Русский язык-3 класс- Умение выделять основу и находить окончание
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Овчинникова Татьяна Александровна

Наброски урока предназначены для 3- его класса по русскому языку (Бунеевой) тема урока" Выделение основы и нахождения окончания"  конспект+презентация+рефлексия. Удачного просмотра ( не судите строго).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык 3 класс (3 А)

Тема: Развитие умения находить в слове окончание

Цель:

 – научиться выделять в словах основу и окончание

Задачи: 

          Образовательные:

            повторить понятия – окончание и основа слова        

           формировать умения находить окончания в словах.

           графически  обозначать основу и окончание

Развивающие:

          способствовать развитию речи, мышления,

          умения сравнивать, выделять существенные признаки,

          обобщать, делать выводы.        

Воспитательные:

        формировать уважительное отношение к мнению других;

        совершенствовать коммуникативные навыки, умение работать в группах

Ожидаемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать  понятие  «Окончание»; «Основа» слова , закрепить алгоритм нахождения окончания, научиться выделять основу и окончание в словах.

Совершенствование умения анализировать, умение рефлексировать свои действия, принимать и сохранять учебную задачу, развивать умение вести диалог «ученик- ученик», «ученик-учитель»

Совершенствовать умение высказывать свое мнение и подтверждать аргументами, уважать мнение других по обсуждаемой проблеме, выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, желание узнать больше

Организация пространства:

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.

Материально - техническое обеспечение:

1. проектор

2. компьютер

3. интерактивная доска

4. доска

5. учебник «Русский язык»  Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева,О.В. Пронина.3 класс, часть1.

6.  карточки для индивидуальной работы

7. снеговик

8. карточки для индивидуального оценивания

9.карточки для работы в группах

10.снежинки (зелёный , синий, красный- цвет)

Возможны изменения

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

Организационный этап

-Добрый день.

Скажем, здравствуйте руками,

Скажем, здравствуйте глазами,

Скажем, здравствуйте мы   ртом

Стало радостно кругом.

- Садитесь, ребята.

Начинается урок.

Пусть пойдут все знанья впрок.

Ребята, у вас на столах находятся  корзинки, а в них картинки с изображением солнышка и тучки. Посмотрите, какая из картинок отражает ваше настроение. Выберите её и покажите.

- На уроке вы получите новые знания, какими они будут: большими или маленькими, интересными или не очень, зависит от вас.

Личностные УУД:

Формирование мотивации к обучению.

Этап проверки выполнения домашнего задания

(5-7 ин)

- Сегодня у нас с вами гость….он необычный …..он тоже желает учиться , но увы у него слишком мало времени на учёбу. А кто он, угадайте?

Появился во дворе

Он в холодном декабре.

Неуклюжий и смешной

У катка стоит с метлой.

К ветру зимнему привык

Наш приятель ...  снеговик.

-Правильно –снеговик.  Учитель подходит к снеговику у него в руке конверт( карточка). --   

-Посмотрите, а что это у него в руке  . (карточка) смотрит учитель на карточку. 

-А, теперь понятно, снеговик никак не может выполнить задание. Поможем ему ребята.? У вас на столах находятся карточки, ваша задача соединить линиями определение и термин. . Приступили.

Дети выполняют задание на карточке

-Вы выполнили задание, внимание на экран

Проверка по эталону. Оценка по выполнению задания 

У вас на парте находиться ещё одна карточка – на ней написано

« Карточка индивидуальной оценки» она выглядит так (учитель показывает эталон карточки и объясняет) после каждой выполненной работы мы с вами будем заполнять карточку. Как примерно сейчас. Вы все выполнили задание –снеговика. И пришло время оценить себя. Если у тебя всё получилось , то ты наклеишь синею снежинку, если возникли трудности, тол зелёную, а если совсем не получись , то красную. Оцениваем себя.

Познавательные УУД

 Развиваем умения извлекать информацию из текстов.

Личностные УУД:

Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Подготовка учащихся к работе на основной этап

-Удалось ли выполнить задания?   Нам удалось .

-Ребята а почему Снеговик не справился с заданием?  -Он не знал правил….

-Чтобы нам выполнить без ошибок…..

Поставьте перед собой цель. (Узнать, научиться...).
– Сформулируйте тему урока- научиться  выделять в словах основу и окончание.-И для достижения нашей цели нам поможет ПЛАН

Дети с учителем составляют план:

1 Повторить

2.Применить новые знания

3.Проверить правильность.

4. Оценить

– Что мы сейчас делали?  (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)

Регулятивные УУД:

1.Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Этап усвоения новых знаний и способов действий

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

Повторить шаги алгоритма

Упр. 178 первое четверостишие с учеником у доски

Прочитай первое четверостишие……ученик читает

Сыплет черёмуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

-Как ты думаешь о чём нам хотел донести поэт Сергей Есенин? (о весне)

-Спиши выделенные слова .

- Обозначь окончание в выделенных словах. Как ты будешь искать окончание? ( по алгоритму)

-Отдели основу от окончания.

-А вот второе четверостишие вы делаете самостоятельно.

После выполнения задания ( взаимопроверка в парах)

Коммуникативные УУД:

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательное УУД:

1.На основе анализа объектов делать выводы.

2.Ориентироваться на развороте учебника.

Регулятивные УУД:

Развиваем умение  

высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Физкультминутка

Этап применения новых знаний и способов действий

Работа в группах

-Работа в группах. Развернитесь. Помним правила работы в группах.

-Кто мне их напомнит. ( Выбрать командира. Высказывать своё мнение. Внимательно слушать мнение других участников группы.)

Карточки. А3 Прочитай.  (Допишите окончания)

Художниц рисует картин .

Дедушк  сажает на колен  внук .

Час  показывают врем   .

Внучк   любит бабушк    .

Командир выходит к доске и показывает результаты работы, а также говорит с какими трудностями они столкнулись.

Коммуникативные УУД:

1.Развиваем умение слушать и понимать других.

2.Умение работать в паре (в группе).

Этап обобщения и систематизации знаний

-Один или несколько вариантов у каждого предложения? ( Несколько вариантов)

Познавательные УУД:

Обобщать и классифицировать по признакам.

Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий

– Что мы сейчас делали?  (Находили окончание)

-Что вам помогло при выполнении задания? (Алгоритм)

-Давайте, вспомним цель нашего урока? ( Научиться находить и выделять основу и окончание)

-Молодцы. Но в этом задание мы с вами находили что ? ( окончание)

Коммуникативные УУД:

 Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

                

Этап коррекции знаний и способов действий

Резерв

Упр. 182

Прочитай . Собери «рассыпанные» предложения. Получился текст?

– Прочитайте предложения. Что надо сделать, чтобы получился текст? (Установить правильный порядок слов в предложениях, вставить окончания.)

– Определите, об одном или о нескольких озёрах идёт речь, и в зависимости от этого выберите окончания.

– Какое слово во втором предложении подскажет нам, о скольких озёрах идёт речь? (Слово с ним, значит, оно одно, озеро.)

– Какой вариант выбираем в названии? (Про озеро.)

-Какие окончания допишем? (Жило озеро)

-В каком предложении возможны варианты окончаний ( во 2-м: жили сердитые медведи и зубастые волки/ жил сердитый медведь и зубастый волк)

– Вставьте в текст нужные окончания и запишите этот текст в тетрадях.

– Выделите окончания.

– Назовите, какие окончания вы выделили в словах-названиях действий и словах-названиях признаков.

– Как доказать, что в словах это действительно будет окончание?

(Нужно изменить слова – жило, жила, жили; боялось, боялась, боялись; сердитый, сердитого и т.д.)

Про озеро

В дремучем лесу жило озеро.

Рядом с ним жил(и) сердитый(ые) медведь(и) и зубастый(ые) волк(и). Но озеро никого не боялось, потому что было большое и глубокое.

( Если не успеют то делать дома)

Этап информации о домашнем задании

  1. Упр. 2, стр. 162.

Этап подведения итогов занятия

Итог урока

Устный опрос. Игра «да» или «нет»

-Окончание- часть слова?

- Окончание- изменяемая часть слова ?

- Окончание – часть основы?

- Окончание – служит для связи слов в предложении?

– Как найти в слове окончание? Ответ начните так: «Чтобы найти…» Свой выбор правильного варианта объясните, опираясь на приведённый алгоритм.

Коммуникативные УУД:

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Этап рефлексии

- Как высчитаете, достаточно ли нам тренировок сегодня на уроке. (нет) На следующих уроках мы продолжим тренироваться, будем учиться находить в слове окончание и основу.- Оцените свою работу на уроке лестницей успеха .Спасибо вам за работу.

-Урок русского языка подошёл к концу всем спасибо.

Регулятивные УУД: Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Деятельность учеников:

 – Выделять в слове окончание и основу, действовать по алгоритму.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РУССКИЙ ЯЗЫК

Слайд 2

Начинается урок. Пусть пойдут все знанья впрок.

Слайд 3

Появился во дворе Он в холодном декабре. Неуклюжий и смешной У катка стоит с метлой. К ветру зимнему привык Наш приятель ...

Слайд 4

Изменяемая часть слова- это окончание Часть слова без окончания- это основа Разделительный Ъ пишется после- приставки Главная часть слова- это корень

Слайд 5

Цель урока: научиться выделять в словах основу и окончание

Слайд 6

План урока 1 Повторить 2.Применить новые знания 3.Проверить правильность. 4. Оценить

Слайд 7

Спасибо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка "развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.Знакомство с антонимами"3 класс

сценарий урока русского языка, нацеленный на закрепление умений писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. , по программе "Школа 2100" ...

Предмет: Русский язык. Класс: 2-й класс. Тип урока: урок развития умений и навыков.

Образовательные: формировать представления о лексическом значении слова как об обязательном значении любого слова в языке; о том, что слова могут сочетаться или не сочетаться друг с другом.Формировать...

Технологическая карта урока русского языка "Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями" 4 класс Школа 2100

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС и направлен на достижение следующих целей:– совершенствование учебно-языковых и правописных умений по теме «Глагол»: находить, образовывать глаголы, пи...

Конспект и презентация к уроку русского языка "Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями, 4 класс, "Школа 2100"

Конспект к уроку русского языка "Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями, 4 класс, "Школа 2100". Урок сопровождается презентацией, автор Батурина Ж.А....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ " Развитие умения писать глаголы с безударной гласной в личных окончаниях"

Урок русского языка для 4 класса. Тема: " Развитие умения писать глаголы с безударной гласной   в личных окончаниях" Урок получилсяя на мой взгляд интересным и результативным....

Конспект урока русского языка «Абзац. Учимся выделять абзацы» (УМК «Новая школа XXI века» 2 класс )

Тема: «Абзац. Учимся выделять абзацы». Цели деятельности учителя: формирование знаний о понятиях «абзац», «красная строка»; развитие умения выделять абзацы в тексте...