Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи. Признаки наречия"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Чуфенева Анастасия Юрьевна

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_jazyka_po_teme_narechie.doc253 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

4 класс, 2016 - 2017 учебный год

программа: «Школа России»

учитель: Чуфенёва Анастасия Юрьевна

Тема урока: «Наречие как часть речи. Признаки наречия».

Тир урока: изучение нового материала.

Цель урока: овладение обучающимися способом определения наречия среди других частей речи на основе его морфологических и грамматических признаков.

Задачи урока:

- Обучающая – создать содержательные и организационные условия для включения обучающихся в последовательное исследование наречия как часть речи на основе анализа, сравнения, классификации его морфологических и грамматических признаков.

- Развивающая – способствовать развитию у обучающихся способности к организации своей учебно-познавательной деятельности; коммуникативных качеств личности (умение работать в паре, вести учебный диалог, проводить самооценку).

- Воспитывающая – содействовать воспитанию сотрудничества, товарищеских отношений друг к другу при работе в парах.

Планируемые результаты

Предметные:

- находить наречие среди других частей речи;

- анализировать грамматические признаки наречия;

- определять роль наречий в предложении и тексте.

Метапредметные:

- выявлять затруднения, устанавливать причины их возникновения;

- понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

- составлять план действий по разрешению проблемной ситуации;

- ориентироваться в своей системе знаний и выборе способа решения учебной задачи;

- сотрудничать с товарищами, внимательно слушать друг друга.

- контролировать и оценивать свои действия в процессе коллективного обсуждения.

Личностные:

- адекватно реагировать на возникшие затруднения, находить выход из сложившейся ситуации;

- осознавать потребность в приобретении новых знаний, умений.

Ресурсы урока: мультимедийное оборудование, учебник, презентация, карточки, памятка «Алгоритм исследования части речи».

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Самоопределение к учебной деятельности

Цель этапа:  активизация внимания и готовности обучающихся к успешному усвоению учебного материала.

-  Добрый день ребята, меня зовут Анастасия Юрьевна. Сегодня мы все вместе будем исследовать тайны нашего родного, русского языка.

- Чтобы у нас все получилось нам с вами необходимо внимательно слушать и понимать друг друга, работать в сотрудничестве друг с другом.

- Нам пора приступать к исследованию. Желаю вам успешной и интересной работы. Пусть сегодняшний урок принесет вам радость общения друг с другом.

Приветствуют учителя.

Эмоциональный настрой к предстоящей деятельности.

Актуализация знаний. Выявление проблемной ситуации

Цель этапа: мотивирование обучающихся к изучению темы «Наречие как часть речи. Признаки наречия».  

- Открыли тетради, записали число.

- Ребята, какие части речи вы уже достаточно хорошо изучили и без труда сможете определить?

- На доске записаны слова. Прочитайте их.

Декабрь, вчера, тетрадь, русский, аккуратно, пенал, любить, лёгкий, рисовать, морозно, чудесный, смотреть.

- Какое задание вы могли предложить выполнить с данными словами?

- Распределите слова в 4 столбика.

 - С интересного вы заметили при выполнении задания? (С какими трудностями вы столкнулись?)

- Может быть, кто-то из вас знает, к какой части речи относятся эти слова? Попробуйте предположить.

- Почему так случилось? Задание я давала одно, а мнений – много.

Называют изученные части речи

Сгруппировать по частям речи. Работа в тетради.

     сущ.          прил.      глагол              ?

декабрь     русский     любить        вчера

тетрадь     лёгкий        рисовать     аккуратно

пенал         чудесный  смотреть     морозно

- Некоторые слова относятся к незнакомой части речи.

Высказывают предположение.

- Мы не знаем, какая это часть речи.

Целеполагание, формулирование темы

Цель этапа: привлечение обучающихся к определению цели предстоящей деятельности.

- Ребята, а кто-то сможет сформулировать тему урока? (Как вы думаете, над какой темой мы будем работать?)

- Какой проблемный вопрос вы хотели бы задать?

О чем хотели бы узнать?

- Какие учебные цели перед собой поставим?

- Мы будем исследовать новую часть речи.

- Как называется новая часть речи и ее особенности.

Осуществление поиска решения проблемы (открытие нового знания)

Цель этапа: поиск теоретического объяснения поставленного вопроса, в процессе практической учебно-исследовательской деятельности.

- Сегодня на уроке мы с вами проведем исследование новой части речи.

- Давайте вместе подумаем и спланируем, что необходимо узнать о новой части речи, чтобы решить возникшую перед нами проблему?

- Сегодня я вам предлагаю выполнить исследование, работая в паре со своим соседом по парте.

- Узнать о новой части речи нам поможет маршрут исследования новой части речи. Положите его перед собой.

Пора приступать к исследованию.

Исследование 1.

Начиная изучение новой части речи, прежде всего, необходимо указать ее общее грамматическое значение, т.е. что обозначает данная часть речи.

Ваша задача: узнать, к какой части речи чаще всего относится новая часть речи.

Проанализируйте предложения. Определите, с какой частью речи связана исследуемая часть речи? Какую часть речи поясняет? Покажите главное слово и зависимое.

Недавно выпал снег.

Холодно и голодно бывает птицам зимой.

- Какой вывод мы сформулируем.

Исследование 2.

- Исследуйте, на какие вопросы отвечает новая часть речи.

Ваша задача: выяснить, на какие вопросы отвечает новая часть речи.

Внимательно рассмотрите словосочетания, поставьте вопросы к выделенным словам и запишите их.

Весело шагают, приехал вчера, разглядел вдали, повернул налево, капает сверху.

- Какой вывод мы сформулируем.

Исследование 3.

В русском языке слова могут изменяться по падежам или по лицам, могут менять число, а некоторые род. А как же изменяется новая часть речи?

Ваша задача: узнать, изменяется ли новая часть речи или не изменяется.

Измените новую часть речи и запишите свой результат.

- измените по числам слово быстро

Роза распускается … .

Розы распускаются ….

- измените по лицам слово весело

Я играю …                  Мы играем …

Ты играешь …            Вы играете …

Он играет …               Они играют …

- измените новую часть речи по падежам словосочетание

И.п. прогулка пешком

Р.п.

Д.п

В.п.

Т.п.

П.п.

- измените по временам слово хорошо

Спортсмен бежал …

Спортсмен бежит …

Спортсмен побежит …

- измените по родам слово очень

… высокое здание

… высокая стена

… высокий дом

- Какой вывод мы сформулируем.

Исследование 4.

- Какова синтаксическая роль в предложении?

Ваша задача: определить, каким членом предложения является новая часть речи.

Выполните разбор предложения по членам предложения. Задайте вопрос к выделенным словам. Каким членом предложения является новая часть речи?

Мы гуляли долго и весело.

- Какой вывод мы сформулируем.

Исследование 5.

- Какова роль новой части речи в русском языке?

Ваша задача: обсудите роль новой части речи в русском языке. Для чего нужна она в речи?

Мы шли по опушке леса./ Мы медленно шли по опушке леса.

- Какой вывод мы сформулируем.

План исследования части речи.

1. Что обозначает?

2. На какие вопросы отвечает?

3. Изменяется или не изменяется?

4. Синтаксическая роль в предложении.

5. Какую работу в языке выполняет часть речи?

Работа с картой исследователя.

В предложении новая часть речи связана с глаголом (сказуемым).

Отвечает на вопросы: как?, когда?, где?, куда?, откуда?

Новая часть речи не изменяется.

В предложении новая часть речи является обстоятельством.

Конструирование нового знания

Цель этапа: обобщение содержания познавательной и практической деятельности обучающихся.

- Мы сегодня многое выяснили про новую часть речи. А вы можете сказать, что еще нам не известно?

 - Ребята, чтобы узнать название новой части речи, необходимо разгадать ребус.

 - Ребята, предлагаю вам проанализировать полученные в ходе исследования результаты и рассказать, что вы узнали о новой части речи - наречие?

- Поможет нам наш план исследования:

1. Что обозначает?

2. На какие вопросы отвечает?

3. Изменяется или не изменяется?

4. Синтаксическая роль в предложении.

5. Какую работу в языке выполняет часть речи?

- Мы не знаем ее название.

 

Наречие.

 

Наречие обозначает признак действия, отвечает на вопросы – как?, когда?, где?, куда?, откуда?, является в предложении обстоятельством

Включение нового знания в новых условиях

Цель этапа: использование знаний о наречии в практической деятельности.

- Закрепим полученные знания на практике.

Задание 1.

- Прочитайте. Выпишите из предложений только наречия.

Справа мелькали огни города.

Слева от дороги тянулись высокие скалы.

Луна изредка выглядывала из-за облаков.

Вскоре путники подошли к дому.

- Проверьте по образцу.

- Что помогло вам определить наречия?

Задание 2.

- Ребята, а можете ли вы назвать пять дней, не употребляя чисел и названий?

- Какая часть речи вам помогла это сделать?

- Запишите их в тетрадь.

Задание 3.

- Какая часть речи отвечает на эти вопросы? Запишите в столбик следующие вопросы.

Где?

Куда?

Откуда?

Когда?

Как?

- Вам необходимо распределить наречия по вопросам: завтра, вперед, направо, издалека, весело, напротив, изнутри, сбоку, назавтра, интересно.

Справа, слева, изредка, вскоре.

        

Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра

Наречие.

Где? напротив, сбоку

Куда? направо, вперед

Откуда? издалека, изнутри

Когда? завтра, назавтра

Как? весело, интересно

Подведение итогов, рефлексия

Цель этапа: выявление степени достижения поставленной цели, значимость выполненной работы, выявление затруднений обучающихся  

- В конце любого исследования необходимо сделать выводы. Как ученые вы должны поделиться с миром своими открытиями.

- Какую часть речи исследовали сегодня на уроке?

- Какие секреты наречия вы открыли?

(Наречие – неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия, отвечает на вопросы где? куда? откуда? как? когда?, в предложении бывает обстоятельством.

- Вы хорошо поработали, я желаю вам удачи в дальнейшем изучении русского языка.

Систематизирование полученных знаний и умений.

Ученики рефлексируют свою деятельность на уроке.

Домашнее задание

- Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной и выразительной.

Для работы дома вам предлагаю творческое задание.

Используя наречия ниже, составить предложения, чтобы получился рассказ. Запиши его в тетрадь.

Удачно, неудачно, отлично, замечательно, восхитительно, безобразно, чудесно, хорошо, быстро, медленно, прилежно, терпеливо, скоро, весной, летом, зимой, очень, слишком, немножко.

Записывают домашнее задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Части речи" (обобщающий урок)

Презентация сопровождает урок: словарная работа, письмо по памяти, текст по выбору, задания  частей А, Б, B, C....

Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Части речи" (обобщающий урок)

«Способность видеть в обыкновенном чудесное – признак мудрости» -  девизВ прзентации  предусмотрена работа со словарем,  письмо по памяти,  текст по выбору и т.д....

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ «ЧАСТИ РЕЧИ. ОБОБЩЕНИЕ» («Путешествие в Страну Невыученных уроков»)

Урок комплексного применения знаний и умений  (урок закрепления).Урок построен в форме игры - путешествия; задания построены таким образом, чтобы повторить и обобщить все полученные ранее знания ...

Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи». УМК "Школа России".

Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи».Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с новой частью речи местоимением, его значением и употреблением в речи....

Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в речи"

систематизировать знания об имени прилагательном как части речи;пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте;обратить вниман...

Технологическая карта урока Русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Признаки предмета" (3 класс, УМК "Перспектива")

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о признаках предмета имен прилагательных.Задачи урокаДидактические:1. Уметь определять прилагат...

Технологическая карта урока Русского языка "Имя прилагательное как часть речи.Роль в речи человека" (3 класс, УМК "Перспектива")

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о роли имен прилагательных в речи человека;Задачи урока Дидактические:1. Уметь находить им...