Разработка урока русского языка 2 класс «СЛОВА, ОТВЕЧАЮЩИЕ НА ВОПРОС КТО? и ЧТО?»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Гришова Ирина Петро

Конспект урока и презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Конспект урока и презентация 83.57 КБ

Предварительный просмотр:

Гришова Ирина Петро

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»

Лужский район

УРОК

по предмету:

«РУССКИЙ ЯЗЫК»

2 класс

Тема:

 «СЛОВА, ОТВЕЧАЮЩИЕ НА ВОПРОС

 КТО? и ЧТО?»

                Проблемный урок.

УМК «Школа России»

УЧЕБНИК Зеленина Л.М. Русский язык. 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч.2/ Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 20014г. С. 7-8

г. Луга – 2014

Тема урока:

- Слова, отвечающие на вопрос КТО? и ЧТО?

Новые знания:

- Имена существительные, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос КТО? Все остальные имена существительные отвечают на вопрос ЧТО?.

Проблема:

- Какие существительные отвечают на вопрос КТО?, а какие – на вопрос ЧТО?

Цели:

- Формировать умение распознавать слова, обозначающие предметы, сравнивать их значения, ставить к ним вопросы; закреплять понятие имя существительное;

- формировать умение  распознавать имена существительные, отвечающие на вопрос КТО? и имена существительные, отвечающие на вопрос ЧТО?;

- совершенствовать умение правильно писать слова с непроверяемыми безударными гласными;

- совершенствовать умение правильно оформлять на письме предложения.

- Развивать общеучебные навыки:

  • умение объединять предметы по общему признаку;
  • умение сравнивать и анализировать результаты сравнения, делать выводы, находить информацию, подтверждающую или опровергающую выводы в учебнике;
  • умение выполнять работу, следуя правилу;
  • умение работать в паре, оценивать свою работу и работу партнёра, находить ошибки в работе и исправлять их.

- Воспитывать интерес к изучению русского языка, используя дополнительный материал

Оборудование:

Мультимедийная установка для демонстрации презентации к уроку, карточки для индивидуальной работы, карточки с гласными буквами.

Ход урока

Этапы урока

Содержание

Примечания

I.

Организация начала урока

- Каждый урок русского языка мы отправляемся с вами в воображаемое путешествие в страну Грамматику.

- Кто из вас знает, что такое Грамматика? (Ответы детей)

- Грамматика  - наука о языке.

- Как вы думаете, зачем мы туда отправляемся? (За новыми знаниями)

- Итак, отправляемся!

1 слайд

II.

Каллиграфическая минутка.

- Буквы и предложение написано на доске.

Напомнить о правилах соединений букв.

III.

Актуализация знаний.

- Понять, что мы будем изучать сегодня на уроке, нам помогут слова, написанные на доске и на карточке, которая лежит у вас на парте.

Ворона, девочка, капуста, стакан, собака, горох, сорока, тарелка,  медведь, мальчик, огурец.

- Прочитайте их с доски или со своей карточки.

- Что общего между этими словами? (Это словарные слова, эти слова обозначают предметы)

- Как мы называем слова, обозначающие предметы? (Имена существительные)

- Значит, что мы буде изучать сегодня на уроке? (Имена существительные)

Карточки для инд. работы и слова на карточках на доске.

2 слайд

IV.

Постановка проблемы.

- Посмотрите на эти слова. Как вы думаете, на сколько групп их можно разделить? (2…3…4….)

- Почему у вас такие разные мнения? (Мы смотрели на то, что слова обозначают: птицы, звери, дети, посуда, овощи)

- Как называются все эти слова? (Имена существительные)

- Вспомните, на какие вопросы отвечают имена существительные? (Кто? Что?)

- Значит, на какие две группы можно разделить эти существительные? (По вопросам)

- Какая проблема перед нами возникла? ( А какие существительные отвечают на вопрос кто? и что?)

3 слайд

4 слайд

V.

Поиск решения проблемы.

- Я предлагаю вам посоветоваться с соседом по парте, ещё раз прочитать слова на карточке, найти ответ на наш вопрос и вместе разделить их на группы КТО? и ЧТО?

- Запишите слова в два столбика.

Указать на слайд.

VI.

Проверка, сравнение вариантов.

1)

- Давайте проверим, что у вас получилось.

Ворона           Капуста

Девочка          Стакан

Собака            Тарелка

Сорока            Огурец

Медведь          горох

Мальчик

2)

- Посмотрите на имена существительные первого столбика. Что они обозначают? (Люди, птицы, звери – предметы)

- На какой вопрос они отвечают? (Кто?)

- Посмотрите на имена существительные второго столбика, что они обозначают? (Овощи, посуда – предметы)

- На какой вопрос они отвечают? (Что?)

3)

- Попробуйте сделать вывод! Какие имена существительные отвечают на вопрос КТО?, а какие на вопрос ЧТО?

(Ответы детей)

Дети зачитывают слова, записанные в разные столбики. Заслушать несколько вариантов. Я на доске тоже разделяю карточки со словами в два столбика по ответам детей. Ошибочные варианты (если будут) креплю отдельно.

VII.

Сравнение ответов детей с правилом учебника.

- Грамматика – это наука. А в науке ответы должны быть точными. Проверим нашу версию. Откройте учебники на стр. 8 и прочитайте правило.

Слова, которые отвечают на вопрос кто? или что?, называются в грамматике именами существительными.

Существительные, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто? Все остальные существительные отвечают на вопрос что?

- Итак, верным оказался наш вывод? (Да)

- Так как отличить существительные, отвечающие на вопрос КТО? от существительных, отвечающих на вопрос ЧТО?

Дополнительные знания.

- В русском языке существительные, отвечающие на вопрос КТО? называют одушевлёнными, а существительные, отвечающие на вопрос что? – неодушевлёнными.

Учебник стр. 8

Можно хором.

Вернуться к ошибочным вариантам (если они были) и правильно распределить слова по столбикам с опорой на правило.

5 слайд

6 слайд

VIII.

Закрепление.

- Наше открытие новых знаний можно будет считать успешным, если вы выполните задание без ошибок, используя новое правило.

1) стр. 7 упр. 8

- Прочитайте слова.

- Какие буквы пропущены? (Безударные гласные)

- Можно ли их проверить? (Нет)

- Как называются эти слова?          

 ( Словарные слова)

- А как ещё они называются? (Имена существительные)

- Докажите. (Обозначают предметы, отвечают на вопросы кто? и что?)

- Прочитайте задание под словами. (Выписать отдельно слова, которые отвечают на вопрос к т о?, от слов,  которые отвечают на вопрос ч т о?)

- Это задание вы будете выполнять по вариантам:

1 вариант выписывает им. сущ.,  отвечающие на вопрос к т о?

2 вариант выписывает им. сущ.,  отвечающие на вопрос ч т о?

- Напомните, ребята, какие существительные отвечают на вопрос к т о?, а какие – на вопрос   ч т о?

- Проверим.

- Если ваш сосед выполнил работу верно, поставьте на полях +.

- Встаньте ребята, выполнившие работу верно.

-Значит, правило вы запомнили хорошо.

2)

- У меня возник вопрос! На какой вопрос будут отвечать слова я, ты, он, мы, Дима, Иван Петрович? ( На вопрос  к т о?)

- Почему? (Эти слова обозначают людей.)

- Что ж, тогда вы без труда справитесь с упражнением 9 на стр. 7.

- Прочитайте задание.

Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания.

- Прочитайте текст.

- Сколько в нём предложений? (Ответы детей)

- Как в устной речи одно предложение отделяется от другого? (Паузой)

- А в письменной? (Знаками препинания)

- Прочитайте 1 предложение… 2 предложение… следующее предложение.

- Сколько предложений в этом тексте?

- Теперь запишите этот текст, правильно расставляя знаки препинания, и выполните задание: существительные, отвечающие на вопрос к т о? подчеркните зелёным карандашом по линейке,  а существительные, отвечающие на вопрос ч т о? – синим.

 Дополнительное задание:

В последнем предложении устно найти подлежащее и сказуемое.

- Проверим.

- Если вы верно выполнили задание, поставьте на полях +.

(Проверить дополнительное задание)

Дети показывают пропущенные гласные карточками для обратной связи.

2 ученика выполняют работу у доски за шторкой, я проверяю их работу.

Вернуться к              5 слайду.

Взаимопроверка.

Сначала дети читают про себя. Затем один ученик читает текст целиком.

Проверка по

7 слайду или зачитывает ученик.

IX.

Итог.

- С какой проблемой мы сегодня справились? (Какие существительные отвечают на вопрос к т о?, а какие на вопрос

ч т о?)

- Наш урок подходит к концу, давайте вернёмся к существительным, с которых начался наш урок.

- Откройте словарик в конце учебника и найдите ещё слова, которыми можно дополнить эти столбики. (Выслушать ответы детей, с доказательство)

- Вы отлично справились с решением проблемы.

- Встаньте те ребята, которые заработали + в тетради.

Надеюсь, вы не допустили ошибок при записи слов и списывании предложений.

(Объявить оценки за урок)

X.

Домашнее задание.

Стр. 8 – выучить правило;

Упр. 10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка "Правописание слов с сочетаниями жи и ши"

Конспект открытого урока русского языка в 1 классе.Тема: Правописание слов с сочетаниями  жи и ши.Цели: 1. Уточнить представление учащихся о звуках /ш/ и /ж/, как твёрдых согласных, сформировать ...

Разработка урока русского языка «Корень слова как общая часть родственных (однокоренных) слов».

Тема: «Корень слова как общая часть родственных (однокоренных) слов»Основные цели: воспитывать умения оценивать себя и свою деятельностьразвивать умение высказывать свою точку зрения; совершенст...

урок русского языка 1класс Слова отвечающие на вопрос КТО? ЧТО?

                           Учитель: Замостина Людмила ВасильевнаКласс: 1АТема урока: «Слова, отвечающие на вопросы « кто?» ...

Методическая разработка урока русского языка "Написание слов с непроизносимыми согласными"

Интегрированный урок "русский язык + марийский язык + английский язык". Материал урока направлен на развитие речи учащихся...

Методическая разработка урока русского языка "Перенос слов" (урок-путешествие)

Методическая разработка урока русского языка "Перенос слов" предназначена для учащихся 2 класса. Тип урока: Изучение нового. Методы. Словесный, наглядный, практический.Методики. Ди...