Способы проверки написания буквы, обозначающий безударный гласный звук в корне слова.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Урок русского языка во 2 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  изобразительного  искусства во 2 классе.

Урок № 2, IV четверть.

Тема: «Цвет как средство выражения.  Звонкие и глухие цвета».

Цель урока: учить передавать настроение в творческой работе с помощью цвета.

Планируемые результаты: познакомятся понятиями «тихие» («глухие») и «звонкие» цвета; откроют для себя взаимосвязь таких понятий, как цвет, настроение и образ;  научатся правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски;  научатся получать светлые, нежные, ласковые цвета за счёт соединения звонкой и белой красок, а так же мрачного, опасного, тёмного благодаря смешению звонкой и чёрной краски; передавать в тематических рисунках пространственные отношения.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся средством выражения эмоционального состояния на примере репродукций И. Левитана, музыкальных и художественных  произведений;
  • отражать полученные впечатления в творческих работах;
  • формировать универсальные учебные умения: дифференцировать и обобщать знания о группах цветов: темные и светлые; легкие и тяжелые; звонкие и глухие;
  • упражнять в приемах смешивания красок на палитре и сразу на бумаге;
  • совершенствовать универсальные учебные умения через практическую деятельность в процессе обучения;
  • развивать художественно-образное, творческое мышление детей;
  • развивать умение видеть, слышать, понимать и чувствовать красивое в   окружающей природе. Формировать эстетические чувства
  • воспитывать критическое отношение к результатам своей деятельности.

Материалы и оборудование:

  • Репродукции картин И.И. Левитана,
  •  отрывки музыкальных произведений  Антонио Вивальди « Времена года. Зима» и  Людвиг Ван Бетховен «К Элизе».
  • Карты-опоры «Цветовой круг», «Осветленные и затемненные цвета».
  • Стихи Т.Курбатовой стр.12-13 «Разноцветные стихи» Т., 1995г.

Презентация к уроку «Цвет как средство выражения.  Звонкие и глухие цвета»

Раздаточные материалы: листы А-4, гуашевые краски, палитра, кисти рисовальные и щетинистые, банки для воды, тряпочки.

Практическая работа: Смешение различных цветов с черной, серой, белой красками – получение                          мрачных, тяжелых и нежных, легких оттенков цвета. Передача состояния, настроения в природе с помощью                         тихих (глухих) и звонких цветов. Наблюдение цвета в природе, на картинах художников.

Ход урока:

1.Целевая установка:

На этом уроке мы будем учиться слушать краски,  узнаем, о чем они могут «говорить». Вы научитесь понимать «язык разноцветных красок». Поэтому в течение урока будьте внимательными и активными.

2.Сообщение цели и задач урока:

Сегодня мы вместе совершим путешествие в страну звуков и цвета, и вы узнаете, что цвет может звучать, а звук может создавать ощущение цвета. Вы будете учиться красиво рисовать пейзажные картинки. Ваши работы мы поместим на выставке, чтобы другие дети могли ими полюбоваться.

3.Открытие новых знаний:

  • Представьте себе такую ситуацию: что было бы, если бы все на свете было одинакового цвета?
  • А вот ещё одна ситуация: художник пришел писать поляну цветов, а у него оказалось только три основные краски?
  • Рассердилось и ушло за горизонт солнце. Каким мы увидим весь мир?

Погас последний солнца луч.

Устало голову склонило

Дневное жаркое светило

На мягкий холм из рыжих туч.

И веки сонные сомкнуло,

Накрылось тучею. Заснуло.

Померкли краски, потемнели,

Сквозь мрак мерцают еле-еле.

Зарницей розово-лиловой,

Раздвинув мрак, пробился снова

Последний луч. И утонул

В нагроможденье туч сливовых.

Уснуло солнце, день уснул.

И вечер в черную вуаль

Убрал сиреневую даль.

  • Как вы думаете, каких цветов в этом стихотворении больше ГЛУХИХ или ЗВОНКИХ?
  • А можно ли сказать, что эти цвета ТЯЖЕЛЫЕ? Почему?
  • Ребята, внимательно послушайте стихотворение и подумайте: ГЛУХИМИ или ЗВОНКИМИ цветами будет нарисована картина-стихотворение?

Голубым огнем, зеленым

Загорелись сосен кроны,

Мир зарею обновленный,

Встрепенулся, ожил вдруг.

Алою зарей плененный,

Обновленный, удивленный,

Алый, голубой, зеленый,

Разноцветный мир вокруг.

                                                  (Т. Курбатова «Утро»)

  • А как изменяются краски в природе вечером и днем, в солнечный день или в дождь?

Учитель зачитывает строчки стихотворение:

«Словами красок на своем холсте

Художник говорил о красоте…»  

  • Дайте название этим цветам? (Картины из презентации). (Учащимся предлагается рассмотреть репродукции картин, написанные разными группами цветов (темными и светлыми)).

После просмотра репродукций учитель предлагает детям послушать музыкальные отрывки Вивальди и Бетховена. Сравнить их и рассказать, КАКИЕ ЗВУКИ использовал композитор, чтобы «создать настроение»?

Слушание музыки:

1).  Антонио  Вивальди «Времена года. Зима»

Цикл из четырех концертов для солирующей скрипки с оркестром. Каждый из концертов в трех частях и каждый концерт изображает одно время года.

"Зима" (L'Inverno)

 Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,

 И севера ветра волна накатила.

 От стужи зубами стучишь на бегу,

 Колотишь ногами, согреться не в силах

Как сладко в уюте, тепле и тиши

От злой непогоды укрыться зимою.

 Камина огонь, полусна миражи.

 И души замерзшие полны покоя.

На зимнем просторе ликует народ.

Упал, поскользнувшись, и катится снова.

 И радостно слышать, как режется лед

 Под острым коньком, что железом окован.

А в небе Сирокко с Бореем сошлись,

Идет не на шутку меж ними сраженье.

Хоть стужа и вьюга пока не сдались,

 Дарит нам зима и свои наслажденья.

Первая часть. Здесь действительно царит очень холодная (для итальянцев!) атмосфера. Ремарки поясняют, что здесь изображается то, как стучат от холода зубы, притоптывание ногами, завывание лютого ветра и бегание, чтобы согреться. Для скрипача в этой части сконцентрированы наибольшие технические трудности. Виртуозно сыгранная она проносится как бы на одном дыхании.

  Вторая часть. А вот и зимние радости. Полное единение солиста и аккомпанирующего ему оркестра. Льется чудесная ария в стиле bel canto. Эта часть необычайно популярна как самостоятельное совершенно законченное произведение, и так она часто и исполняется.

  Третья часть. Вновь жанровая сценка: катание на коньках. А кто же в Италии умеет или умел во времена Вивальди, когда никакого искусственного льда не было, кататься на коньках? Конечно, никто. Вот Вивальди и изображает - в забавных "кувыркающихся" пассажах скрипки - как можно "легко поскользнуться и упасть" или как "ломается лед" (если дословно переводить содержание сонета). Но вот задул теплый южный ветер (сирокко) - предвестник весны. И между ним и бореем разворачивается противоборство - бурная драматичная сцена. Это и есть завершение - почти симфоническое - "Зимы" и всего цикла "Времен года".

У: КАКИЕ ЗВУКИ использовал композитор, чтобы «создать настроение»?

Ответ: Звонкие, тяжелые и легкие, чуть больше глухих звуков. (первое произведение)

2).  Людвиг ван Бетховен  «К Элизе»

«К Элизе» (нем. Fur Elise) – знаменитая фортепианная пьеса-багатель Людвига ван Бетховена. Багате́ль (фр. bagatelle — безделица) — это небольшая, лёгкая в исполнении музыкальная пьеса, главным образом для фортепиано.

Произведение Бетховена «К Элизе» на протяжении многих лет является одним из самых известных шедевров мировой музыки. Оно входит в обязательную программу произведений в музыкальных школах всего мира.

        В 1923 году исследователь творчества Бетховена Макс Унгер предположил, что Ноль неправильно интерпретировал неразборчивый почерк композитора, и «К Элизе» на самом деле было посвящено пианистке и ученице Бетховена Терезе Малфатти фон Роренбах цу Децца (1792 – 1851), виртуозно исполнявшей его произведения.

У: КАКИЕ ЗВУКИ использовал композитор, чтобы «создать настроение»?

Ответ: легкие, воздушные, нежные, светлые (второе произведение)

У.:  Ребята, для чего мы читали стихи, слушали музыку и рассматривали репродукции?

Д.:  Чтобы понять, что картину можно нарисовать разными красками, музыку написать звуками и эти звуки похожи на цвета, стихи написать при помощи слов, но звуки слов тоже напоминают какой-то цвет.

У.:  Правильно все цвета делятся на ГРУППЫ, но все они составляют ЦВЕТОВОЙ КРУГ.

4. Практическая работа учащихся.

Учащие рисуют пейзаж по выбору, передают состояние природы её особенности в разные части суток. При этом используются палитра и смешение цветов на бумаге. Дети смешивают цветные краски с белой и серой, чтобы получить различное «звучание»: легкие и тяжелые, светлые и темные, звонкие и глухие.

5. Анализ результатов работы. Рефлексия.

  • В чем же особенность «языка» цвета в пейзажной живописи?
  • Каким приемом вы получали разнообразные цвета в своем рисовании?
  • С какими группами цветов вы познакомились на этом уроке?
  • Давайте посмотрим, что у нас получилось? Вам нравятся пейзажи, которые вы нарисовали? О чем они нам рассказывают?

6. Вывод.

У живописи особый язык – язык цвета.  Художники разговаривают со зрителями своими картинами. На этом уроке мы учились «читать» и «разговаривать» этим особым языком.

7. Домашнее задание:

Нарисовать праздник, с. 37, рабочая тетрадь.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Подготовка к письму Я тетрадь свою открою, И наклонно положу. Я, друзья, от вас не скрою Ручку я вот так держу Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь!

Слайд 3

20 ноября. Классная работа.

Слайд 4

о де'жда Одежда лучше новая, а друг старый. Не одежда красит человека, а добрые дела .

Слайд 5

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. Подбор проверочного слова, изменяя форму слова. Подбор однокоренного слова. Как можно проверить безударную гласную?

Слайд 6

Запомни: Если буква гласная Вызвала сомнение, Ты ее немедленно Поставь под ударение!

Слайд 7

подобрать однокоренное слово изменить проверяемое слово способы проверки

Слайд 8

План (алгоритм) работы Прочитай слово. Поставь ударение. Выдели корень. Найди проверочное слово: измени слово или подбери однокоренные слова. Напиши слово, вставь букву. Обозначь орфограмму.

Слайд 9

ст . лы - ст о л о цв . тной - цв е т е Как проверить безударную гласную?

Слайд 10

З ё рна – з е рно с ё стры – с е стра зв ё зды – зв е зда л и ст – л и сты шк а ф – шк а фы хл е б - хл е ба Проверь себя:

Слайд 11

Вставь пропущенную букву: м о ряк п о ля стр е ла ств о лы сл о ва зв о нок д о жди тр а ва

Слайд 12

РЕФЛЕКСИЯ: Продолжи предложения … Сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился…

Слайд 13

Спасибо за внимание! Сыйразова Х.Г. учитель начальных классов МБОУ «Комсомольская СОШ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова".

Базовый учебник: Русский язык. В.П.Канакина, В.Г.ГорецкийТип урока: введение нового материала.Техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.Презентация подготовлена с использованием скриншотов ...

Урок «Ударные и безударные гласные звуки. Способы проверки написания буквы, обозначающий безударный гласный звук (изменение формы слова)

Цели урока:Формировать умения подбирать проверочные слова, писать двусложные слова с безударными гласными, учить ставить учебную задачу, повышать уровень самоконтроля учащихся, формировать умение рабо...

Конспект урока русского языка "Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов, надо запоминать?" 3 класс

Цель: Совершенствовать навык написания изученных словарных слов, учить воспроизводить лексическое значение слов. Планируемые  результаты Предметные:·...

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным)

Тема урока: « Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным)»Цель  урока: ...