Конспект урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова" в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Конспект урока по русскому  языку в  3 классе на  тему "Онокоренные слова"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Однокоренные   слова.

Цели: совершенствовать  умения находить  однокоренные слова, выделять в словах  корень; развивать мышление.

                                 Ход  урока.

1.Орг. момент.

2. Самоопределение к деятельности.

Послушайте сказку и подумайте ,о чем пойдет речь сегодня на уроке.

Встретились однажды  корень  куста и корень  слова.

- Здравствуйте, - говорит один, - я корень, а ты кто?

- А я тоже корень, - отвечает другой.

- Я  в земле живу, - сказал первый. – А ты где живешь?

- А  я живу в словах, - ответил второй.

-Ну как же корень  может жить в словах!? – усмехнулся   первый. – Вот я  корень так  корень! Посмотри: от меня в земле берут начало  ростки и вырастает  целый  куст смородины  или  орешника, а то и целое дерево. А от тебя  что растет?

- Не хвастайся, - отвечает с улыбкой  второй.

- От меня и от других таких же корней , как я, вырастают ценные кусты, только не растений, а новых  слов. Посмотри- ка, сколько разных слов   выросло только из одного корня лет.

- Подумаешь! – не унимается  первый. _ Зато на кустах и деревьях, которые от  меня вырастают, зреют вкусные фрукты и  ягоды, которые можно есть. А твоих  слов не съешь!

- А  без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни фруктов, ни ягод даже и назвать  - то нельзя! Не сдается второй.

Услышала их спор  люди и говорят:

- Не спорьте, друзья, оба вы необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых хорошие растения вырастают, очень нужны и такие, от которых новые слова вырастить можно.

Как у всех веток одного куста есть общий корень, так и у всех родственных слов  всегда есть тоже  общий корень – общая  для всех часть, от которой  все они произошли.

Кто догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке? ( Об однокоренных

словах).

Прочитайте  слова.

Море, морж, морская.

Найдите  лишнее слово. Докажите.  (Морж. Остальные  слова однокоренные.)

        Так же, как и у кустов,

                    Корень слова есть у слов.

-  Сформулируйте  тему  урока.

3.Работа  по учебнику.

Упр. 107 (с.61)

- Прочитайте.

- Докажите, что в правом столбике записаны однокоренные слова.

-Как называется общая  часть  родственных слов? (Корень).

- Выполните письменное задание к упражнению.

-Прочитайте однокоренные слова. Назовите корень.

-Прочитайте ниже  сведения  о  языке.

- Какие слова называются однокоренными?

Как пишется корень в однокоренных словах?

Прочитайте правило  еще раз. Закройте  учебники. Расскажите правило  соседу по парте.

Упр. 108. с.61.

(Самостоятельное выполнение.)

4.Физкультминутка.

     5. Закрепление изученного материала.

А) Работа по учебнику.

Упр. 109. с.62

- прочитайте.

-Разделите слова  на группы. Запишите.

(Проверка. Учащиеся   читают каждую группу слов, называют корень и часть слова.)

Упр. 110 с.62

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

- Назовите синонимы. (Путь – дорожка).

-Назовите однокоренные  слова (картошка- картошечка)

Б) Работа со словом из словаря.

- Отгадайте загадку.

Закопали в землю в  мае

И сто дней не вынимали,

А копать под осень стали-

Не одну нашли, а десять!

Как ее название дети?

- Найдите слово картофель  в  орфографическом  словаре.

- Запишите его  в тетрадь. Обозначьте орфограммы.

- Составьте предложение со словом картофель.

_Запомните название  этого слова.

6. Рефлексия.

- Спишите однокоренные слова, выделите в них корень. Допишите в каждый ряд слово, которое нельзя переносить.

1)Бегать,бегун,пробег,беговой.

2)Домашний, домишко, домовой, домик.

3)Светить, светлый, светленький, светильник.

4)Конюшня,конный,конница,коняга.

-Какие слова называются однокоренными?

- Как пишутся корни в однокоренных словах?

- Оцените свою работу на  уроке.

7. Подведение  итогов урока.

8. Домашнее задание.

Упр. 111 с.62


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку "Работа основы слова", 3 класс.(учебник Репкина)

План-конспект урока по русскому языку 3 класса по теме "Работа основы слова"(учебник Репкина)...

Конспект урока по русскому языку. Тема:"Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова". 1 класс. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умений различать парные звонкие и глухие согласные звуки; проведение наблюдений за произнесением парных звонких согласных в конце слова; знакомство со способом ...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки." учебник (УМК «Русский язык» 3 класс, Школа России)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о фонетическом явлении, при котором происходит несоответствие звука букве в произношении и на письме;совершенствование умений различать звуки и бу...

конспект урока родного (русского) языка на тему ": Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Цель урока: познакомить со словами, называющими предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник); развивать речь , ло...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Однокоренные слова. Корень слова" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование понятия «корень слова», умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень.Планируемые результатыПредметные:знать:·...

Конспект урока по русскому языку "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы" (2 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема урока: «Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы.» Цели деятельности учителя:-Формирование первоначального представлени...