Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Никитина  Елена  Викторовна

Конспект  урока  по  теме  "Именительный,  родительный и  винительный  падежи  одушевленных  имен  существительных."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока

Город:  Магнитогорск

МОУ  «С(К)ОШ-интернат  №  3»

Учитель:  Никитина  Елена  Викторовна

Тема: Именительный,  родительный и  винительный  падежи  одушевленных  имен  существительных.

Продолжительность:  40  минут

Тип: изучение  нового  материала.

Задачи:

     - учить  сравнивать  формы одушевленных  имен  существительных  в  именительном,  родительном  и  винительном  падежах;

     - учить  находить  способы  распознавания  одушевленных  имен  существительных в  именительном,  родительном  и  винительном  падежах;

     - развивать  умение  определять  падеж  и  склонение  имен  существительных в  косвенных  падежах.

Планируемые  результаты

Предметные:

     - называть  признаки  имен  существительных  в  именительном,  родительном  и  винительном  падежах;

     - знать  способы  распознавания  одушевленных  имен  существительных  именительном,  родительном  и  винительном  падежах;

Метапредметные:

     - понимать  и  сохранять  в  памяти  учебную задачу  урока;

     - делать  выводы  на  основе  сравнения;

     - доказывать  правильность  выполнения  задания;

     - находить  дополнительную  информацию  в  разных  источниках,  преобразовывать и  представлять  её.

Личностные:

     - проявлять  уважительное  отношение  к  хлебу,  труду  хлеборобов.

Оборудование:

для учителя – конспект урока, презентация к уроку, аудиозапись  «Хлеборобы»;

для учеников – сигнальные  карточки (падежи),  раздаточный  материал;

Ресурсы  урока:

- Канакина В.П. Русский язык. 4 класс: учебник для  общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1,2 /В.П.Канакина,,В.Г. Горецкий– 2-е изд.,  – М.: Просвещение,  2014;

- презентация к уроку.

Этап

учебного

занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые  цифровые  образовательные  ресурсы

Знания

Умения

I.

Организационный  момент.

1  мин

Направленность внимания на учителя.

Регуляция психических функций

Умение  работать  в  паре

слуховое восприятие

Фронтальная  работа

Деятельность  учителя

Деятельность  ученика

Эмоциональный настрой: дети работают в паре.

     - Начинаем урок русского языка. Улыбнитесь  своему  соседу  или  соседке  по парте  и  пожелайте   удачи.

     - Хорошо.  Открываем  тетради,  записываем  число.  

   Психологический настрой  обучающихся на урок.

         Указательным и средним пальцем «идут» по руке соседа, дойдя до плеча, похлопывают и говорят: «Если будет  нужно, я тебе помогу!». 

Этап

учебного

занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые  цифровые  образовательные  ресурсы

Знания

Умения

I I.

Актуализация  знаний.

3  мин

Повторить  ранее    изученное

Знать  материал  по  теме  «Имя существите-льное»

Умение  работать  с  тестами,  со  словарями

Наглядно-практический  метод

Фронтальная,  индивидуаль-ная работа

Презентация  к  уроку слайд  1-15

Деятельность  учителя

Деятельность  ученика

      - Как  всегда  мы  начинаем  урок  с  минутки  чистописания,  но  вот  минутка  чистописания  будет  необычной,  а  совмещенной  с  повторением пройденного.  

     -  С  какой  частью речи  мы  работаем на  протяжении  нескольких  уроков?

     -  Посмотрите,  у  каждой  буквы  свой  номер,  он  соответствует  варианту  ответа.  Ваша  задача  выбрать  правильный  вариант  и  написать  нужную  букву. Для этого мы должны вспомнить то,  что  уже  знаем.

        1.        р      2.        б      3.        о

     Выберите одно утверждение из трёх вариантов ответов:

     Существительное -  это

1.        Часть слова

2.        Член предложения

3.        Часть речи

     Существительное обозначает

1.        Название предмета

2.        Действие предмета

3.        Признак предмета

     В предложении существительное бывает

1.        Сказуемым

2.        Второстепенным членом

3.        Подлежащим

     У  имени  существительного  

1.        4  склонения

2.        3  склонения

3.        2  склонения

     -  Что  у вас  получилось?     (ОРОБ)

      -  Отгадайте  загадку:

Вот  он – теплый,  золотистый,

В  каждый  дом,  на  каждый  стол –

Он  пожаловал – пришел.  В нем  здоровье,  наша  сила

В  нем  чудесное  тепло.  Сколько  рук  его  растило,  охраняло,  берегло.    ХЛЕБ  (картинка).

     Полминутки  занимательной  грамматики. Соедините,  какое  слово у  вас  получилось?

ХЛЕБОРОБ  

         -  Сегодня  мы  познакомимся  с  написанием  нового  словарного  слова.  Произнесите  его  про  себя,  найдите  орфограммы,  которые  можем  проверить.  

       -     Давайте  узнаем  про  это  слово  из  словарей

              Работа  со  словарями

     - Объясните  с  помощью  толкового  словаря  значение  слова  ХЛЕБОРОБ

     - Как  образовалось  это  слово

     МОРФЕМНЫЙ  РАЗБОР  СЛОВА

     МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ  РАЗБОР.

            Офт.  минутка.

-   Кого  можно  отнести  к  хлеборобам?  

  -  Какую  природную  зону  человек  использует  для  выращивания  ценнейших  культурных  растений пшеницы,  ржи?  

-  Труд  хлеборобов  круглогодичен.  Какие  виды  работ  вы  знаете?    

         

     

 Обучающиеся  отвечают на  вопросы  и  записывают  буквы

     

     

     Презентация  слайд  1-5

     Обучающиеся  отгадывают  загадку  и  составляют  слово  ХЛЕБОРОБ

     Работа  с  толковыми  словарями  С. Ожегова  и  Д.Ушакова,  со     словообразовательным  словарем

        

     Презентация  слайд  6-15

Этап

учебного

занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые  цифровые  образовательные  ресурсы

Знания

Умения

I I I.

Этап мотивации

4

мин

Постановка  проблемы  урока

Знать  падежи,  уметь  их  определять

Умение  пра-вильно  определять  падеж

Словесный  метод,  беседа

Работа  с сигнальными  карточками,  фронтальная  работа

Деятельность  учителя

Деятельность  ученика

     - Во  все  времена  люди  уважали  труд  хлеборобов,  а  поэты  посвящали  им  свои  стихотворения.  Прочитайте  четверостишие,  которое  сочинил  Юрий  Чичков,  его  мы  найдем  на  стр.  111  в  упр.  202

О  труде  хлебороба

 Все  колосья  поют.

Значит,  это  особый,

Замечательный труд.

        -  Какое  слово  выделено?  Что  нужно  сделать? Что  значит  определить  падеж?        

       -   Определите  падеж  имени  существительного  ХЛЕБОРОБ.  

        - Почему    у  нас  вышли  разногласия?  Затруднение.  Мы  не  можем  определить  падеж.

      Работа  по  учебнику,  стр.  111  в  упр.  202

     Повторение  правила  об  определении  падежа       

 -  Чтобы  определить  падеж  имен  существительных  надо:

-  найти  слово,  от  которого  зависит  имя  существительное,  и  поставить  от  этого  слова  вопрос;

-  по  падежному  вопросу  и  предлогу  определить  падеж.

Этап

учебного

занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые  цифровые  образовательные  ресурсы

Знания

Умения

IV.

Постановка  учебной  задачи

4

мин

Повторить характеристики  родительного  и  винительного  падежей

Знать  характеристики  падежей

Уметь  применять  знания  на  практике

Словесный  метод,  беседа

Фронтальная,  индивидуаль-ная работа

Деятельность  учителя

Деятельность  ученика

     - Сформулируйте  задачи  урока  (научиться  различать  имена  существительные  в  родительном  и  винительном  падежах).

     -  Может  мы  что-то  забыли.  Давайте  вспомним  характеристики  Р.  и  В.  падежей.

     ЗАПОЛНЕНИЕ  ТАБЛИЦЫ

     - Назовите  вопросы. Распределите  предлоги.

     - Но  пока  эти  характеристики  помочь  нам  не  могут.  Давайте  подумаем,   что  мы  делаем,  когда  определяем  безударные  падежные  окончания  (подбираем  слово-помощник),  может  быть  и  здесь  нам  удастся  найти  такие  слова.  

            Обучающиеся  формулируют  задачи  и  тему  урока.

     Заполняется  таблица  с  характеристиками  родительного  и  винительного  падежей.

Р.п.

Кого?  Чего?  

С, ИЗ, БЕЗ,  ОТ,  ДО  ОКОЛО,  ДЛЯ,  У

В.п.

Кого?  Что?  

О,  В,  НА,  ПРО,  ПОД,  ПОД,  ЗА,  СКВОЗЬ

Этап

учебного

занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые  цифровые  образовательные  ресурсы

Знания

Умения

V.

Построение  проекта  выхода  из  затруднения  и  его  реализация

5

мин

Определить  имена  существитель

ные  какого  склонения  могут  заменить    одушевленные имена существитель

ные  2  склонения

Знание  характеристик склонений

Умение  работать  в  группе

Словесный  метод,  беседа

Фронтальная,  индивидуаль-ная работа

Деятельность  учителя

Деятельность  ученика

     - Исследуем   имена  существительные  разных  склонений.

   ПРОВЕДЕМ  ИССЛЕДОВАНИЕ

     ВЫВОД  

     Как  можно  решить  проблему  различения  родительного  и  винительного  падежей  

     

      Исследование  в  малых  группах.  Обучающиеся  выявляют  имена  существительные,  какого  склонения  подходят  для  замены  одушевленных  существительных  2  склонения.

      Формулировка  вывода. (Нам  подходят  существительные  1  склонения  с  четко  выраженными  окончаниями, с  помощью  приема  замены  одушевленных  существительных  2  склонения  существительными  первого  склонения  можно  четко  определить  родительный  или  винительный  падеж)

Этап

учебного

занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые  цифровые  образовательные  ресурсы

Знания

Умения

VI.

Первичное  усвоение  новых  знаний.

5

мин

Закрепить  знание  имен  существитель

ных,  имеющих  одинаковые  окончания  в  родительном  и  винительном  падежах

Знать  склонения  существитель

ных

Уметь  быстро  определять  склонения

Словесный  метод,  беседа

Фронтальная,  индивидуаль-ная работа

Деятельность  учителя

Деятельность  ученика

     -  Научите  друг  друга  определять  падеж  одушевленных    существительных  2  склонения.   Замените,  определите  падеж   (покажите  с  помощью  сигнальных  карточек)

      - Прочитайте  четверостишие  Василя  Симоненко,  определите  падеж.

    - КАКИМ  ОБРАЗОМ  мы  определяли  падеж  одушевленных  существительных  2  склонения?       

     ФИЗМИНУТКА  

      Обучающимся  предъявляются  карточки  со  словами,  они  должны  определить  какие  имена существительные     в  родительном  и  винительном  падежах  имеют  одинаковые  окончания.  О  каких  существительных     идет  речь?  

     Определяют  падеж  слова  показывают  сигнальные  карточки.

     Обучающиеся  определяют  имена  существительные,  у  которых  в  родительном  и  винительном  падежах    одинаковые  окончания.  Если  окончания  одинаковые – хлопают,  если – нет,  приседают.

Этап

учебного

занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые  цифровые  образовательные  ресурсы

Знания

Умения

VII.

Закрепление  с  проговариванием  во  внешней  речи

12

мин

Закрепление материала с  проговаривани

ем  во  внешней  речи

Знать  способ  определения  падежа  у  одушевленных  существитель

ных  2  склонения

Уметь  определять  падеж у  одушевленных  существитель

ных  2  склонения

Словесный  метод,  беседа

Фронтальная,  индивидуаль-ная работа,  работа  в  парах

Презентация  к  уроку слайд  15-24

Деятельность  учителя

Деятельность  ученика

     Укажите  падеж  имен  существительных,  употребленных  в  форме  родительного  и  винительного падежей.

     Рассказ  агронома,  портрет  тракториста,  позвал  отца,  дом  отца,  увидел  шофера,  работа  комбайнера,  нарисовал  тракториста, куртка  шофера,  застал  агронома  за  работой,  спросил  шофера

Найди  ошибки:

Везу  генерала  (Р.п.)

Посещаю  врача  (В.п.)

Квартира  Вадима  (Р.п.)

Кормлю  голубя  (Р.п.)  

Медали   деда  (В.п.)

Дом    брата  (Р.п.)

Провожаю  новобранца  (В.п.)

Фотография  коня  (В.п)

         Работа  у  экрана.

 

     Презентация  слайд  15-24

     Работа  с  карточками  в  парах

Этап

учебного

занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые  цифровые  образовательные  ресурсы

Знания

Умения

VIII. 

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

2 мин

Информировать  о  домашнем  задании

Словесный  метод

Деятельность  учителя

Деятельность  ученика

     Обучающимся  предоставляется  2  варианта  карточек.  На  усложненном  варианте  нужно сначала  найти  существительные,  которые  в  родительном  и  винительном  падежах  имеют  одинаковые  окончания,  затем  составить  словосочетания,  из  имеющихся  и  найденных  слов,  указать  пажеж  имен  существительных.

      Во  втором  варианте  даны  словосочетания  нужно  указать  падеж  имен  существительных.

     Обучающиеся  определяются  с  выбором  варианта  выполнения  домашнего  задания.

Этап

учебного

занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые  цифровые  образовательные  ресурсы

Знания

Умения

IХ. 

Рефлексия

4

мин

Подведение  итога урока, оце-нка  деятельнос-ти  

Формирование  адекватной  са-мооценки

Анализ деятельности

Фронтальная

Деятельность  учителя

Деятельность  ученика

     - Закройте глаза и вспомните наш урок. Улыбнитесь,  если  на  уроке  у  вас  все  получалось.  

     «Трехцветная  радуга».

      -А  сейчас  прикрепите  свою  фотографию   на  нашу  радугу.  Если  у  вас  все  получалось,  тема  усвоена  - зеленый,  если вы  старались,  но  были  затруднения – желтый,  если  ничего  не  получалось  и  вы  просите  помощь – красный.  

     Спасибо  за  урок.

    Анализируют  свою  работу  на  уроке.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Именительный, родительный, винительный падежи одушевлённых имён существительных.

Здесь вы найдёте конспект урока на данную тему и презентацию....

Технологическая карта урока русского языка. 4 класс.Тема: " Именительный, родительный, винительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода единственного числа."

Данный урок проводится при изученнии написания безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Разнообразные задания дают возможность учащимся  различать им...

Тема урока: «Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных».

Урок русского языка в 4 классе .(технология проблемно - диалогического обучения)...

«Именительный, родительный и винительный падежи»

Конспект урока русского языка по теме «Именительный, родительный и винительный падежи». Программа "Школа России"....