Урок русского языкапо теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" 2кл.
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Батурина Ольга Александровна

Урок составлен по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk._odush._i_neodush._sushch.docx27.94 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

Тема: Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Тип: закрепление изученного материала

Задачи:

-развивать умения находить имена существительные в тексте

-учить выделять неодушевленные существительные

-учить подбирать примеры неодушевленных имен существительных

Планируемые результаты

Предметные

  • Находить в тексте им. сущ. в разных формах
  • Изменять имена существительные, ставить их в начальную форму
  • Выделять существительные, отвечающие на вопрос что?
  • Знать, какие существительные являются неодушевленными
  • Приводить примеры неодушевленных имен существительных

Метапредметные

  • Понимать и принимать учебную задачу, осуществлять её решение под руководством учителя;
  • Включаться в диалог с одноклассниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность, работать в парах
  • Планировать деятельность, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

Личностные

  • Проявлять мотивацию учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач;
  • Понимать смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности

Ресурсы урока:

Для учителя:                                                                                                                                                                Для ученика:

               Рабочая программа

              Предметы                                                                                                                                                 желтые круги

              Smart доска                                                                                                                                              карточки с заданиями

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

  1. Мотивация познавательной деятельности

-Дорогие ребята и уважаемые гости! Разрешите мне сегодня быть

не только учителем, который знакомит с правилами орфографии,

но и экскурсоводом, который немного расскажет о достопримеча-

тельностях города Святого Петра. Я не оговорилась, как вы считаете,

о каком городе пойдет речь?

-Запишите в тетрадь название города.

-Каждый человек видит родной город по-своему. Прочитайте слова первой строчки, запишите то, которое на ваш взгляд больше подходит к нашему городу, характеризует его.

Добрый,  дружелюбный, дождливый

Удивительный, увлекательный, ультрасовременный

Шикарный, широкий

Активный, архитектурный (ансамбль)

- Прочитайте, какой Петербург получился у вас.

- Выделите цветным карандашом первую букву каждого слова

кружком, что получилось?

- А что это такое?

-Как вы думаете, а есть ли душа у города?

- Предлагаю сегодня разобраться в этом вопросе.

Отвечают на вопрос, объясняют ответ.

Пишут в тетради

Читают слова и записывают по одному слову из каждой строчки в тетрадь в столбик.

Читают слова.

Выделяют и читают слово «душа»

Размышления детей.

  1. Актуализация знаний

-Мы работаем над темой «Имя существительное», что же мы о нем узнали? Ответьте на вопросы:

  • Что такое имя существительное?
  • Что обозначают имена существительные?
  • На какие вопросы отвечают?
  • Как называются существительные, отвечающие на вопрос кто?
  • Как называются существительные, отвечающие на вопрос что?

- Надо ли закрепить эти знания?

-Может ли это быть целью нашего урока?

-Тогда я предложу вам такие упражнения, чтобы вы не только закрепили знания об имени существительном , но и раскрыли понятие «душа Санкт-Петербурга».

Отвечают на вопросы учителя

  1. Организация познавательной деятельности

–Я буду показывать предмет, а вы запоминать слово, которое я при этом называю:

  • Гранит -  набережная
  • Заяц – остров
  • Корабль – Адмиралтейство
  • Орёл – царь
  • Фонтан – Летний сад
  • Конь - Всадник
  • Хлеб -125

- Проверим, удалось ли запомнить.

- Гранит, а вы…

-Почему родилась такая ассоциация?

(Первая гранитная набережная – Дворцовая, напротив Зимнего дворца)

- Заяц, а вы…

(В 1703 г. На Заячьем острове была заложена крепость, которая строилась по плану Петра Первого)

-Корабль, вы…

( В 1704 г. на левом берегу Невы  была заложена Адмиралтейская верфь для строительства кораблей)

- Фонтан, вы…

(Первый сад города, в котором  были беседки, пруды, фонтаны, зверинец, птичник, скульптуры, заказанные в Италии).

- Конь, вы…

- О каком всаднике идет речь?

(Медный всадник отлит из бронзы, скульптор Фальконе)

- Хлеб, вы…

( Это норма ребенка в первую блокадную зиму 1942 года).

- Эти слова - гранит, заяц, орел, фонтан, конь, корабль, хлеб, к какой части речи относятся?

- Можете их разделить на две группы, по какому признаку?

Запишите слова по группам.

- Прочитайте слова, которые относятся к неодушевленным существительным.

- Как думаете, есть у них душа? Предлагаю начать исследование со слова – корабль. Выполните фонетический разбор.

- Что мы повторили?

- Имеют ли душу корабли?

( частичка души людей, строивших корабли, воевавших о одерживавших победы)

- У каждого корабля есть флаг. Давайте нарисуем флаг, под которым со времен Петра I ходили наши  военные корабли. Кто знает, что это за флаг?

Физминутка

- Отправляемся на кораблике по Неве к Летнему саду. Я прочитаю вам два лексических значения слова, а вы определите, какое из ни относится к слову «фонтан»

1. Сооружение для подачи и выбрасывания воды под напором.

2. Струя жидкости, выходящая под напором из трубы, отверстия.

-Кто думает первое? Второе? Вы правы все, это два значения слова «фонтан». В переводе с латинского оно обозначает «источник».

- Запишите красиво это слово, как будем писать, продиктуйте по слогам. Какая орфограмма  в слове?

- Можете подобрать родственные слова?

-Назовите два признака родственных слов.

(подбираем слова и сразу записываем)

-Назовите неодушевленные имена существительные.

Сообщение учителя.

(Река Фонтанка вытекает из Невы у Летнего сада и впадает в Неву. Длина 7км 600м, ширина 70м, сначала называли Фонтанной речкой, т.к. считалось, что из нее брали воду для фонтанов Летнего сада. Потом речку очистили, углубили, одели в гранит и назвали Фонтанкой. Богатые люди строили на набережной Фонтанки дома. Граф Шереметьев построил дворец, который называл «Фонтанный дом».  До середины 18 в. Фонтанка служила южной границей города. Через Фонтанку переброшено 15 мостов, один из которых- Аничков мост со знаменитыми скульптурными группами Клодта «Укротители коней»)

-Кто может сказать, где находятся наши знаменитые фонтаны?

-Можно ли предположить, что у фонтана есть душа?

-Какое  правило мы повторили, выполняя это задание?

Работаем в парах.

- Прочитайте предложения на  Smart доске. Обсудите, какие слова пропущены. Кто готов ответить?

- Прочитайте все. Что получилось? Докажите.

-Озаглавьте.

Наш город

Наш город основан в ______ году. Покровителями города были ____________   ______и _______. Первая _________ называлась Петропавловская. Сохранившаяся до наших дней постройка – это

__________ Петра I. Город расположен на ___ островах.

-Запишите одно предложение, которое больше понравилось, или из которого вы узнали что-то новое. Надпишите имена существительные.

- Что повторили, выполняя это задание?

_Есть слово, важнее которого, для жителей нашего города, ничего нет. Это слово «хлеб». Запишите его бережно и подберите однокоренные слова.

Рассмотрите схему на Smart доске, она вам поможет подобрать еще слова.

-Назовите неодушевленные имена существительные.

-А имеет ли хлеб душу?

-Для науки о русском языке хлеб- неодушевленное существительное, а для людей- он с душой, он символ города, символ жизни.

Запоминают слова и воспроизводят их хором при проверке.

Объясняют, как возникли ассоциации.

Отвечают на вопрос и объясняют.

( одушевленные и неодушевленные)

Записывают слова.

Выполняют разбор, по одному выходят к доске, дают характеристику звукам.

Отвечают на вопрос, размышляют.

-Андреевский. Рисуют флаг.

Отвечают на вопросы, записывают слово и объясняют орфограмму.

Рассказывают правило о родственных словах.

Записывают в тетрадь: фонтанчик, Фонтанка, фонтанировать, Фонтанный (дом)

Рассматривают слайды и воспринимают информацию об истории города.

Отвечают на вопросы, размышляют, выражают собственное мнение.

Обсуждают в парах, отвечают, выходят к доске и проверяют свой ответ, нажав на прямоугольник в предложении.

Доказывают, почему эту группу предложений можно назвать текстом.

( 1703, Святые Петр  Павел, крепость, Домик , 42)

Выбирают и записывают предложение, находят в нем имена существительные и надписывают.

Обобщают, что вспоминали.

Записывают слово и подбирают однокоренные хлебец, хлебница, хлебный

Рассматривают схему, выходят к доске и составляют слова:

хлебозавод

хлеборез

хлебопек

хлебопашец

хлебосол

Уточняют лексическое значение слов

  1. Подведение итогов

-Наш урок подходит к концу. Возьмите карточку и закончите предложение.

  • На уроке мы повторили…
  • Я узнал важные для петербуржца слова…
  • Теперь я знаю, что…
  • Я всегда буду беречь…
  • Мне интересно было узнать…
  • Я горжусь…

Берут карточку из рук учителя, заканчивают предложение и вывешивают карточку на доску. Из всех карточек составляют картинку, символ Санкт-Петербурга – кораблик.

Самооценка:

- На ваших столах лежат желтые круги. Что они могут обозначать? Цыпленка могут? А фонарик? А огонек? А солнышко?

-Поднимите солнышки те, кто считает, что он хорошо поработал на уроке. Видите, сколько у нас солнышек. Пусть оно чаще светит в нашем городе.

 Отвечают на вопрос, оценивают свою работу на уроке.

  1. Домашнее задание

Стр.51 упр. 86

Дополнительный материал:

Диагностика достижений планируемых результатов:

Дополнительные творческие задания:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительныеЦели урока:•  формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопро...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Имена существительные одушевленные и неодушевленные".

Цель урока:Сформировать представление об одушевленных и неодушевленных именах существительных. Ввести правила различия неодушевленных и одушевленных имен существительных.Научи...

Конспект урока русского языка "Одушевленные и неодушевленные имена существительные", 2 класс

Конспект урока русского языка "Одушевленные и неодушевленные имена существительные", 2 класс...

Технологическая карта урока русского языка «Одушевленные и неодушевленные имена существительные», (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель урока: формирование умения ставить вопросы к именам существительным, распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.Задачи урокаДидактические:Научить находить имена существитель...

Методическая разработка урока русского языка "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Цель урока: создание условий для освоения учащимися способа определения одушевлённых и неодушевлённых имен существительных....