технологическая карта урока русского языка 1 класс, тема: "Слова-названия, отвечающие на вопросы "кто?", "что?"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Кисина Светлана Евгеньевна

технологическая карта урока русского языка по теме: "Слова-названия, отвечающие на вопросы "кто?", "что?".

Цель урока: формирование умений различать слова, обозначающих одушевленные и неодушевленные предметы, людей и животных, отвечающих на вопрос кто?, и слов-названий, отвечающих на вопрос что?

Тип урока: урок «открытие» нового знания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл русский язык 1 класс16.78 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическое обоснование урока

Русский язык, 1 класс

Учебник: Русский язык. К тайнам нашего языка: Учебник для 1 класса М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко

Тема урока: Слова-названия, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»

Цель урока: формирование умений различать слова, обозначающих одушевленные и неодушевленные предметы, людей и животных, отвечающих на вопрос кто?, и слов-названий, отвечающих на вопрос что?

Тип урока: урок «открытие» нового знания

Задачи:

Обучающая: формирование умений различать слова, отвечающие на вопросы «кто?» от слов, отвечающих на вопрос «что?», умение доказывать свой выбор.

Развивающая: развивать речь любознательность, мышление, орфографическую зоркость обучающихся.

Воспитательная: формирование положительной мотивации к уроку русского языка, интереса к учению, любовь к родному краю.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый.

Формы обучения: фронтальная, групповая (парная), индивидуальная.

Средства обучения: учебник Русский язык 1 класс, авторы М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко, презентация, компьетер, проектор.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Самоопределение к деятельности

Узнавать продолжим вновь,

Как много разных в речи слов.

Готовы мы урок начать,

Какие бывают слова узнавать.

- У всех ли книги и тетрадки на столах лежат в порядке?

Ориентация деятельности детей.

Проверяют порядок на столе

Личностные – самоопределение, регулятивные – целепологание, коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Активизация знаний и фиксация затруднений

- Вспомните на какой вопрос находили ответ на предыдущем уроке?

- Что вы рассказали родителям о словах русского языка?

 - Ребята, я совсем забыла, вам пришло письмо от Антона. ( В письме просьба помочь в викторине по сказкам)

 - Из какой сказки эта строчка?

 На доске

Отвечает золотая рыбка….

- Как удачно Антон вспомнил строки из сказки. Ребята у слов в русском языке много тайн. И сегодня мы откроем ещё одну. Готовы?

-Начнём. И для начала, понаблюдаем за словами в записи.

 - Что мы можем уже сейчас рассказать про эти слова?

 - Каким словом названо животное?

 - Запишите в тетради, пропустив одну строку.

 - Задайте от слова рыбка вопросы.

 - Какое слово откликнулось на вопрос какая?

 - Что делает?

   - Вспомните, в какую группу слов входят эти слова?

 - Вспомните, какие ещё герои были в сказке о Рыбаке и Рыбке?

 - Запишите их в столбик под словами рыбка.

 - А кто может вспомнить, что желала получить старуха из сказки?

 - Давайте откроем учебники и прочтём с. 15 упр. 21.

 - Все ли слова вам понятны?

 - А как быть если встречаются непонятные слова?

Прочтите совет в синей рамочке-помощи.

 - Запишем выделенные слова -названия во второй столбик, рядом с первым.

Не забывайте пропустить строчку сверху.

- Как вы думаете, почему мы разделили эти слова на две группы?

 - У кого трудности?

 - Посмотрите на экран и прочитайте вопросы

КТО?    ЧТО?

 - К каким словам их можно поставить?

 - Какие бывают слова?

 - Есть слова – названия, слова-указатели, слова помощники.

Ответы детей

Ответы детей

 -Рыбка

- Какая? (золотая)

 Что делает? (отвечает)

 - Слова – названия.

 - Старик, старуха.

 - Корыто, изба, терем.

Ответы детей

Ответы детей

Регулятивные – целеполагание, коммуникативные – постановка вопросов, познавательные – самостоятельное выделение познавательной цели, формирование проблемы, поиск и выделение информации.

Постановка учебной задачи

Построение проекта выхода из затруднений «открытия»

- Кто догадался, какая тема нашего урока?

 - Какие задачи будем решать?

 - Закончите предложение:

Мы узнаем….., мы научимся…….

 - Мы говорим, что сегодня откроем ещё одну тайну русского языка…А что бы её открыть нужно быть очень наблюдательными и внимательными.

 - На какой вопрос отвечают слова первого столбика? Впишем сверху.

 - А второго? Впишем сверху.

 - У Антона появился вопрос. Прочтите его, может у вас он тоже возник?

 - А кто может ответить на вопрос Антона.

Ответы детей

 - Кто?

 - Что?

Дети делают выводы:

Слова-названия, которые отвечают на вопрос кто? Называют людей и животных.

Слова-названия, которые называют предметы, отвечают на вопрос что?

Чтение правила.

Регулятивные – планирование, прогнозирование, познавательные – моделирование, построение логической цепи рассуждений, доказательств, коммуникативные – сотрудничество в поиске и выборе информации.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Игра «Кто? Что?»

Учитель загадывает загадки.

Дети отгадывают и с помощью сигнальных карточек показывают на какой вопрос отвечает слово.

Регулятивные – контроль, оценка, коррекция, познавательные – умение структурировать знания, коммуникативные – оценка действий учащихся.

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Включение в систему знаний и повторение

 - Какими словами – отгадками можно дополнить столбики?

 - Запишите по два слова в каждый столбик самостоятельно.

Каждая группа получает разрезные карточки со словами. Распределить слова на группы по вопросам кто? Что?

Ответы детей.

Самостоятельная работа, с последующей проверкой на доске.

Групповая работа (8 групп по 4 человека)

Проверка:

Прочитайте слова отвечающие на вопрос кто? На вопрос что?

Регулятивные – умение ориентироваться в задании, проговаривать последовательность производимых действий, познавательные – умение принимать несложные решения, делать выводы, коллективно анализировать, коммуникативные – умение задавать вопросы, слушать мнение других.

Рефлексия

 - Кто напомнит, над какой темой урока работали?

Решили поставленные задачи?

Мы узнали….., мы научились………

 - Мне понравилась ваша      работа на уроке. Вы молодцы!

 - И вы оцените свою работу. Поднимите зелёный смайлик, если всё понравилось и было понятно, жёлтый – ни всё понравилось и ни всё было понятно, красный – было трудно и непонятно.

 - Расскажите дома о том какую тайну русского языка мы с вами сегодня на уроке открыли.

 - Слова – названия, которые отвечают на вопросы кто? и что?

Подводят итоги.

Коммуникативные – умение выражать свои мысли, познавательные – рефлексия, личностные – смыслообразование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе на тему «Слова-названия предметов разного рода » на основе принципов системно -деятельностного подхода

№Ф.И.О.Должность, место работыРайонТемаПримерные срокиФорма участия1Клишева Татьяна ВикторовнаУчитель начальных классов,МБОУ «Фёдоровская средняя общеобразовательная школа имени Е.Г. Тутаева»Кайбицкий...

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Конспект урока русского языка на тему «Слова-названия предметов разного рода» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)

Цель деятельности учителя:обобщение и систематизация знаний и умений определять род имен существительных.Планируемые результаты:Предметные:знать рода имен существительных, какие окончания они имеют;ум...

Конспект урока по русскому языку по теме: "Слова - названия предметов разного рода"

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о родах; формирование умения выделять окончания слов-названий предметов разного рода; развитие речи, коммуникативных навыков, орфографической зоркости; во...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание разделительного ь в прилагательных, отвечающих на вопрос чей?" (УМК "ПНШ", 4 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для формирования правописания разделительного «ь» в прилагательных, отвечающих на вопрос: чей?Задачи ур...