Конспект урока русского языка "Правописание окончаний имен прилагательных".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Аккуратова Наталья Васильевна

Конспект урока русского языка "Правописание окончаний имен прилагательных".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_13.02.13.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык 4 класс

Правописание безударных окончаний имен прилагательных.

Цель: Закрепить написание безударных окончаний имен прилагательных.

Познавательные УУД:

1. Развитие умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схем.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД:

Развитие умения высказывать свое мнение, предположение на основе работы с материалом.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Планировать свою работу.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1. Развитие умения слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные УУД:

1. Развитие умения высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор, экран
  • презентация
  • карточки с окончаниями имен прилагательных
  • высказывание К.Д.Ушинского

Ход урока

I. Организация класса.

II. Каллиграфия.

           И, Т, П, Р, В, Д    - Расположите данные буквы в привычном порядке.

                                          Кто догадался?

(И.п., Р.п., Д.п., В.п., Т.п., П.п.) Постарайтесь весь урок писать эти буквы очень красиво.

         

     III.Актуализация знаний.

Слайд № 2

1. Обратите внимание на высказывание К.Д. Ушинского и подумайте, как это высказывание может быть связано с нашим уроком.

«Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую в которой всё в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет.»

                                                                       К.Д. Ушинский

Как вы думаете, что необходимо сделать, чтобы знания не были отрывочными, бессвязными? Постараемся привести свои знания в систему и дополнить их.

2. Ситуативное задание.

Во время зимних каникул в лагере Вадим из Самары познакомился с Юрой из Санкт-Петербурга. Мальчики подружились и стали общаться через Интернет. Вадим попросил Юру рассказать о Санкт-Петербурге. Юра Написал ответ, но компьютерный вирус уничтожил часть текста. Прочитайте  это письмо:

Слайд № 3

    Здравствуй, Вадим!

        Я очень люблю свой город и с радостью расскажу о нём.

Санкт-Петербург — один из самых красивейших городов мира. Он стоит на реке Неве, на которой повисли мосты. Среди них есть и разводные. По количеству мостов Санкт-Петербург занимает первое место в мире.

   В нашем городе много ... памятников, ... дворцов и ... парков. На ... берегу Невы стоит ...  памятник основателю города Петру I  ...  всадник. В любое время года красивы Петропавловская крепость, ...  дворец, Исаакиевский собор.

   Улицы моего города ... и ... , их украшают ... тополя, ... липы и другие деревья. Главная улица города - ... проспект.

   Всего в письме не расскажешь. Приезжай, я покажу тебе Петербург, покатаемся  на ... трамвайчике по каналам города.

                                                         Твой друг Юра.

     Прочитав письмо, Вадим понял, что оно о Петербурге, но его огорчило то, что в тексте отсутствовали важные слова, смысл которых он сам восстановить не мог.

Есть ли у вас желание определить утраченные слова  и восстановить текст?

Чем настоящий петербуржец отличается от жителей других городов?

( Самое главное — культурный, отзывчивый, всегда готовый рассказать о своем любимом городе.).

  • Какую большую тему мы сейчас изучаем? (Имя прилагательное.)
  • А тема последних уроков? (безударные окончания имен прилагательных.)

3. Оформите фразу — конструктор.

Имя прилагательное — это ................................................, которая отвечает на вопросы ............................................................................................ и обозначает ..................................................... . В предложении имя прилагательное связано с ....................................................................................... . Имена прилагательные изменяются по числам ,  родам (в .....................................................................) и по падежам .

Слайд № 4

Слайд № 5

  • Можно ли утверждать, что в предложении «Над городом прошёл сильный дождь.»  имя прилагательное отсутствует? Обоснуйте свое мнение.
  • Найдите основу предложения.  (дождь прошёл)
  • Какие словосочетания соответствуют схеме?

Слайд № 6

глагол    +   существительное

существительное     +     прилагательное

Слайд № 7

      *   Какую роль выполняет эта часть речи? (Делает нашу речь более яркой, красочной, разнообразной...).

??? Устно просклоняйте прилагательное СИЛЬНЫЙ.

И.п. - (какой?)   -ый

Р.п. - (какого?)    -ого

Д.п. - (какому?)  -ому

В.п. - (какой?)    -ый

Т.п. - (каким?)    -ым

П.п. - (о каком?) -ом

Слайд № 8

  Почему над безударными окончаниями имен прилагательных нужно задумываться?

(Они пишутся не так, как произносятся.)

Как узнать буквы в безударных окончаниях имен прилагательных?

  1. Найти имя существительное, от которого зависит имя прилагательное.
  2. Поставить вопрос к имени прилагательному в той форме, которой требует имя существительное.
  3. По ударному окончанию в вопросе узнай букву. Но помни о возможных несовпадениях.

        - Что мы узнали о правописании окончаний имен прилагательных?

       (Безударные окончания необходимо правильно писать. Для этого надо знать            падежные окончания прилагательных.)

  Задание № 1.

 Словарная работа.

Согласны ли вы со мной? - Я утверждаю, что все имена прилагательные имеют род. ( Не согласны, так как имена прилагательные во множественном числе рода не имеют.)

Выпишите из словаря 3 слова и образуйте от них однокоренные прилагательные

(можно словосочетания сущ. + прил.).

Определите число и род имен прилагательных

(погода — погодные условия — мн. ч.

        суббота — субботний вечер — ед. ч., м. р.

          пшеница — пшеничное поле — ед.ч., ср. р.

     пальто — пальтовая ткань — ед.ч., ж.р.)

Для чего мы повторяли род имен прилагательных? (У прилагательных разных родов пишутся  разные окончания).

Задание № 2.

 Прочитайте предложение и назовите имя прилагательное.

Северный ветер нагнал тучи.

Расскажите о признаках имени прилагательного.

(Северный — прилагательное, обозначает признак ветра, отвечает на вопрос какой? , употреблено в единственном числе, мужского рода, в именительном падеже.)

Слайд № 9

Задание № 3.

 Прочитайте каждое словосочетание, определите падеж имени прилагательного и впишите соответствующие окончания.

Что необходимо знать, чтобы выполнить это задание?

(О связи прил. и сущ., уметь определять род, падеж имен существительных, вспомнить падежные окончания имен прилагательных.)

Проверка в парах.

Хорош... песня, с хорош... настроением, ранн... весной, весенн... песню,(желаю)   попутн... ветра, от ласков... слова, темн... тучу.

Слайд № 10

ФИЗМИНУТКА

Задание № 4.

Определите окончание имени прилагательного в тексте каждой пословицы и впишите его. Работа в парах

Что необходимо знать, чтобы выполнить это задание?

Стар...  друг лучше нов...  двух.

Жизнь дана на добр...  дела.

Крепк...  дружбу водой не разольешь.

Маленьк... дело лучше больш... безделья.

Объясните, как вы понимаете смысл любой  пословицы.

            Задание № 5. Задание с самопроверкой и самооценкой.

Впишите в текст подходящие по смыслу имена прилагательные, используя слова для справок.

Обозначьте грамматические признаки прилагательного второго предложения.

В нашем ... городе много памятников, ... дворцов и ... парков. На ... берегу Невы стоит ... памятник основателю города Петру I Медный всадник. В любое время года красивы Петропавловская крепость, Зимний дворец, Исаакиевский собор.

Слова для справок: известный, прекрасном, левом, высоком, великолепных, приятных, красивых, нарядных.

  • (В нашем прекрасном (ед. ч., м.р., П.п.) городе много великолепных (мн. ч., Р.п.) памятников, нарядных (мн.ч., Р.п.) дворцов и красивых (мн.ч., Р.п.) парков. На левом (ед.ч., м.р., П.п.) берегу Невы стоит известный (ед. ч., м.р., И.п.) памятник основателю города Петру I Медный всадник. В любое время года красивы Петропавловская крепость, Зимний дворец, Исаакиевский собор.)

IV. Домашнее задание.

  • На уроке мы работали над отрывком из письма. Дома закончите остальную часть письма. Кто успеет до 18.00., отправьте домашнее задание на мою электронную почту.
  • 2 вариант — Придумайте свое письмо, в котором вы рассказываете о красоте и величии нашего великолепного города. Свой вариант можно также переслать мне до 18.00.

 V. Итог урока.

Удалось ли нам привести знания в систему и какие действия помогли нам в этом? Обоснуйте ответ.

VI.  РЕФЛЕКСИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Самоанализ и самооценка ученика.

Закончите предложения:

  1. Мне важно как можно больше знать об имени прилагательном, для того чтобы ................................................................................................................  .
  2. Чтобы помочь восстановить письмо, я вспомнил ........................................ ........................................................................................................................... .
  3. Я .......................................(очень, не очень) доволен своей работой на уроке, потому что ........................................................................................... .

Слайд № 11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА В ИМЕНИТЕЛЬНОМ И ВИНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖАХ " Школа России 4 класс

Тип урокаРешение частных задачПедагогические задачиСоздать условия для ознакомления с правилами написания безударных окончаний имен прилагательных множественного числа в именительном и винительном пад...

Конспект урока русского языка «Связь имени прилагательного с именем существительным» (2 класс)

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о значении и употреблении в речи имён прилагательных; установление связи имени прилагательного с именем существительным.Планируемые  результаты:Предм...

Конспект урока русского языка "Связь имени прилагательного с именем существительным" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: - формирование условий для ознакомления со связью имён прилагательных с именем существительным. Планируемые результаты:...

Конспект урока русского языка "Связь имени прилагательного с именем существительным"

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о значении и употреблении в речи имён прилагательных; установление связи имени прилагательного с именем существительным.Планируемые  результаты:Предм...

Конспект урока русского языка «Связь имени прилагательного с именем существительным» (УМК "Школа России" 2 класс)

Тема: «Связь имени прилагательного с именем существительным»Цели деятельности учителя: формирование условий для ознакомления со связью имён прилагательных с именем существительным.Планируе...

Конспект урока русского языка "Связь имени прилагательного с именем существительным" (УМК Школа России, 2 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство со смысловым значением имен прилагательных; формирование знаний на установление связи имени прилагательного с именем существительным.Планируемые результаты: Предм...

Конспект урока русского языка "Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежа" (обобщающий урок).

Урок русского языка "Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежа" (обобщающий урок). 3 класс. УМК «Перспектива»Цель: систематизировать полученные знания об имени...