Конспект по русскому языку 4 класс на тему: «Роль личных местоимений в речи. Личные местоимения 1-ого, 2-ого, 3-его лица единственного и множественного лица» УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Храпунова Ирина Витальевна

Конспект по русскому языку 4 класс на тему: «Роль личных местоимений в речи. Личные местоимения 1-ого, 2-ого, 3-его лица единственного и множественного лица»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 26.02.2018.docx25.96 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 26.02.18

Школа: ЧПК№1

Класс: 4-3

Урок: 2

Программа УМК: Школа России.

Кабинет: 2

Учитель: Меркушкина Л.А

Студентка: Севостьянова И. 41 группы

КОСПЕКТ РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: «Роль личных местоимений в речи. Личные местоимения 1-ого, 2-ого, 3-его лица единственного и множественного лица»

Цель деятельности учителя: познакомить с личными местоимениями 1,2.3 лица единственного и множественного чисел.

Планируемые результаты:

Предметные:

- закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи;                                                                                                               - упражняться в определении лица, числа местоимений; замене существительных местоимениями в речи;

Личностные:

- развивать внимание, память, мышление, речь  обучающихся;

- воспитывать вежливость и уважение к окружающим;

- воспитывать любовь к русскому языку; чувство коллективизма.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник 4 класс «Школа России», компьютер, проектор, доска.

Этапы урока

Методы и приёмы

Хроно -метраж

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Мотивация на положительный эффект урока

Словесный метод: приветствие учителя

1 мин.

 Создание эмоционального настроения
- Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым.
- Какое у вас настроение? Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи кружочков, которые лежат у вас на парте. Поднимите красным цветом кружок если настроение у вас отличное, синим так себе.
- Ребята, я вижу, не у всех настроение в начале урока отличное, но давайте проведём наш урок так, чтобы в конце урока у всех ребят нашего класса настроение было прекрасное.
- Повернитесь лицом к соседу, улыбнитесь и скажите ему:
Я желаю тебе добра;
Если тебе будет трудно, я помогу.

 -приветствовать учителя

-осмысливать своё настроение

- настраиваться на положительный урок

Л.: - воспринимать речь учителя, непосредственно обращённую к учащимся

 -смыслоопреде-ление, смыслообразо-вание

К: умение устанавливать рабочие отношения

Р: волевая саморегуляция

II. Актуализация знаний и мотивация

Группировка

Словесный метод: объяснение задания

3 мин.

- Ребята, откройте ваши рабочие тетради и запишите число, классная работа.

- Выполнили? Хорошо.

-Я прочитаю вам стихотворение:     

Слова спокойно жили в книжке,

Но книжку вдруг прогрызли мышки.

От слов начала откусили

 Из книжки в норку утащили.

- Ребята посмотрите на слайд. Как вы думаете, что нужно сделать? (Вставить пропущенные буквы)

Сапоги, ботинки, костюм, платок, богатство, сейчас, салют, ракета, кастрюля, тарелка, семена, вагон, космос, километр.

—  На какие две группы можно разделить слова-отгадки? (Слова с безударными гласными и с парными согласными в корней)

—  Подберите проверочные слова.

  - запись числа и классной работы в рабочих тетрадях

-выполнять задание

-группировать по типу орфограмм

П.: - уметь осознанно строить речевое высказывание устно

К:- общение и взаимодействие

III. Постановка учебной задачи

определение темы урока

объяснение темы урока

беседа

подводить общий вывод

3 мин.

- Итак, мы сегодня продолжим изучать местоимения и познакомимся с определённой группой местоимений. 

Тема урока Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. 

Краткие сведения о местоимении: Местоимений в русском языке немного, всего – 69, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почетное место после глаголов и имен существительных. Почему? Думаю, что исследовав данную тему, мы узнаем ответ.

- Посмотрите на слайд и скажите, какого числа бывают личные местоимения?

- Назовите местоимения единственного числа? Множественного?

- Личные местоимения бывают 1, 2, 3-го лица.

- Давайте определим как местоимение определяется по лицам.

- Кто может сказать о себе я? (Тот кто начинает этот разговор, он первый, поэтому местоимение я первого лица)

- я беседую с мальчиком. Как я к нему обращусь? (Ты! Он второй участник беседы, значит, местоимение ты второго лица)

-А тот человек который не участвует в разговоре, он третье лицо. --Это местоимение он она оно.

-Попробуйте распределить местоимение во множественном числе по лицам. Если я иду с другом, то как скажем во множественном числе? (Мы)

-При беседе с двумя и более людьми мы употребляем местоимение вы.

-Когда пришли он и она, тогда мы скажем что пришли они.

Работа с таблицей.

-Вывод: местоимение бывает 1, 2, 3-го лиц.

я, мы местоимение 1 лица

ты, вы - 2 лица

он, она, оно, они 3 лицо.

Запомните и соблюдайте правила вежливости.

1. Обращаясь к старшим по возрасту и по положению, а также к незнакомым людям, принято употреблять местоимение вы.  

2. Слова ты и вы не нужно использовать в качестве обращения. Обращаясь к знакомым называйте по имени или имени отчеству. Саша ты пойдешь сегодня в кино? Тамара Ивановна вы не ответили на мой вопрос. Невежливо говорить: «Ты дай, мне книгу.» Следует говорить: «Саша, дай мне пожалуйста книгу». 

3. Свою речь к незнакомым людям начинайте так: 

«Будьте добры…»

«Будьте любезны…»

«Скажите, пожалуйста..»

- понимать тему урока

-слушать

-анализировать полученную информацию

-отвечать на вопросы по поставленной теме урока

-осмыслять информацию вынесенную в таблицу

-слушать

П.: - устанавливать причинно-следственные связи;

П.: - уметь осознанно строить речевое высказывание устно

IV. Открытие нового знания

организация устной работы по учебнику Словесный метод: объяснение задания

3 мин.

Упр. 108 (с. 52).

(Устная работа по вопросам и заданиям учебника.)

—  Прочитайте ниже сведения о языке.

—  Назовите личные местоимения.

—  Какова их роль в речи? (Указывают на предмет, но не называют его.)

Упр. 109 (с. 52).

—  Прочитайте.

—  Запишите личные местоимения.

—  Найдите в толковом словаре значение слова личный.

—  Как вы думаете, почему данные местоимения называют личными? (Они указывают налицо или лица.)

—  Какие личные местоимения указывают на того или на тех, кто говорит? (Я, мы.)

—  Какие личные местоимения указывают на того или на тех, к кому обращена речь? (Ты, вы.)

—  Какие личные местоимения указывают на того или на тех, о ком говорят? (Он, она, оно, они.)

-устно выполнять упражнение из учебника

-каллиграфически выполнять упражнение

-отвечать на вопросы

К.: - договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности

Динамическая пауза

2 мин.

Видеофрагмент

 -повторять упражнения

V. Первичное закрепление во внешней речи

организация работы с учебником

беседа

работа с загадками

7 мин.

  1. Работа по учебнику

Упр. 110 (с. 53).

—  Прочитайте первое предложение.

—  Назовите личное местоимение, которое в нём употреблено. Вместо какого слова оно употреблено? (Он - сом.)

—  Прочитайте второе предложение.

—  Назовите личное местоимение, которое в нём употреблено. Вместо какого слова оно употреблено? (Она —ящерица.)

—  С какой целью в загадках используют местоимения?

—  Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Два ученика выполняют на доске звуко-буквенный разбор слов.)

2. Работа над загадками

—  Выпишите местоимения, рядом запишите слова, которые они заменяют.

Утром —                              

Так заведено —

Разомкнёшь ресницы,

И к тебе идёт оно

Розовой жар-птицей. (Оно солнце.) 

А стемнеет - он придёт:

Тоненький, смущённый, —

Он на цыпочках войдёт

Долькою лимонной. (Он — месяц.)

Грациозна, и умна,

И хитра немножко,

Для мышей она грозна.

Кто же это? (Она — кошка.)

-работать с учебником

-отвечать на вопросы

-разгадывать загадки

-записывать местоимения в тетрадь

П.: - строить суждения в форме связи простых суждений об объекте

Л.: - проявлять учебно-познавательный процесс к новому материалу

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический метод: организация самостоятельной работы с проверкой по эталону

  7 мин.

- Давайте проверим, как вы усвоили материал с помощью теста.

1. Тест
1. Местоимение:

а) это слово; б) часть речи; в) член предложения.

2. Местоимение:

а) обозначает предмет; б) признак предмета; в) указывает на предмет.

3. Местоимение:

а) отвечает на вопросы существительных; б) глаголов; в) нельзя задать вопрос.

4. Местоимение бывает:

а) единственного и множественного числа;

б) только единственного числа;

в) только множественного числа;

5. По родам изменяются местоимения:

а) 1 лица единственного числа;

б) 2 лица единственного числа;

в) 3 лица единственного числа.

 -выполнять самостоятельную работу

-отвечать на вопросы теста

-проверять по эталону

П.: - устанавливать причинно-следственные связи;

- строить логической цепи рассуждения

VII. Рефлексия деятельности

2 мин.

 - Ребята, какова была тема нашего урока?

- Мы выполнили поставленные цели?

-Что мы делали на этом уроке?

- Какое задание вам понравилось больше всего?

-Почему?

-Запишите домашнее задание: с. 55, упр. 116 

Спасибо, до свидания.

-подводить итог урока

-анализировать урок

- записывать домашнее задание

Р.: - уметь адекватно воспринимать оценки и отметки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 3 классе "Роль личных местоимений в предложении"

Конспект урока русского языка в 3 классе "Роль личных местоимений в предложении".Учебник "Русский язык 3 класс" Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е. Цель урока: добиться усвоения учащимися знаний ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Конспект урока Русского языка, 2 класс, тема: "Роль суффиксов в слове"

Конспект урока построен по программе "Школа 2100"...

Конспект урока Русский язык. 4 класс. Тема: Синтаксическая роль местоимения в предложении.

Русский язык. 4 класс.Тема: Синтаксическая роль местоимения в предложении.Цель: Обобщить  и  систематизировать  знания  учащихся о личных  местоимениях; уточнить знания о синт...

Открытый урок по русскому языку в 4 классе"Роль личных местоимений в речи". (28.02.2018)

Конспект и презентация к открытому  уроку. 4 класс. Программа "Школа России"...

Презентация к уроку русского языка в 4 классе "Склонение личных местоимений 3 лица единственного и множественного числа".

Презентация к уроку "Склонение личных местоимений 3 лица единственного и множественного числа". На уроке ведётся подготовка к выполнению заданий ВПР....