Рабочая программа Русский язык 3 класс Школа 2100
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Шакобасова Мунира Раисьевна

Рабочая программа Русский язык 3 класс Школа 2100

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk._shakobasova.docx161.1 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

на заседании методического

объединения учителей

начальных классов

Протокол №

от «     »________  2016 г.

Руководитель МО

_________________

М. П. Абрамова

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ

 «СОШ с.Тёпловка»

___________

/И.В.Сосновцева/

«___»_____________2016 г.

«Утверждаю»

Руководитель

МОУ «СОШ с.Тёпловка»

______________

/А.Н.Новосардова/

Приказ № ______

от «____»___________2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку для 3 класса

(составлена   в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  примерной программы начального  общего образования и

авторской программы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной «Русский язык» Образовательная система «Школа 2100».)

             Составитель: учитель начальных классов

МОУ «СОШ с. Тёпловка Новобурасского района

Саратовской области»

Шакобасова Мунира Раисьевна

                                                                                                                                                                              Рассмотрено на заседании

                                                                                                                                                                              педагогического совета

                                                                                                                                                                              протокол № ______

                                                                                                                                                                              от «___» __________2013 г.

2016 – 2017 уч. год

Структура рабочей программы (разделы)

  1. Пояснительная записка.
  2. Общая характеристика учебного предмета.
  3. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
  4. Содержание учебного предмета.
  5. Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения по предмету.
  6. Тематическое планирование.
  7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

  1. Пояснительная записка.

Рабочая учебная программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ от 06.2009 года №373), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания, Примерных  программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Часть 1. – М.: Просвещение, 2010 – 400с. – (Стандарты второго поколения), авторской программы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной «Русский язык» (Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Начальная школа./ Под научной редакцией Д.И.Фельдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2011.

Актуальность изучения данного курса

          Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать носителем языка. Ведущим направлением учебной деятельности является овладение письменной речью, культурой письменного общения, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания.

          Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума гуманитарного образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения.

            Данная  рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по темам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

           Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык»,а именно:

- формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке

(познавательная цель);

- формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;

3) формирование у детей чувства языка;

4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке. 

                                               Учебно-тематическое планирование

Предмет: «Русский язык»

Класс – 3

Учитель – Шакобасова М. Р.

Всего часов – 170

В неделю – 5

  Недель в год – 34

  В том числе:

- плановых контрольных работ-12

- написание диктантов – 11

- контрольные списывания- 3

- написание творческих работ-3

- написание сочинений – 3

- написание сочинений – 5

- написание изложений – 2

- написание свободных диктантов – 6

Количества резерва – 10

Тематический план учебной дисциплины составлен в соответствии с новым государственным стандартом начального общего образования (Сборник нормативных документов. Начальная школа/сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – Москва: Дрофа, 2006г,

на основе  авторской учебной программы: Бунеев Р. Н., Бунеева О. В., Пронина О. В. Русский язык, 2004,

соответствует целям и задачам образовательной программы МОУ «СОШ с. Тёпловка».

Рекомендовано Министерством образования и  науки РФ.

   

    Для реализации программного содержания курса русского языка используются следующие учебники и учебные пособия:

1. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Русский язык. 3 класс. – М.: Баласс, 2012.

2. Комиссарова Л. Ю. Дидактический материал по русскому языку. 3 класс. – М.: Баласс, 2012.

3. Бунеева Е. В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс: варианты 1, 2. – М.: Баласс, 2012.

5. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Фролова Л. А. Орфографическая тетрадь. Слова с непроверяемыми написаниями. 3 класс. – М.: Баласс, 2012.

6. Наглядные пособия.

7. Е.В. Бунеева, Л. Ю. Комиссарова, М. А. Яковлева Методические рекомендации для учителя. Русский язык 3 класс.- М.: Баласс, 2012.

8. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В.,Слова с непроверяемыми написаниями. Пособие  к учебнику «Русский язык». 3 класс. – М.: Баласс, 2012.

  1. Общая характеристика учебного предмета.

    В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета. Линии, общие с курсом литературного чтения:

1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (первичные навыки работы с информацией);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Русский язык»:

4) приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;

5) дальнейшее овладение родным языком;

6) овладение орфографией и пунктуацией;

7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

8) развитие чувства языка.

  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

 Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Отличие данной программы от других действующих в традиционной системе обучения и развивающих системах заключается в том, что:

1. Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс: овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение систематических знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.

2. Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звукобуквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.

3. Введено понятие «орфограмма», названы опознавательные признаки орфограмм.

4. Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами, которое вызывает у детей живой интерес.

5. Состав слова и лексика – «сквозные темы» всего курса.

6. Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объем изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.

7. Изучение языкового материала мотивировано его значимостью для успешного общения.

8. Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приемов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.

В авторскую программу изменения не внесены.

  1. Содержание учебного предмета.

3  класс

170 ч (5 часов в неделю)

Содержание работы над разделами «Предложение» и «Текст»

В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст».

В 3-м классе расширяется понятие о предложении: дети знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях; с логическим ударением и его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания, т.е. практически осваивают понятие о связи слов в предложении. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). Дети учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их роль в речи.

Дети знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью союзов (и, а, но) или без помощи союзов. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами. Внимание детей обращается на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению.

Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения ставить запятую между частями сложного предложения.

В течение всего учебного года продолжается развитие читательских умений детей на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие абзаца как смысловой части текста.

Раздел «Слово». Содержание работы

Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».

Слово рассматривается с четырех точек зрения:

1) с точки зрения его звукового состава и обозначения звуков буквами;

2) с точки зрения морфемного состава и словообразования;

3) грамматического значения;

4) с точки зрения его лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.

В 3-м классе продолжается развитие умений писать слова с ь и ъ разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных. Дети учатся переносить слова с ь и ъ. Изучается правописание слов с удвоенной согласной в корне типа ссора, аллея, жужжит и правило их переноса.

Отрабатывается умение писать слова с проверяемой и непроверяемой безударной гласной в корне (на материале трехсложных слов – с двумя безударными гласными в корне или в словах с приставками), а также проверяемыми согласными в корне, с удвоенной согласной на стыке приставки и корня типа рассказ, рассвет. Дети учатся пользоваться двумя способами проверки: подбором однокоренных слов и изменением формы слова.

Заучиваются группы слов с непроверяемыми написаниями. Развивается умение пользоваться орфографическим словарем.

Вводится новая орфограмма–обозначение буквой на письме непроизносимого согласного звука в корне слова. Параллельно заучиваются слова, в которых нет непроизносимых согласных, типа вкусный, чудесный.

Основные направления работы по развитию речи:

1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.

2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов.

3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной художественной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.

4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.

Обучение по данной программе предполагает одновременную работу с детьми по курсу «Детская риторика». Этот курс имеет целью обучение умелому, успешному, эффективному общению и носит сугубо практический характер: центральное место в нем занимают коммуникативные умения.

  1. Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения по предмету.

3-й класс

Личностными результатами изучения  предмета «Русский  язык»

являются следующие умения и качества:

–  эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)

свои эмоции;

–  эмпатия –  умение  осознавать  и  определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

–  чувство прекрасного –  умение чувствовать красоту и выразительность речи,  стремиться к  совершенствованию собственной речи;

– любовь  и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме  общения;

– интерес к изучению языка;

– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Средством достижения  этих  результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения  курса  «Русский  язык»

является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей  работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных  УУД служат технология продуктивного чтения и  технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

–  вычитывать все  виды   текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;


– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

–   извлекать   информацию,  представленную в  разных  формах

(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои  мысли в устной и письменной форме  с учётом речевой ситуации;

– адекватно использовать речевые средства для  решения различных  коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической  формами речи;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную  точку зрения, быть  готовым корректировать свою точку зрения;

–  договариваться и  приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

Предметными результатами изучения  курса  «Русский  язык»

является сформированность следующих умений:

3-й класс

– воспринимать на слух  тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;

– производить звуко-буквенный анализ доступных слов;

– видеть в словах изученные орфограммы по их  опознавательным признакам (без  введения этого  понятия), правильно писать слова  с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв  гласных и согласных в корне; писать слова  с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова  с соединительной буквой о и е; частицу не  с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия  выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

–  правильно  списывать слова, предложения,  текст,  проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова  с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;

– находить в слове  окончание и основу, составлять предложения из  слов  в начальной форме  (ставить слова  в нужную форму).

 - образовывать слова  с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том  числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;

 ь   – распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих  частей речи  в объёме программы;

– определять вид  предложения по цели высказывания и интона- ции,  правильно  произносить  предложения  с  восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;

–  разбирать предложения  по  членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к  второстепенным членам, опреде- лять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять  из   предложения  сочетания  слов,  связанных  между собой;

– видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с  однородными членами  (без  союзов,  c  одиночным союзом  и);

– составлять предложения с однородными членами, употреблять

их в речи;

– осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;

–  читать художественные тексты учебника, осмысливая их  до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст  на  части  с  опорой  на  абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;

– читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество   частей, задавать вопрос   к каждой части, составлять  план, пересказывать по плану);

–  письменно пересказывать  текст (писать подробное изложение доступного текста).

Учащиеся должны осмысленно относиться к  изучению родного языка, сознательно наблюдать за  своей  речью,  стремиться к  употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов,  к совершенствованию своей речи.


                                                                                              6.  Тематическое планирование.

п/п

Календарные сроки

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

1

план.

факт.

Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Что мы знаем о слове

1

3.09

3.09

Повторение

1.

10

Знакомиться с  новым учебником, вычитывать информацию из иллюстраций, с обложки, из оглавления; прогнозировать содержание и виды работы по учебнику.

Называть отличительные признаки слова, предложения, текста.

Отличать текст от  набора предложений, записанных как текст.

Составлять устный рассказ «Что  я знаю  о тексте»; сопоставлять содержание своего  рассказа и рассказов одноклассников.

Классифицировать изученные орфограммы (бук- венные –  небуквенные; буквы гласных,  буквы согласных, буквы ъ и ь).

Находить  в   словах  изученные  орфограммы, составлять и писать самодиктанты. Группировать слова с изученными орфограммами. Графически    обозначать   выбор     написания, писать графические диктанты.

Находить и исправлять орфографические ошибки, работать по алгоритму.

2–3

4.09-5.09

4.09-5.09

Что мы знаем о тексте

2

4

6.09

6.09

Что мы знаем о слове, предложении, тексте

1

5

9.09

9.09

По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами

1

6–7

10.09-11.09

10.09-11.09

Повторяем изученные орфограммы, их графическое обозначение

2

8

12.09

Развитие умения писать слова  с изученными орфограммами, гра- фически обозначать орфограммы

1

9

13.09

Развитие умения писать заглавную букву в словах. Проверочное списывание

1

10

16.09

Правописание большой буквы в словах. Повторение алфавита

1

11

17.09

Контрольный диктант № 1

1

Слово

116

Находить  корень в  группе однокоренных слов, аргументировать правильность выбора. Обнаруживать чередующиеся согласные звуки в корне однокоренных слов, выделять эти корни. Составлять связный текст из  деформированных предложений.

2. Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне

3

12

18.09

Повторение  понятий  «корень  слова»,  «однокоренные  слова». Понятие о чередовании согласных звуков в корне

1

13

19.09

Однокоренные слова   с  чередующимися согласными звуками  в корне

1

14

план.

факт.

Р/р Творческая работа. Составление связного текста из деформированных предложений

1

20.09

3. Правописание проверяемых букв согласных в корне слова

4

Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать  несоответствие произношения и написания.

Участвовать в  «открытии» и  формулировании орфографических  правил,  работать в  группе (паре), представлять  результат работы в  виде текста, схемы, опорных сигналов.

Находить в словах изученные орфограммы по их  опознавательным признакам,  правильно писать  слова,  графически  объяснять выбор написаний, находить и  исправлять орфографические ошибки.

Осознавать, что удвоенная буква согласного обозначает один   долгий звук,  отражать это  при фонетическом разборе слова.

Формулировать обобщённое правило правописания  букв,  обозначающих согласные звуки  на конце и в середине слова.

Писать сочинение по опорным словам с изученными орфограммами.

Писать свободный диктант после  предварительной подготовки.

15

23.09

Правописание  проверяемых   букв    согласных  в   корне  слова

(в конце и в середине слова)

1

16

24.09

Правописание проверяемых букв  согласных в корне слова

1

17

25.09

Развитие умения видеть изученную орфограмму в слове, правиль- но писать слова  и графически обозначать орфограмму

1

18

26.09

Проверочная работа № 1

1

4. Удвоенные буквы согласных в корне слова

5

19

27.09

Понятие об удвоенных буквах согласных

1

20–22

30.09-1.10

Правописание слов с удвоенными буквами согласных в корне. Р/р Творческая работа

3

23

2.10

Повторение. Проверочная работа № 2

1

5. Непроизносимые согласные в корне слова

9

24

Наблюдение за  словами с непроизносимым согласным звуком в корне

1

25

Правило  правописания  букв,  обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова

1

26

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Р/р Творческая работа (сочинение по опорным словам)

1

27

Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука

1

28

Формулирование обобщённого правила  правописания  проверя- емых букв  согласных в корне слова

1

29

Повторение. Проверочная работа № 3

1

30

Правописание проверяемых букв  согласных в корне слова

1


31

Контрольный диктант № 2

1

Находить в предложении (тексте) сложные слова путём выделения двух  корней и соединительной буквы о (е).

Осознавать лексическое значение сложного слова, которое складывается  из  значения  двух корней.

Использовать в речи  и правильно писать слож- ные   слова   разных  тематических  групп,  в  том числе характеризующих человека (внешность, характер).

32

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

6. Безударные гласные  в корне слова

7

33

Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор про- верочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне

1

34

Развитие умения видеть в словах орфограммы – буквы безудар- ных  гласных.

1

35–36

Упражнения в написании слов  с буквами безударных гласных в корне. Р/р Свободный диктант

2

37

Повторение. Проверочная работа № 4

1

38

Р/р Сочинение по опорным словам

1

39

Контрольный диктант № 3

1

7. Сложные слова и их правописание

6

40

Знакомство с понятием «сложные слова»

1

41

Соединительные буквы о и е в сложных словах

1

42

Образование сложных слов

1

43

Сложные слова  – имена существительные и имена прилагатель- ные, их использование в речи  для  характеристики людей

1

44

Употребление в речи  и правописание сложных слов. Р/р Свободный диктант

1

45

Повторение. Проверочная работа № 5

1

Приставка

8. Части слова.

1

Находить в словах корень, суффиксы, приставки, различать омонимичные приставки и предлоги. Мотивировать слитное – раздельное написание (по- – это приставка, так  как ... поэтому пишется слитно; по  –  это  предлог, так   как  ...  поэтому пишется раздельно; это орфограмма-пробел).

46

Приставка, её роль в слове  (повторение). Различение приставок и предлогов (повторение). Развитие умения находить в  словах при- ставки

1

9. Безударные гласные  в приставках

3

47–48

Правописание букв  безударных гласных в приставках

2


49

Приставки про-  и пра-, по- и па-, их правописание

1

Различать приставки по- и па-, про- и пра-. Различать и правильно писать слова  с удвоен- ной  буквой согласного в корне и  на  стыке при- ставки и корня.

Анализировать состав  слова, осознанно выбирать  разделительный ъ или  ь, исходя из состава слова  и фонетических опознавательных признаков.

Выделять в слове  окончание и основу, действовать  по алгоритму.

Систематизировать знания  о  составе слова   в виде схемы, таблицы.

Участвовать в открытии нового  знания о составе слова, работать в группе, участвовать в учеб- ном диалоге, сотрудничать с одноклассниками.

10. Удвоенные буквы согласных на стыке приставки   и корня

2

50

Почему появляется удвоенная буква согласного на стыке пристав- ки и корня

1

51

Различение и правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня

1

11.  Разделительные ъ и ь

5

52

Звук [й] и его обозначение на письме. Правила правописания раз- делительного ъ и ь

1

53

Правописание слов с разделительными ъ и ь

1

54

Повторение. Проверочная работа № 6

1

55

Упражнения в правописании слов с разделительными ь и ъ.

Р/р Свободный диктант

1

56

Контрольный диктант № 4

1

12. Части слова. Окончание и основа

2

57

Понятие об окончании и основе слова

1

58

Развитие умения находить в слове окончание

1

13. Основа слова и окончание

2

59

Как найти в слове основу

1

60

Развитие умения находить в слове окончание и основу

1

14. Части слова. Суффикс

14. Части слова.

2

61

Суффикс и его роль  в слове

1

62

Развитие умения находить в слове суффикс. Обобщение и систематизация знаний о частях слова

1

15. Разбор слова по составу

4

63

Составление слов по схемам. Порядок разбора слова  по составу

1


64

Контрольное списывание

1

65

Упражнения в разборе слов по составу

1

66

Повторение. Проверочная работа № 7

1

16. Части речи в русском языке

1

Выделять  в  предложении самостоятельные и служебные части речи.

Составлять в группе обобщённую схему «Части речи»,  сопоставлять свой  вариант с  вариантом учебника.

Открывать, участвуя в проблемном диалоге, при- знаки имени существительного как части речи. Определять  грамматические   признаки   имён существительных.

Определять начальную форму имени существительного.

Наблюдать за  использованием имён  существительных в речи.

Анализировать текст с преимущественным употреблением имён существительных. Употреблять имена существительные в речи: выполнять творческую работу –  составление текста-описания  с помощью имён  существительных. (П) Анализировать  имена существительные: называть  их  грамматические признаки в определён- ной  последовательности (выполнять морфологический разбор).

Образовывать с помощью суффиксов и употреблять в речи имена существительные (с уменьшительно- ласкательным значением и др.), осознавать значимость  использования таких слов  для  успешного общения.

Разбирать имена существительные по  составу, соотносить слово со схемой.

67

Части речи  в русском языке

1

17. Имя существительное как часть речи

2

68

Определение имени существительного

1

69

Роль  имён   существительных  в  речи.  Р/р  Творческая  работа:

составление текста

1

18. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

3

70

Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существи- тельных

1

71

Имена существительные в речи

1

72

Урок-обобщение. Что мы знаем об именах существительных

1

19. Род имён существительных

3

73

Имена существительные мужского, женского и среднего рода

1

74

Род – постоянный признак имён  существительных

1

75

Окончания имён  существительных мужского, женского и средне- го рода

1

20. Число имён существительных

4

76

Изменение имён  существительных по числам

1

77

Образование множественного числа имён  существительных

1

78

Окончания имён  существительных в единственном и во множе- ственном числе

1

79

Разбор имени существительного как части речи

1


21. Словообразование имён существительных

8

Продуцировать связное высказывание на  грамматическую тему  («Что  я знаю  об именах существительных»,  «Опираясь  на  знания об  именах существительных, я умею...»).

Письменно  пересказывать  текст-повествование с  элементами  описания  (писать  обучающее по- дробное  изложение текста).

Сочинять сказку,  используя  имена  существительные с различными суффиксами.

80

Образование  имён   существительных  с   уменьшительно-ласка- тельным значением

1

81

Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке

1

82

Образование имён  существительных от основ существительных и глаголов

1

83

Р/р Сочинение сказки с использованием имён  существительных с различными суффиксами

1

84

Разбор имён  существительных по составу

1

85

Р/р Обучающее изложение «Мурлыка»

1

86

Употребление имён  существительных в речи

1

87

Повторение. Проверочная работа № 8

1

22. Местоимение как часть речи

6

Отличать  местоимения от  слов  других частей речи.

Заменять в тексте местоимения именами существительными и наоборот (элементы редактиро- вания).

Писать предлоги с местоимениями раздельно. Осознавать роль  личных местоимений в речи. Продуцировать текст с  использованием  место- имений (сочинение «О себе»).

88

Понятие о местоимении. Личные местоимения

1

89

Местоимения 1,  2,  3-го  лица.  Правописание предлогов с  место- имениями

1

90

Разбор местоимения как части речи

1

91

Роль личных местоимений в речи. Р/р Обучающее сочинение «О себе»

1

92

Закрепление знаний о местоимении. Р/р Свободный диктант «Паучок»

1

93

Повторение. Проверочная работа № 9

1

23. Имя прилагательное как часть речи

4

Группировать слова  по частям речи.

Находить  в  тексте  имена  прилагательные  по вопросу.

94

Определение имени прилагательного

1

95

Роль имён  прилагательных в речи. Связь имён  прилагательных с именами существительными

1

96

Роль имён  прилагательных в речи

1

Наблюдать за ролью имён прилагательных в речи. Анализировать текст с преимущественным употреблением имён  прилагательных. (П) Различать  текст-повествование  и  текстописание.  (П)

Выделять   в    предложении   словосочетания прил. +  сущ., ставить вопрос  от имени суще- ствительного к имени прилагательному. Называть  признаки  имени  прилагательного (морфологический разбор).

Продуцировать текст-описание по опорным словам.

Подбирать антоним к данному имени прилагательному. (П)

Проверять  написание  безударного  окончания имени прилагательного с помощью вопроса. Разбирать по составу имена прилагательные.

97

Разбор имени прилагательного как части речи

1

24. Правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных

4

98

Окончания имён  прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе

1

99

Как проверить правописание букв  безударных гласных в оконча- ниях имён  прилагательных

1

100

Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён  прилагательных. Знакомство с антонимами

1

101

Закрепление правописания слов с изученными орфограммами

1

25. Разбор имён прилагательных по составу

4

102

Словообразование имён  прилагательных. Р/р Сочинение по опор- ным  сочетаниям слов

1

103

Проверочная работа № 10

1

104

Разбор имён  прилагательных по составу

1

105

Контрольный диктант № 5

1

26. Разбор имён прилагательных по составу

часть речи

26. Глагол как

4

Наблюдать за ролью  глаголов в речи. Анализировать текст с преимущественным употреблением глаголов. (П)

Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые  знания о грамматических признаках глаголов.

Выделять  начальную  (неопределённую) форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную.

Образовывать и употреблять в речи  глаголы в различных формах времени.

Выделять суффикс -л- в форме  прошедшего времени  глагола.

106

Определение глагола как части речи

1

107

Изменение глаголов по временам

1

108

Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам

1

109

Изменение глаголов по числам

1

27. Правописание частицы не с глаголами

2

110

Употребление частицы  не  с  глаголами.  Правило правописания частицы не с глаголами

1

111

Развитие умения писать частицу не с глаголами. Р/р Свободный диктант

1

28. Неопределённая форма глагола

7

Определять изученные грамматические признаки глагола.

Накапливать опыт  употребления в речи  различных  глагольных форм.

Совместно составлять алгоритм разбора глагола как части речи.

112

Понятие о неопределённой форме  глагола

1

113

Р/р Контрольное изложение

1

114

Неопределённая форма глагола.  Правописание ь в глаголах не- определённой формы

1

115

Контрольный диктант № 6

1

116

Образование форм  времени от неопределённой формы глагола

1

117

Разбор глагола как части речи

1

118

Повторение. Проверочная работа № 11

1

29. Наречие как часть речи

2

119–120

Понятие о наречии как части речи

2

121–127

Резервные уроки по  разделу «Слово»,  планируются по  усмотре- нию учителя

7

Предложение

25

Различать виды  предложений по цели высказы- вания.

Произносить с соответствующей интонацией предложения повествовательные, вопроситель- ные, побудительные; восклицательные и  невос- клицательные.

Накапливать опыт  постановки логического уда- рения.

Различать  слово, словосочетание и  предложение.

Находить в предложении грамматическую основу, обозначать её графически.

Различать грамматическую основу  и  второстепенные члены предложения.

Устанавливать грамматические связи в словосочетании с помощью вопросов.

30. Виды предложений по цели высказывания и интонации

3

128

Виды  предложений по цели высказывания

1

129

Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение

1

130

Восклицательные и невосклицательные предложения

1

31. Главные и второстепенные члены предложения

6

131

Грамматическая основа  предложения. Подлежащее и сказуемое

1

132

Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое

1

133

Понятие о второстепенных членах предложения

1

134

Составление схем предложений и предложений по схемам

1

135

Предложения распространённые и нераспространённые

1

136

Разбор предложений

1

32. Предложения с однородными членами

7

Разделять непунктированный текст на  предло- жения.

Совместо  обсуждать порядок действий при  син- таксическом   разборе  простого  предложения. Использовать   этот     порядок   при     разборе. Оценивать правильность работы. Распространять и  сокращать предложение  до основы, сравнивать смысл.

Находить однородные члены в простом предло- жении с двумя главными членами.

Объяснять постановку знаков препинания. Конструировать  предложения  с  однородными членами.

Накапливать  опыт    нахождения  в   тексте  и использования в речи  таких предложений. Наблюдать за  ролью   разделительного знака – запятой в предложении с однородными членами. Различать простое и сложное предложения (одна грамматическая  основа   –  две  грамматические основы). (П)

Накапливать опыт  постановки запятой и  упо- требления в речи  сложных предложений из двух частей с бессоюзной связью. (П) Конструировать   сложные   предложения   (по схеме, по данному началу). (П)

Совместно составлять алгоритм синтаксическо- го разбора сложного предложения, действовать по алгоритму, проверять себя.  (П)

137

Однородные подлежащие и сказуемые

1

138

Упражнение в нахождении однородных членов предложения и их графическом обозначении

1

139

Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами

1

140

Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородны- ми членами

1

141

Главные  и  второстепенные  однородные  члены  предложения. Определение однородных членов предложения

1

142

Запятая в предложениях с однородными членами (урок-практикум)

1

143

Повторение изученного. Р/р Свободный диктант

1

33. Простые и сложные предложения

6

144

Понятие о простом и сложном предложении

1

145

Запятая в сложном предложении без союзов. Схема  сложного предложения

1

146

Развитие умения различать сложные предложения и простые пред- ложения с однородными членами и ставить в них запятые

1

147

Запятая в  простом предложении  с  однородными членами  и  в сложном предложении.  Р/р Свободный диктант

1

148

Разбор простого и сложного предложений

1

149

Повторение. Проверочная работа № 12

1

150–152

Резервные  уроки  по  разделу  «Предложение»,  планируются  по усмотрению учителя

3

34. Повторение

5

Систематизировать изученный материал по мор- фологии, составу слова, орфографии, синтаксису и пунктуации. Представить его в виде схем, таблиц.

153

Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи. Контрольное списывание

1

154

Повторение изученных орфограмм и состава слова

1

Продуцировать устное  сообщение на грамматиче- скую тему по изученному материалу.

155–157

Итоговый контроль

3

158–170

Резервные уроки, планируются по усмотрению учителя

13

Итого: 170 ч.


                                                            7.   Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

                                                                                 Список литературы.

Основная:

1. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Русский язык. 3 класс. – М.: Баласс, 2012.

2. Комиссарова Л. Ю. Дидактический материал по русскому языку. 3 класс. – М.: Баласс, 2012.

3. Бунеева Е. В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс: варианты 1, 2. – М.: Баласс, 2012.

Дополнительная:

1. Е.В. Бунеева, Л. Ю. Комиссарова, М. А. Яковлева Методические рекомендации для учителя. Русский язык 3 класс.- М.: Баласс, 2012.

 2. «Учитель года Москвы – 2002». Конспекты уроков в начальной школе. – М.: Издательство «Ювента», 2002

3.Правила и упражнения по русскому языку.: Учеб. Пособие /Сост. Н.Н. Сусакова; Под ред. И.О. Родина, Т.М. Пименовой. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001

Список нормативно-правовых документов

  1. Закон РФ «Об образовании»

  1. Учебные программы для начальной школы в образовательной системе «Школа 2100» Москва: «Баласс», 2008г.

  1. Сборник нормативных документов. Начальная школа/сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев, - М.: Дрофа, 2006






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 1 класса ("Школа 2100")

Рабочая программа предназначена для учителя начальных классов, работающего по ФГОС второго поколения, Образовательная система "Школа 2100", данная программа включает все преподаваемые предметы....

Рабочая программа для 1 класса ("Школа 2100")

Рабочая программа составлена для 1 класса по всем предметам. Образовательная система "Школа 2100"...

Рабочая программа Математика. 1 класс."Школа 2100"

Программа по математике Демидова 4 часа в неделю...

Рабочая программа Математика 1 класс Школа 2100

Рабочая программа по предмету "Математика" 1 класс Школа 2100...

Рабочая программа для 2 класса ("Школа 2100")

Рабочая программа  содержит пояснительную записку, содержание программы, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, методическое обеспечение и тематическое пла...

рабочие программы 1-4 класс "Школа 2100"

рабочие программы 1-4 классы "Школа 2100"...

Рабочая программа для 3 класса "Школа 2100"

Рабочие программы по русскому языку, математике, окружающему миру, технологии, изо (все - с календарно-тематическим планированием)....