Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме: "Гласные звуки и буквы" .
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Пояснительная записка к уроку русского языка по теме «Гласные звуки и буквы».

Тема: Гласные звуки и буквы

Цели:

1.Обобщить  и систематизировать знания о гласных звуках и буквах, закрепить написание гласных в словах после мягких и твёрдых согласных.

2.Способствовать развитию кругозора детей, привитию интереса к детской литературе, познавательного интереса.

3.Воспитывать бережное отношение к книге, трудолюбие.

 

Познавательные УУД:

Развитие умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

представлять информацию в таблице;

выявлять сущность, особенности объектов;

на основе анализа объектов делать выводы;

обобщать и классифицировать по признакам;

 

Регулятивные УУД:

Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

Коммуникативные УУД:

Развиваем умение слушать и понимать других;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

оформлять свои мысли в устной форме;

умение работать в паре.

 

Личностные результаты:

Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

Урок изучения нового материала с использованием наглядного материала – презентации. Слайдовая презентация позволяет учащимся решать задачи практического характера, способствует повышению эффективности учебного процесса.

На уроке использованы инновационные технологии: технология обучения на основе схемных и знаковых моделей, технология создания проблемной ситуации, элементы эвристической беседы, здоровье сберегающие технологии.

Возникающие в ходе урока проблемные ситуации успешно разрешаются в ходе фронтального обсуждения, самостоятельной работы, работы в парах и группах.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка по программе «Школа России» 1 класс

Тема: Гласные звуки и буквы

Цели:

1.Обобщить  и систематизировать знания о гласных звуках и буквах, закрепить написание гласных в словах после мягких и твёрдых согласных.

2.Способствовать развитию кругозора детей, привитию интереса к детской литературе, познавательного интереса.

3.Воспитывать бережное отношение к книге, трудолюбие.

Познавательные УУД:

Развитие умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

представлять информацию в таблице;

выявлять сущность, особенности объектов;

на основе анализа объектов делать выводы;

обобщать и классифицировать по признакам;

Регулятивные УУД:

Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

Развиваем умение слушать и понимать других;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

оформлять свои мысли в устной форме;

умение работать в паре.

Личностные результаты:

Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Ход урока

  1. Организационный момент.

-Проверь сейчас себя, дружок,

     Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке

Книжки, ручки  и  тетрадки?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

  1. Актуализация знаний.

- С каким разделом закончили знакомиться?

- Чему учились, изучая раздел « Слово и слог. Ударение»?

Ответим  на серию вопросов. ( на партах у учащихся лежат конверты с вопросами, выборочно; учащийся достаёт в карточку с вопросом, отвечает; если встречает затруднение, поднимает карточку «помощь класса»)

  1. Как узнать, сколько в слове слогов?
  2. Продолжи высказывание. Слог может состоять:
  • ……….
  • ……….
  • ……….

В каждом слоге обязательно есть …….. .

  1. Для чего надо знать правила переноса слов с одной строки на другую?
  2. Какие правила переноса слов ты знаешь?
  3. Что такое – ударение?
  4. Какой слог мы называем ударным, ………… безударным?
  5. Где и когда тебе пригодятся  знания об ударении?
  1. Самоопределение к деятельности. Определение темы и задач урока.

Мы – не буквы, мы – звуки речи.

Изучает фонетика нас.

Мы – не буквы, мы- звуки речи.

Произносят и слышат нас.

Дыхание свободно в каждой гласной,

В согласных – прерывается на миг.

И только тот гармонии достиг,

Кому чередованье их подвластно.

- О чём узнали из стихотворения?

- Как можем обозначить звуки на письме?

Переходим к изучению нового раздела. Как он называется? Откроем стр. 45 учебника, проверим свои предположения.

- Чему будем учиться, изучая раздел « Звуки и буквы»?

Обозначим тему и задачи урока. Посмотрев на стр.46 учебника.

Тема: Звуки и буквы

Учебная задача. Узнать, чем отличаются звуки от букв?

  1. Работа по теме урока.
  1. Беседа.

(Сообщение делают ученики- консультанты)

  1. Тысячи разных звуков окружают человека. А из каких звуков «складываются» слова? Из звуков человеческой речи!. Эти звуки возникают тогда, когда работают органы нашей речи: язык, губы, зубы, голосовые связки.
  2. – Ребята, как вы думаете, умел ли древний человек писать? В древности человек для того чтобы написать какое -либо слово, наглядно изображал рисунком соответствующий предмет или явление. Например, воду он показывал волнистыми линиями. Такие упрощённые рисунки называют иероглифами.
  1. Работа в парах.

На партах у учащихся карточки с записаны стихотворением.

Дым на улице стоит,

Дом из труб его валит.

В день весенний у ворот

Наконец растаял мёд.

Пироги пекутся в речке,

Рыбаки сидят у печки.

Я нашёл огромный грипп,

Но простыл – противный гриб.

                    Что заметили? Исправьте ошибки.

- Что мы произносим и слышим?

- Что мы записываем и видим?

3.  Работа с учебником и рабочими тетрадями.

Запись даты.

Минутка чистописания.

-Я тетрадь свою открою /Открывают тетради/

И наклонно положу. /Кладут наклонно/

Я, друзья, от вас не скрою - /Берут ручки/

Ручку я вот так держу./Ставят руку на локоть и показывают как правильно держать ручку/

Сяду прямо, не согнусь /Опускают руку на тетрадь, проверяют осанку/

За работу я возьмусь. /Пишут число, классная работа/

- С каких букв начинаем писать слова «звуки», «буквы»? Пропишите по половине строки З з, Б б.

к з у в и   и  у б в к ы

- Какие слова составим? Запишите буквы в нужном порядке.  

Стр. 46 упр. 2

Прочитайте. Какие слова в предложениях пропущены? Выберите их из слов для справок, запишите составленные предложения.

Звуки мы … и … .

Буквы мы …, …, … .

Физкультминутка

Физкультминутка с движениями.

Тихо плещется вода,

Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)

В небе тучки, как овечки,

Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

Мы из речки вылезаем,

Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)

А теперь глубокий вдох.

И садимся на песок. (Дети садятся за парты.)

 Под звуки природы дети выполняют упражнения для глаз. Дети остаются сидеть за партами.

-Глазкам нужно отдохнуть.   /Ребята закрывают глаза/

-Нужно глубоко вздохнуть. /Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты/

-Глаза по кругу побегут.  /Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки/

 - Много-много раз моргнут.  /Частое моргание глазами./

 -Глазкам стало хорошо.»

Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз.

 -Увидят мои глазки все! /Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка./

Стр.46 упр.1

- Прочитайте стихотворение.

- Как вы думаете. Почему стихотворение имеет такое название? Когда так говорят7

- Какое значение имеет слово « словно»? Подберите к нему близкое по значению слово. К какому словарю можно обратиться? (К словарю слов, близких по значению.)

- Назовите это слово. (хорошо)

- Найдите слово «пою». Одинаковое ли количество звуков и букв в этим слове? Обоснуйте свой ответ. ( 3 буквы 4 звука; буква «ю» стоит после гласной и обозначает 2 звука.)

- Найдите в стихотворении другие слова, в которых звуков также больше, чем букв.( «встаю»,          « ясным». «поём».)

- Чем отличаются звуки от букв?

- Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.

Взаимопроверка по выполнению.

Стр. 46 упр.3

- Прочитайте задание. Выполните его в парах.( выступление одной из пар, остальные учащиеся осуществляют самопроверку.)

 

Стр.47 упр.4

- Рассмотрите картинки.

- Составьте к каждому слову звуковую схему.

- Запишите слова буквами.

- Сравните звуковую схему и слово.

Количество звуков и букв одинаковое?

- Прочитайте на с.48 как обозначаются звуки.

- Как показывают в звуковой записи, что звук мягкий?

( Выполнение в тетрадях и у доски, самопроверка)

Стр.48 упр.5

- Сравните звуковые и буквенные обозначения слов. Что вы заметили? Чем они похожи? ( записано одно и тоже слово.)

- Чем они отличаются? ( слово обозначено по разному.)

- Выполните задание.

4.  Словарная работа.

- Объясните значение слова «пальто».

Пальто – верхняя одежда, которую надевают на платье, костюм.

Но у мамы есть привычка

Отвечать всегда не то:

Говорю я ей про птичку,

А она мне про пальто.

- Прочитайте слово пальто с ударением.

- Сколько слогов в этом слове?

- На какой слог падает ударение?

- Найдите опасное место в этом слове.

- Составьте предложение с этим словом

- Запишите слово пальто в тетрадь. Запомните его написание. Запишите предложение.

Мальчик надел пальто.

Подчеркните мягкие согласные. Какие буквы их обозначают?

( наблюдение за употреблением слов « одеть» ( кого-то) и «надеть» ( на себя).)

  1. Подведение итогов урока.

( Работа в группах. Учащиеся составляют кластер, используя опорные слова)

                      звуки                                         буквы

                    гласные                                 согласные

ударные        безударные               звонкие                глухие

                                                твёрдые      мягкие        твёрдые    мягкие

Выберите истинное высказывание.

1. Звуки речи – это стук, гром, звон, шум.

Звуки речи – это гласные и согласные звуки.

2. Звук можно услышать и произнести. 

Букву можно услышать и произнести.

3. Гласные звуки бывают ударными и безударными.

Согласные звуки бывают ударными и безударными.

4. Согласные бывают глухие и звонкие, твёрдые и мягкие.

Гласные бывают глухие и звонкие, твёрдые и мягкие.

5. Гласный звук образует слог.

Согласный звук образует слог.

6. Ударный слог в слове произносится слабее других.

Ударный слог в слове произносится сильнее других.

7. Буквами обозначаются  на письме звуки.

Звуками  обозначаются  на письме  буквы.

  1. Рефлексия учебной деятельности.

-Какова была тема урока? Что изучали, обобщали?

-Кто из вас достиг поставленных целей и запомнил все тайны звуков и букв?

-Продолжите высказывания:

Мне запомнилось…

      У меня получилось …

Мне было трудно ….

Я постараюсь лучше…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по чтению в 1 классе «Звук [и], буквы И,и»

Цели урока: познакомить учащихся с условными обозначениями звука [и] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках;учить акцентированному произношению гласных звуков, зафиксированных в ...

Конспект урока по чтению в 1 классе «Звук [и], буквы И,и»

Цели урока: познакомить учащихся с условными обозначениями звука [и] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках;учить акцентированному произношению гласных звуков, зафиксированных в ...

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс: "Звук [ж], буквы Ж, ж."

Конспект урока для первого класса к учебнику В.Г. Горецкого, ФГОС...

Методическая разработка. Конспект урока по теме: Жить - Родине служить. Звук [й,]. Буквы Й, й.

Цель: Познакомить учащихся с буквами Й, йЗадачи: 1. Развивать фонематический слух, логическое мышление, речь;               2. Сов...

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "«Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове»." (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "«Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове»." (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...

Конспект урока русского языка по теме "Гласные звуки" (2 класс)

Конспект урока русского языка для 2 класса по программе "Школа России"....