Она прыгала с ветки  на ветку.

Я часто вспоминаю о лесной красавице.

У. Озаглавьте текст. Запишите заголовок на пропущенной строке.

У:  Самостоятельно проверьте написание выделенных красным цветом слов.  Фронтальная проверка (слайд). Сравните с тем, как вы записали эти слова на карточке.  У кого повторились ошибки? Кто смог исправиться и верно написать эти словосочетания? Что вам помогло в этом?  У кого появились ошибки в написаниях безударных окончаний? Почему?

С какими словами не было необходимости применять алгоритм ?

Д: Со словом белку, встречу, окончания этих слов не вызывает сомнений.

Физминутка.

Релаксационная музыка, слайд-шоу о белках.

 

(Оценка работы и подведение итогов. Рефлексия.)

У: Давайте подведем итоги. Какую цель мы поставили сегодня на нашем уроке?

Д.: Научиться определять верное окончание имен существительных по алгоритму.

У: Итак, когда нужно применять алгоритм ?

Д: Когда окончание находится в безударной позиции.

У: Как это делать?

Ребята проговаривают весь алгоритм.

У.: Как определить, достиг ли каждый из вас цели урока? Что поможет нам ответить на этот вопрос?

Давайте попробуем определить причины наших ошибок. Перед вами табличка (на доске), в ней перечислены некоторые причины ( учитель читает причины)

Ошибаюсь в определении падежей

Путаюсь в определении склонения

Забываю слова- помощники

Не заполнил алгоритм

Все помню, но не уверен в себе, выполняю все медленно

Другое

(Перспектива)

  1. У.: Давайте посмотрим, какая причина чаще всего мешала нам верно определять безударное окончание. Предложите, что можно сделать, чтобы этого избежать?

Дети высказывают идеи, педагог записывает их под столбцом с причиной.

У: Важно понять, где сделали ошибку, на каком этапе и найти пути, как этого исправить.

У: Домашнее задание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Правописание безударных окончаний имен существительных». Открытый урок 4 класс

Слайд 2

т … шина те … итория тру … ло … кость окрес … ность шля … ка в … сёлый

Слайд 3

т и шина те … итория тру … ло … кость окрес … ность шля … ка в … сёлый

Слайд 4

т и шина те рр итория тру … ло … кость окрес … ность шля … ка в … сёлый

Слайд 5

т и шина те рр итория тру д ло … кость окрес … ность шля … ка в … сёлый

Слайд 6

т и шина те рр итория тру д ло в кость окрес … ность шля … ка в … сёлый

Слайд 7

т и шина те рр итория тру д ло в кость окрес т ность шля … ка в … сёлый

Слайд 8

т и шина те рр итория тру д ло в кость окрес т ность шля п ка в … сёлый

Слайд 9

т и шина те рр итория тру д ло в кость окрес т ность шля п ка в е сёлый

Слайд 10

т и шина те рр итория тру д ло в кость окрес т ность шля п ка

Слайд 11

еиееииеееиии

Слайд 12

РДВТП

Слайд 13

1. Определить склонение 2. Определить падеж 3. Вспомнить вспомогательное (опорное) слово 4. Записать окончание

Слайд 14

мечтаю о друг_ словно в сказк_ с ветк_ на ветк_ рад встреч_ норка мыш_

Слайд 15

мечтаю о друг е словно в сказк е с ветк и на ветк у рад встреч е норка мыш и

Слайд 16

Задание. Вставить окончание. 1. у рыженькой малышки 2. на пушистой сосенке 3. о лесной красавице 4. от забавной белочки 5. к запасливой хозяйке 6. с ветки на ветку 7. об огромной радости 8. к волшебной осени

Слайд 17

Однажды в лесу на пушистой сосенке я увидел белку. Среди ветвей было видно дупло запасливой хозяйки . Я подошёл ближе к рыженькой малышке. Она прыгала с ветки на ветку. Я часто вспоминаю о лесной красавице.

Слайд 19

Ошибаюсь в определении падежей Путаюсь в определении склонения Забываю слова- помощники Все помню, но не уверен в себе, выполняю все медленно Не запомнил алгоритм Другое


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме " Безударные окончания имён существительных в единственном числе"

Урок русского языка по теме "Безударные окончания имен существительных в единственном числе" для 3 класса по программе Перспективная начальная школа....

Проверочная работа по русскому языку по теме "Безударные окончания имен существительных и прилагательных"

Данная проверочная работа позволяет оценить усвоение правописания безударных окончаний имен существительных и прилагательных, умение определять падеж и тип склонения существительных и род, падеж прила...

Презентация по русскому языку по теме "Безударные окончания имен существительных"

Презентация разработана для учащихся 4 класса  к УМК "Школа России". В презентации содержатся игровые, занимательные материалы....

Технологическая карта урока русского языка "Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных. Имя прилагательное" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для отработки написания падежных окончаний имён существительных и наблюдения за использованием имени прилагательного в п...