Развитие связной речи учащихся
статья по русскому языку на тему

Окускова Марина Сергеевна

Развитие связной речи учащихся - важнейший аспект обучения родному языку. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_svyaznoy_rechi_uchashchihsya.docx14.75 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной речи учащихся - важнейший аспект обучения родному языку. Последнее время коммуникативному воспитанию школьников придаётся особое значение, так как в нём совершенно справедливо видят залог успешного формирования социально активной личности.

Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлечённости. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия речи. Шаблон в развитии речи недопустим, механическое заучивание речевых штампов может принести только вред. Однако и стихийность тоже вредна и недопустима: развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа, которую можно планировать и на каждый урок, и в перспективе. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствующей методикой.

В методике наименование «связная речь» употребляется, как указывает Т.А. Ладыженская, в трёх значениях: 1) процесс деятельности говорящего (или пишущего); 2) результат, продукт речевой деятельности, высказывание, текст, речевое произведение; 3) название раздела работы по развитию речи.

Основными видами работ по развитию связной речи школьная программа называет изложения и сочинения. Эти традиционные виды высказываний являются средством развития связной речи, средством формирования коммуникативных умений.

Изложения – работы творческого характера. Задание пересказать текст предполагает не только воспроизведение, но и включает элементы творчества ученика. Обучая через подражание образцу, изложение сохраняет, а в ряде случаев специально предполагает (изложение с творческим заданием) возможность своих решений. То обстоятельство, что при проведении изложений можно предлагать тексты разных типов, стилей, жанров, варьировать способы их восприятия, усложнять задания, связанные с воспроизведением текста, делает этот вид работы многогранным, плодотворным и, следовательно, очень важным в системе обучения речи.

Современное состояние общества требует достижения высокого уровня общей речевой культуры учащихся, сознательного усвоения стилистического богатства русского языка, развития языкового чутья.

Для школьника развитие связной речи имеет исключительное значение, т.к. выступает решающим фактором успешного овладения всеми учебными предметами, способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе.

В условиях модернизации образования возникла необходимость повышения речевого развития школьников. Пути повышения эффективности работы над этой проблемой В.И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик  видят в усилении лингвистической основы обучения, в частности работы над стилями речи, различными типами речи и их строением, доказывают необходимость включения в программу средней школы понятия о строении абзаца и элементарных сведений об актуальном членении предложений как основы для работы над связностью текста. Анализ современных достижений в области создания системы обучения связной речи показывает, что усилия учёных направлены на разработку теоретических (лингвистических и психологических) основ системы, на определение содержания обучения (знаний и речевых умений) на разных его этапах, на совершенствование методики обучения.

Для того чтобы определить возможности изложения с творческим дополнением, для речевого развития учащихся была проведена экспериментальная работа.

Цели исследования: определить методические условия, способствующие речевому развитию учащихся в процессе работы над творческим изложением.

Объект исследования:  совместная деятельность учителя и учащегося в процессе обучения изложению текста с творческим дополнением.

Предмет исследования: процесс овладения умением излагать текст с творческим дополнением.

Гипотеза исследования: обучение изложению текста с творческим дополнением будет способствовать речевому развитию учащихся при соблюдении следующих методических условий:

  1. обобщение лингвистических знаний учащихся о признаках текста;

          2) ознакомление учащихся с особенностями изложения текста  с творческим дополнением;

3)  целенаправленная работа над формированием комплекса умений, необходимых для изложения текста с творческим дополнением;

  1. включение в систему обучения русскому языку упражнений, направленных на формирование умения отбирать материал для текста и языковые средства  с учетом  ситуации, состояния и чувств героев.

Методика урока: монолог учителя, диалог с учащимися, работа в парах, работа в группах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию связной речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья 1- 4 классов

Развитие речи – важная задача обучения родному языку.Речь- основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать форми...

План - конспект занятия по развитию связной речи учащихся первого класса, с фонетико- фонематическим и лексико-грамматическием недоразвитием речи.

В процессе  нормализации фонетико - фонематических и лексико-грамматических средств языка,  необходимо учащихся  научить пользоваться средствами языка, уметь связно и последовател...

Первые шаги по развитию связной речи учащихся на уроках письма.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью...

Информационно-коммуникационные технологии -новые перспективы в поиске путей развития связной речи учащихся.

Изложение -     один из видов работы по развитию связной речи. В основе него лежит воспроизведение содержания высказывания, создание текста на основе данного, (исходного). При пров...

Материалы для проведения семинара для родителей. Тема "Развитие связной речи учащихся"

Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь ребенка - это цель, к которой мы должны стремиться. Проблема развития речи младших школьников стоит остро на сегодняшний день. Решить ...

«Работа по развитию связной речи учащихся с нарушенной слуховой функцией в начальном звене»

Любые отклонения в физическом или психическом становлении ребёнка приводят к нарушению его общего развития. Нарушение слухового анализатора ведёт к существенным отклонениям в развитии речи, формирован...

Инновационные технологии в развитие связной речи учащихся 1-2 классов

Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствую...