Буква у, звук [у]. Перспектива
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Буква у, звук [у]. Перспектива

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_u.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки 23, 28. Звук [у]. Строчная буква у. Заглавная буква У.

Задачи: учить распознавать звук [у] и соответствующую букву, давать характеристику звука [у], различать твёрдые и мягкие согласные звуки, писать строчную букву у, соединения букв; упражнять в делении слов на слоги, в составлении предложений.

Формируемые УУД: распознавать звук [у] и соответствующую букву; давать характеристику звука [у]; писать строчную букву у; делить слова на слоги; составлять предложения по схеме; составлять рассказ по опорным словам.

Ход уроков

I.        Организационный момент

  • С каким настроением вы пришли сегодня на урок?
  • Как вы думаете, без каких знаний невозможно взаимопонимание на уроке?
  • Давайте настроимся на дружную и добрую работу.

II.        Эмоционально-волевая регуляция

        Дыхательная гимнастика

(Исходное положение — сидя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и на плечах. Вдох и выдох со спокойным и плавным опусканием ключиц и плеч. Упражнение повторить 5—7 раз.)

III. Актуализация знаний

  • Что называют звуками речи? (Звуки, которые человек использует в своей речи.)
  • Как обозначается речевой звук на письме? (Буквой.)
  • С какими речевыми звуками мы уже познакомились? (Со звуками [а], [о].)
  • Какими буквами они обозначаются на письме? Напишите эти буквы.

(Учащиеся пишут изученные печатные и письменные буквы на индивидуальных магнитных досках.)

  • Что такое ударение в слове? (Когда один слог произносится с большей силой голоса.)
  • Составьте предложение о погоде из четырёх слов.

IV.        Мотивационно-целевой этап

  • Какой одинаковый звук есть в словах умница, Маруся, курица, лук, груша, кенгуру! (Звук [у].)
  • Что вы можете рассказать об этом звуке?
  • Какие цели мы поставим перед собой на уроке? (Узнать новые сведения о звуке [у], научиться писать соответствующие буквы.)

V.        Работа по теме уроков

1. Работа по «Азбуке» (с. 70)

  • Рассмотрите рисунок.
  • Что делает волчонок? (Воет на луну.)
  • Почему он закрыл глаза? (Ему грустно.)
  • Почему волчонку грустно? (Он один.)
  • Попробуйте изобразить голосом, как воет волчонок. (У-у-у-у-у)
  • С каким звуком познакомил нас волчонок? (Со звуком [у].)
  • Произнесите этот звук ещё раз и охарактеризуйте его. (Звук [у] гласный, потому что при его произнесении воздух изо рта выходит свободно.)
  • Кто изображён на «волшебном» рисунке? (Улитка.)
  • Какую букву она напоминает? Почему?
  • Покажите прописную и строчную буквы У, у на ленте букв.
  • Что вы знаете об улитке? (Медленно передвигающийся моллюск, любит жить во влажных местах.)
  • В какой части слова вы слышите новый звук?
  • Разгадайте ребус. (Улитка.)

- Как вы догадались? (Звуко-буквенный анализ слов луна, туча.)

2. Работа в прописях «Мой алфавит» (с. 10)

  • Какие слова зашифрованы с помощью рисунков? (Улитка, луна.)
  • Составьте звуковые схемы этих слов.
  • Чем похожи и чем различаются прописная и строчная буквы У и у? (Форма букв одинаковая, но прописная буква немного возвышается над строкой.)
  • Рассмотрите письменную строчную букву у в правом верхнем углу страницы. Из каких элементов она состоит?
  • Откуда нужно начинать писать букву у?
  • Обведите образец.

(Буква состоит из двух элементов. Первый элемент – короткая палочка с закруглением внизу. Начинаем писать от верхней линии рабочей строки, ведем вниз. Чуть-чуть не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии, ведем линию вверх вправо до верхней линии рабочей строки.

Второй элемент – палочка с петлей внизу. Второй элемент начинаем писать с верхней линии рабочей строки. Ведем вниз длинную палочку, затем движением руки влево пишем петлю, она должна быть небольшой. Петля пересекается с наклонной палочкой обязательно на нижней линии рабочей строки. Заканчиваем писать на середине рабочей строки.)

  • Рассмотрите картинки, данные ниже.
  • Что на них изображено?
  • В каких словах есть звук [у]? (Сумка, утка, куры.)
  • Составьте звуковые схемы этих слов. Обозначьте звук [у] в словах буквами.

VI.        Физкультминутка

VII.        Продолжение работы по теме уроков

1.        Работа по «Азбуке» (с. 70)

(Чтение текста читающими учениками.)

  • Составьте предложение по приведённой ниже схеме. (Работа в парах.)
  • Произнесите каждое слово предложения, разделяя на слоги.

—        Произнесите слова так, чтобы отчётливо слышался ударный звук.

2.        Работа в прописях «Мой алфавит» (с. 10)

(Учащиеся обводят и прописывают соединения букв, слово ау.)

3. Работа по «Азбуке» (с. 71)

  • Рассмотрите верхний рисунок.
  • Кто на нём изображён? (Петухи куры.)

—        Покажите, как кричит петух.
(Звуковой анализ слов
ку-ка-ре-ку, куры.)

  • Тле находится звук [у] в слове куры! Какой буквой он обозначается на письме?
  • Кто изображён на рисунке ниже? (Корова.)

—        А что «говорит» корова?
(Звуковой анализ слова
му-му.)

  • Рассмотрите задание внизу страницы. Как вы думаете, что нужно сделать? (Найти  лишнюю картинку.)
  • Какая картинка лишняя? (Та, на которой изображены жуки, так как на остальных картинках нарисованы птицы.)

—        Назовите этих птиц. (Голуби, журавли.)
(Звуко-буквенный анализ слов жуки, голуби, журавли.)

4.        Работа в прописях «Мой алфавит» (с. 11)

  • Кто изображён на рисунке сверху? (Удав.)
  • Составьте звуковую схему слова удав.
  • Назовите ударный звук в этом слове.
  • Раскрасьте рисунок.

—        Рассмотрите письменную прописную букву У в правом верхнем углу страницы. Из каких элементов она состоит?

(Написание элементов письменной прописной буквы Усначала в воздухе за рукой учителя, затем в прописях с проговариванием. Предварительно учитель показывает образец написания на доске, на диске ЭП. Затем учащиеся обводят и прописывают буквы и соединения букв. Учитель оказывает индивидуальную помощь.)

VIII.        Физкультминутка

IX. Продолжение работы по теме уроков

1.        Упражнения в распознавании гласных звуков в словах

-        Послушайте сказку «Про маленького паучка» и попытайтесь определить, сколько раз в словах сказки встретится звук [у]

На берегу пруда в укропе жил маленький-маленький паучок, который больше всего на свете боялся мух.

Все жуки, улитки, ужи, лягушки, утята и даже сами мухи смеялись а его братья - большие пауки ругали и называли лодырем, а он доказать всем, что я не лодырь», — решил маленький паучок. И однажды ночью он нарвал большой букет красных маков и выкрасил ими всю паутину в саду.

«Вот обрадуются утром братья, - думал довольный паучок, — ведь это так красиво — красная паутина!»

- Но увы! Наутро злые-презлые большие пауки, страшно ругаясь, отмывали свои паутины.

Мухи сразу замечали красные сети, и ни одна из них не попалась. А маленький паучок так испугался, что убежал далеко-далеко. И теперь никто не знает, где он живёт...

Г.Юдин

  • Чему учит эта сказка? (Не следует делать того, в чём неуверен, даже из добрых побуждений. Всему надо учиться у взрослых.)
  • Я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если звук (а] находится в начале слова, кивните головой, если звук (а] находится в середине слова, топнете ногой, если звук [а] находится на конце слова.

Лужа, диван, стул, бумага, книга, ужин, пропись, задание, музыка, тетрадь. азбука, друг, мастер, Анна, матрёшка, телевизор, зима.

2.        Упражнение в распознавании буквы о в словах

(Каждый ученик получает карточку с перечнем разных букв, нуту нужно подчеркнуть все буквы о и сосчитать их количество.)

. о, ю, о, р, с, э, в, с, о, ы, ф, с, о, е, в, я, о, ю, п, з, а, т.

3.        Работа в прописях «Мой алфавит» (с. 11)

-        Рассмотрите рисунок внизу страницы.

-        Составьте рассказ по рисунку.
Примерный  рассказ

У пруда утка с утятами. Утята ловят рыбу удочкой. На ужин будет уха.

(Звуковой анализ слова утята)

X. Подведение итогов уроков

- Что нового узнали?

- Чему научились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Звуки [т] [т`], буква Т,т УМК Перспектива Климанова Л.Ф.

Звуки [т] [т`], буква Т,т УМК Перспектива Климанова Л.Ф. Урок с мультимедийным приложением....

Конспект урока по обучению грамоте (литературное чтение) "Согласные звуки [б], [б,]. Буквы Б, б" УМК "Перспектива"

Познакомить с новыми буквами Б, б, обозначаемыми ими звуками и формирование умения читать её в словах в составе предложений, текстов...

Конспект урока по обучению грамоте Буква А, звук [а]. Перспектива

Конспект урока по обучению грамоте Буква А, звук [а]. Перспектива....

Буква О, звук [о]. Перспектива

Буква О, звук [о]. Перспектива...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Узелки на память. Повторение изученных букв и звуков" (УМК "Перспектива", 1 класс)

Цель урока: создание условий для закрепления знаний об изученных звуках и буквах.Задачи урока:Дидактические:1. Обобщить и систематизировать знания о буквах и звуках;2. Закрепить умения ...