Современный урок филологического цикла в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

мудренко елена валерьевна

На уроке: 

- создание эмоционального настроения

-извлечение  информации из схем

-самооценка

-анализ вопросов

-ориентирование  по развороту учебника

-прогнозирование на основе работы с учебником

-позновательная и личностная рефлексия

-элементы исследования и наблюдения

-постановка проблемы, первичные выводы

-коллективный поиск ответа на проблему

-самопроверка по эталону

-создание алгоритма

-самооценка, взаимооценка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык

СОСТАВ СЛОВА.  ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ

Урок  русского языка  во  2-ом классе.  УМК « Школа-2100». Учитель: Мудренко Елена Валерьевна

Тема:  Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.

Цель:

  развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

1. Актуализация знаний.

                                   

– Прозвенел звонок, начинается урок. Слушаем, запоминаем. Друг другу помогаем.  Ни  минуты  НЕ теряем!

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

– ЧИСТОПИСАНИЕ в тетради; оцени свою работу: Я молодец!,  Могу и лучше! Или  Мало старался!

Открываем учебник. Читаем тему:  СОСТАВ слова.

Познавательные УУД

1. Развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

2. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности.

Рассматриваем иллюстрацию:

-Петя Зайцев Вова Колесников говорят так:» Все  на свете   из чего-нибудь состоит. Вы согласны?

-Из чего состоят облака?( из множества  водяных капелек)

-Из чего состоит лес?( из деревьев)

-Из чего состоит наша речь? ( из предложений)

-А предложение? ( из слов)

-А слова? ( из звуков)

-А еще из какого строительного материала составляют целые слова?( Из частей слова)

-Какие мы знаем части слова?См. плакат: приставка, корень, суффикс,окончание.

-Читаем тему дальше: КОРЕНЬ.

-Как разве у слова есть  корень? СМ. на странице учебника рисунок –кадр.

-Это же  корень дерева!

Что вы  можете рассказать о  значении слова КОРЕНЬ?

Дети:  корень есть у зуба-это его внутренняя часть;

Корень дерева-это подземная часть растения, без чего не может жить. Это важная часть.

Корень слова-это главная часть слова.

Вывод: У слова КОРЕНЬ много значений, значит это слово….( многозначное)

-Какое значение слова КОРЕНЬ  интересно для нашего урока? ( Корень слова)

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

2. Планирование деятельности.  

  - 

-Какой у нас будет план действий на уроке, посмотрите, что  показывают наши условные знаки:

-Вспоминаем то, что знаем

-Основной вопрос урока

-Открытие новых знаний

-Применяем   новые знания

-Что мы составили? ( План работы)

ФИЗМИНУТКА

Наблюдение  над однокоренными словами. Внимание!

-ВСПОМИНАЕМ, то что знаем: упражнение № 116:

-прочитай слова

-эти слова близкие по смыслу? Как это объяснить, доказать?

-что еще общего у этих слов?( Общая часть в середине слова)

-что это? ( это корень слова)

-обозначьте  корень слова в словах. Взаимопроверка.

-Проведем небольшой эксперимент: закроем эту общую часть-корень слова;

-что наблюдаем? ( ничего невозможно понять и прочитать)

-почему? ( мы зыкрыли корень слова! А это         как сердцевина слова! Его смысловой центр! Значит, корень слова-это ГЛАВНАЯ  часть слова.

Слово без корня не имеет смысла!

-Давайте  понаблюдаем: закроем, исключим части слова, которыми эти слова  отличаются друг от друга. Что наблюдаем?

( Везде осталась  общая часть слов.Именно здесь в корне слова  находится смысл не только одного слова, а смысл всех его однокоренных слов.

Сделайте  правильный ВЫВОД:

  1. Корень слова-это ОБЩАЯ часть всех слов.
  2. Корень-это  ГЛАВНАЯ часть предложения.
  3. Корень –это ГЛАВНАЯ часть слова и ОБЩАЯ часть однокоренных слов.

( Посоветуйтесь друг с другом, надо выбрать правильный вывод)

-Давайте сравним наши выводы с выводом в учебнике см. стр. 86.)

МОЛОДЦЫ!

ФИЗМИНУТКА.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

3.Развитие умений .Наблюдение над однокоренными словами.

– Что еще мы теперь знаем про КОРЕНЬ слова?

ДЕТИ: 1)У однокоренных слов есть  общая часть – один и тот же корень.

2) В корне заключен общий смысл  однокоренных слов.

3) Корень – это сердцевина слова!  От него «растут» слова, как ветви на дереве.( Рассказывают стих-е про странный сад)

-Давайте « оденем» наше дерево: вот листочки-слова.ВНИМАНИЕ: вслушайся, вникни,  не позабудь! Корень подскажет правильный путь.

Например: вода, водичка, водица,водный, водоем, водонос, водолаз, водопровод, водопад, водопой, водяной, водянистый, водитель.

-Слово-чужак?( водитель-из другой «семьи» , с другого дерева)

-Почему?( У слов  может быть общая часть в середине слова, НО  если они различны по смыслу, то эти слова  НЕ  являются однокоренными.

-Что учились сейчас делать? ( Подбирать однокоренные слова,  думать над значением слова.)


4.Определяем основной вопрос урока.

Работаем по учебнику:  упражнение 118.

- Взаимопроверка, проверяем по эталону: как записали слова группами?

Хлеб, хлебный, хлебушек

Бережок, побережье, берег

-Какое слово НЕ записали?( бережет); Почему?

( Есть общая часть в середине слова, но эти слова различны по смыслу. А значит:  НЕ являются однокоренными. Правильно! Молодцы!

-Обозначаем  КОРЕНЬ слов.Проверяем по эталону.

Основной вопрос урока.

.- Сформулируйте,  ОСНОВНОЙ вопрос урока?!

-Дети: Как  НЕ ошибиться в подборе  однокоренных слов?!

 

5. Учимся  открывать  НОВЫЕ знания.

6. Подводим    итоги.                                  

7. Дополнительный материал к уроку.

Работаем по учебнику : упражнение 119 по заданию. Учимся  подбирать однокоренные слова,  вдумываться в смысл слова.

Проверяем по эталону.

-Какой  будет ответ на ОСНОВНОЙ вопрос урока? ( Чтобы правильно найти однокоренные слова, надо вдумываться в смысл слова.)

-Проверяем по учебнику. Читаем ПРАВИЛО.

  1. Какую тему  мы сегодня  начинаем ПОДРОБНО изучать?( Состав слова. Части слова.Корень.
  2. Какой   вывод сделали по теме урока? ( Корень – это ГЛАВНАЯ  часть слова и общая часть однокоренных слов.)

Чтобы правильно подобрать однокоренные слова, надо  вдумываться в смысл слова.

  1. Завтра на  уроке будем  учиться ПРИМЕНЯТЬ наши знания по этой теме.
  2. Что сегодня  у вас  получилось  лучше всего?
  3. В каком задании испытывали трудности?
  4. Кто нас радовал своими  ответами?

Домашнее задание:  Поробуйте  вырастить свое «словесное дерево».Возьмите любой корень и попробуйте вырастить( образовать) как можно  больше однокоренных слов( корни: сказ,  сад,  игр)

Давайте составим себе  памятку: « Как надо действовать, чтобы правильно найти в слове корень».(Работа в паре)

-Расположите эти действия в нужном порядке:

3. Найти общую часть однокоренных слов.

1. Подобрать несколько однокоренных слов.

2. Найти  слово, с помощью которого можно объяснить однокоренные слова.

-Получился алгоритм( порядок  действий). Проверим алгоритм по учебнику стр. 87.Подчеркнем  ключевые слова: ПОДОБРАТЬ,  НАЙТИ СЛОВО,  ВЫДЕЛИТЬ общую часть. Все правильно. Молодцы!

Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

Оцениваем  свои действия:

-кто  сделал  САМ?

-Кому потребовалась помощь соседа?

Деятельность учеников:

-наблюдали над  однокоренными словами;

-анализировали лексическое значение слов;

-подбирали однокоренные слова;

-отличали однокоренные слова от слов с похожим  корнем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС

Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС...

Доклад "Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС"

В работе представлены требования к уроку в начальной школе в соответствии с ФГОС...

Особенности организации современного урока в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкре...

Развитие коммуникативных навыков на уроках английского языка в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС

Данная статья содержит теоретические и практические исследования, касающиеся названной тематики....