Конспект урока "Написание существительных с суффиксом -ищ-" (3 класс, УМК "Перспективная начальная школа")
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Сметанина Екатерина Илдусовна

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по русскому языку на тему: "Написание существительных с суффиксом -ищ-" Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Перспективная начальная школа".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Класс: 3

Тема урока: Написание существительных с суффиксом -ищ-

Цели урока: познакомить учащихся с суффиксом -ищ- имен существительных; способствовать развитию речи учащихся; закреплять умение определять род и начальную форму имен существительных; учить работать с разными источниками информации

Планируемые результаты:

  • Предметные

- наблюдать и самостоятельно делать простые выводы;

- выполнять задание по аналогии;

- работать с информацией, представленной в табличной форме;

- иллюстрировать обнаруженные закономерности примерами из упражнений.

  • Личностные

- сопоставлять собственную оценку своей деятельности с ее оценкой товарищами,  учителем организовать самооценивание и взаимооценивание учащимися работы на уроке,

- формирование ученической компетентности, стремление к получению новых знаний.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: 

- для   учителя: Русский язык: 3кл.: методическое пособие по учебнику Н.А.Чураковой/. Учитель, 2012.- С.166 - 2167; Русский язык: 3кл.: Учебник:  2 ч./ М.Л. Каленчук.: Академкнига/ Учебник, 2013.-Ч.2;  презентация к уроку.

- для учащихся: учебник, рабочая тетрадь

Этап урока

Методы,

приемы

Хронометраж

Содержание урока

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивационный

Практический: словарный диктант

Словесный: наблюдение над языковым материалом

Словесный: определение темы и целей урока

5 мин.

- Сегодня мы с вами начнем урок со словарного диктанта. Сосредоточьтесь, будьте очень внимательны.

- На листочке в левом углу напишите ФИ. По середине: Словарный диктант.

Аллея, багаж, вокзал, животное, завтрак, космонавт, Кремль, помидор, однажды, рассказ, троллейбус, февраль, килограмм, победа, чувство, ванна, терраса.

- Ещё раз диктую слова, проверьте, пожалуйста.

- Передаем листочки.

- Посмотрите на доску. Прочитайте слова:

Травища                       Медведище

Тетрадища                   Холодище

Силища                         Комарище

Ямища                           Голосище

Ручища                         Туманище

Ножища                        Ножище

- Что необычного вы заметили в этих словах?

- Что общего вы заметили?

- В чем различие?

- Обратите внимание на состав слова.

- Почему в первом столбике окончания у всех слов –а, а во втором –е?

- Давайте обратим внимание на последнюю пару слов. Как поступим в данной ситуации?

- Ребята, оказывается Миша тоже заинтересовался этим вопросом: почему одни слова оканчиваются на –а, а другие на –е?

- Предположите, как звучит тема нашего урока?

- Какие поставим цели?

Писать правильно слова

Читать слова

Систематизировать знания

Формулировать тему и цели урока

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

2.Постановка учебной задачи

Практический: наблюдение над языковым материалом

Практический: выполнение упражнения с грамматическим заданием

Словесный: работа с правилом

25 мин.

- Давайте обратимся к страницам учебника и узнаем, в чем же секрет правильного написания этих слов. Страница 79-80.

- Прочитайте задание к упражнении 90.

- Что нужно сделать?

- Работаем со словарем, страница 165, объясняем, от каких слов образованны все слова в столбике по образцу.

- Какой можно сделать вывод?

- Следующее упражнение 91.

- Какое там задание? Работаем по цепочке.

- Сколько слов вы нашли среднего рода?

- Давайте сделаем вывод

- Как правильно нужно сказать, огромная ручища или огромный ручище?

- Давайте узнаем об этом в учебнике.

- Предположите, какое правило у нас получится?

- Летучая мышь приготовила новое правило, давайте с ним познакомимся и узнаем, верны ли наши предположения.

- Совпало ли наше предположение в выводом Летучей мыши?

- В каком случае пишется –ища?

- А в каком –ище?

- Объясните, от чего это зависит?

Работать со словарем

Работать с правилом

Выполнять упражнение с грамматическим заданием.

Работать с правилом

Анализировать правило

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правила сотрудничества.

3.Дин. пауза

2 мин.

Выполнение движений под видеофрагмент

4.Решение частных задач

Практический: выполнение упражнения с грамматическим заданием

Практический: выполнение упражнения с грамматическим заданием

10 мин.

- Сейчас мы буде работать с шуточным текстом «Былина».

- Упражнение 92, прочитай текст.

- Работать будем вместе, один ученик объясняет у доски, остальные работают в тетрадях и записывают слова.

- Найдите в тексте к каждому слову на цветном фоне родственное слово.

- Запишите эти слова парами.

- В чём разница значений слов в этих парах?

- Какая часть слова делает их значения разными?

- Выпиши все слова с пропущенными буквами в столбик.

- Справа от каждого слова напиши слово, от основы которого оно образовано. В скобках укажи род исходного слова.

- Разбери по составу все слова, выделенные цветом.

- Вы когда-нибудь слышали такой фразеологизм: после дождичка в четверг?

- А кто может объяснить его значение?

- Давайте ваши предположения сверим с учебником.

- Совпало ли наше предположение с выводом учебника?

- упр. 93 с.82-83.

- Но сначала прочитаем стихотворение.

- Выпиши все выделенные слова столбиком в начальной форме.

- Рядом с каждым словом напиши слово, от основы которого оно образовано.

- В скобках напиши род исходного слова.

- Кто первый закончит выполнять задание, объяснит результат.

- Какой вывод можно сделать исходя из этого правила?

- Чему научило нас это упражнение?

Выполнять упражнение с грамматическим заданием.

Закреплять полученные знания

Выполнять упражнение письменно

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Оценивать уровень владения тем или иным действием.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать

5.Итоги урока. Рефлексия

Словесный: беседа, подведение итогов

3 мин.

- Домашнее задание: П.т. с.43-44 упр. 45, 46

- Какие цели поставили на урок? Добились их?

- Какие правила запомнили?

- Какая особенность суффикса –ищ?

- От чего зависит написание окончания существительного с этим суффиксом?

- На полях поставьте предполагаемую оценку за работу на уроке.

Подводить итоги урока.

Оценивать свою деятельность на уроке.

Осуществлять итоговый контроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 3 классе УМК «Начальная школа ХХІ века»Тема урока: Правописание приставки С-

Цели урока:     Знакомство с правилом написания приставки с-;     Развитие умения грамотно писать слова с приставкой с- и ранее изученными приставками...

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе (УМК "Начальная школа 21 века") по теме: "Наша страна-Россия".

Урок проводится в 1 классе, во 2 четверти. Содержание урока наполнено информацией о государственных символах России....

Конспект урока окружающего мира "Разнообразие животных", 3 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Конспект урока окружающего мира "Разнообразие животных", 3 класс, УМК "Начальная школа 21 века"...

Конспект и презентация урока русского языка 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" Тема: "Антонимы"

Урок-исследование по теме :"Антонимы" 2 класс,УМК "Начальная школа 21 века" с презентацией...

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе (УМК "Начальная школа 21 века")

Представленный материал - план-конспект урока по окружающему миру во 2 классе (УМК "Начальная школа 21 века"). Тема -  "Правильное питание – залог здоровья". Урок систематизирует знания детей о з...

Проверочная работа по теме "Падежи имён существительных" по русскому языку 3 класс умк "Начальная школа 21 века"

1.Спиши текст. В каждом предложение подчеркни основу. Над существительным укажи, в каком падеже оно употреблено.2.Впиши подходящие по смыслу предлоги, укажи падеж существительных.3.Определи у существи...