Сочинение по картине А.А. Пластова "Первый снег" на уроке русского языка в 4-м классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Карасёва Ирина Геннадьевна

Цели:

1) учить детей осмысливать содержание картины;

2) совершенствовать умение подбирать необходимые для описания слова;

3) учить соотносить художественный текст и художественные средства картины; 

4) развивать мышление детей, кругозор, воображение, словарный запас; 

5) воспитывать любовь к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie_po_kartine_a.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

Сочинение по картине А.А. Пластова "Первый снег" на уроке русского языка в 4-м классе

Карасёва Ирина Геннадьевна, учитель ГБОУ Гимназии №168

Цели:

  • 1) учить детей осмысливать содержание картины;
  • 2) совершенствовать умение подбирать необходимые для описания слова;
  • 3) учить соотносить художественный текст и художественные средства картины;
  • 4) развивать мышление детей, кругозор, воображение, словарный запас;
  • 5) воспитывать любовь к природе.

Оборудование:

  • 1) репродукция картины А. А. Пластова “Первый снег”
  • 2) копии репродукции картины на каждой парте;
  • 3) фонограмма “Времена года” П. И. Чайковского;
  • 4) рисунки учащихся по теме “Зима”.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Подготовка к восприятию картины. Урок начинается с прослушивания

фонограммы П. И. Чайковского “Времена года. Ноябрь”.

- Ребята, посмотрите в окно – наступает зима. Все люди по-разному воспринимают приход этого времени года. Кто-то любит зиму, а кто-то боится ее суровых морозов. Но первый снег никого не может оставить равнодушным. Как вы думаете, почему? (С первым снегом все в природе преображается, становится светлым, праздничным). Послушайте, как удивительно пишет о первом снеге русский поэт И. С. Никитин:

…В полдень дождь перестал,
И что белый пушок
На осеннюю грязь
Начал падать снежок…

- Каким вы представляете себе первый снег? (Он легкий, воздушный).

- А какое настроение вызывает у вас первый снег? (Чувство радости, праздника, ожидание какого-то чуда).

- Послушайте, что говорил о первом снеге К. Паустовский: “Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту”.

- В прошлом году мы с вами уже писали сочинение на тему “Первый снег”, а при подготовке к этому уроку нарисовали рисунки. Давайте их рассмотрим. (Рисунки находятся на доске).

- Что вы изобразили в своих работах? (Снег покрыл все дома, улицы, деревья. Дети выбежали на улицу лепить из первого снежка снеговика).

- Поэты, писатели выражают свои чувства с помощью слов, художники с помощью кисти и красок (в том числе и ребята, выполнившие эти работы), а композиторы с помощью музыки. В начале урока мы услышали отрывок из альбома великого русского композитора П. И. Чайковского “Времена года”, который называется “Ноябрь”.

3. Беседа по содержанию картины, выявление изобразительных средств. Речевая и орфографическая подготовка.

- Сегодня мы будем готовиться к сочинению по картине Аркадия Александровича Пластова, которую он написал в 1946 году. Подготовка к такому сочинению требует большой устной работы и вашей активности на уроке. Внимательно рассмотрите картину. (Копии репродукции находятся на столах у детей, большая репродукция – на доске).

- Как бы вы назвали ее? (“Ранний снег”, “Начало зимы”, “Снегопад”, “Первый зимний месяц”, “Русская зима”, “Первый снег”).

-Автор назвал свое произведение “Первый снег”. Какое время года изобразил художник? (Начало зимы).

- Как вы думаете, почему это именно начало зимы? (Местами видна голая земля, нет сугробов).

- Какое время суток изображено? (Утро, снег выпал ночью).

- Обратите внимание на фон картины. Какой он: темный или светлый? (В картине преобладают светлые тона: розовый, белый, бледно-голубой, серый, лиловый).

- А какой цвет здесь главный? (Главный цвет – розовый. Он дает нам ощущение праздника).

- Какие чувства вызывает у вас эта картина? (Картина вызывает чувство радости, счастья).

- Давайте попробуем описать снег. Для этого нам необходимо подобрать эпитеты. Что такое эпитеты? (Красочные прилагательные).

- Запишите в тетради слово “снег”. Один ученик будет работать на доске:

Снег пушистый, белый, мохнатый, блестящий, колючий, крупный, липкий. (Подбираются проверочные слова, выделяются орфограммы).

- Вспомните, что такое синонимы. (Это слова, близкие по значению).

- Подберите синонимы к слову “падает”. Запишем их в тетради:

Снег падает, кружится, метет, покрывает землю ковром.

4.Проведение физминутки.

5. Продолжение работы над сочинением.

-Кто изображен на переднем плане? (Мальчик и девочка, вероятно, это брат и сестра).

- Во что одета девочка? (Она в домашнем платье, на голову наброшен платок, на ногах валенки не по размеру, видно, что она одевалась второпях).

- Как одет мальчик? (Он одет в пальто, шапку-ушанку и валенки).

- Как вы думаете, почему мальчик одет по-зимнему, а сестра выбежала на крыльцо раздетой? (Вероятно, мальчик вышел на прогулку, увидел первый снег, укрывший землю и позвал сестру. Она не успела одеться).

- Как вы думаете, что почувствовали дети, увидев первый снег? (Дети в восторге, они рады снегу).

-Куда смотрят дети? (Они смотрят вверх, на небо, откуда сыплется снег).

2 ученик делает запись на доске:

Девочка не_успела одеться, накинула на голову теплый платок, выбежала в легком платье, ноги сунула в валенки, смотрит на падающий снег, закинула голову вверх.

Мальчик одет тепло: в пальто, валенки, шапку-ушанку.

3 ученик пишет на доске:

На лицах у детей чувство восторга и удивление. Глаза блестят от радости. Ребята радуются первому снегу.

- Что еще изобразил художник на переднем плане? (Около дома в палисаднике растет большая старая береза. Также художник изобразил ворону).

- Как вы думаете, что переживает ворона? (Она тоже рада первому снегу, хочет его попробовать).

- Как вы думаете, почему Пластов изобразил не всю березу, а только ее часть? (Наверное, художник хотел показать, что главное в картине – дети, их радостное настроение).

4 ученик выполняет запись на доске:

Береза старая, раскидистая, стала пушистой и красивой.

Ворона спокойно и важно шагает по_снегу.

- Сделайте синтаксический разбор этого предложения.

6. Составление плана.

- Вспомните, из каких частей состоит текст? (Вступление, основная часть, заключение).

- Как можно озаглавить первую часть?

1). Картина А. Пластова “Первый снег”.

- О чем мы будем писать в основной части?

2) Первый день зимы.

3) Радость детей.

4) Цвет и настроение картины.

- Как можно озаглавить заключительную часть?

5). Мое восприятие картины.

- В своих сочинениях вы можете использовать эпиграфы. Посмотрите на доску:

Снег пушистый, серебристый
Мягким стелется ковром,
И снежинки, как пушинки,
Вьются весело кругом.

Или:

Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.

- Дома вы тоже готовили эпиграфы. Давайте их послушаем.

7. Составление устного рассказа по картине.

- Давайте попробуем устно составить рассказ по картине. С каких слов его надо начать? (Передо мной картина А. А. Пластова “Первый снег”).

8. Итог урока.

- Чем мы сегодня занимались на уроке? Что нового узнали?

- На следующем уроке мы с вами будем писать сочинение по этой картине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4-м классе КРО по теме: «Родительный падеж имен существительных. Подготовка к сочинению "Осенняя прогулка"»

Данный урок совершенствует развитие орфографической зоркости, внимания. Используемые мной приемы способствуют активизации познавательной активности учащихся, воспитывают умение чувствовать, пони...

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри». Урок по развитию речи в 4 классе.

Предварительная подготовка к восприятию картины проходит на уроках чтения, изобразительного искусства – дети  знакомятся с народными сказаниями о русских богатырях. На уроке русского ...

Урок. Русский язык. Развитие речи 3 класс. Сочинение"В окно повеяло весною"

В материале размещен урок русского языка в 3 классе.Сочинение на тему "В окно повеяло весною"...

Урок русского языка в 4-ом классе по теме "Подготовка к сочинению по картине В.М.Васнецова "Богатыри"

Сочинения по картине служат одним из эффективных средств развития речи, обогащения словарного запаса учащегося. На таком уроке проявляется индивидуальность каждого ученика, развиваются его творческие ...

Урок русского языка в 3-м классе по теме "Сочинение по картине "Зимние забавы"

Урок русского языка в 3-м классе по теме"Сочинение по картине «Зимние забавы»"Цели: Формировать умение создавать повествовательный текст по сюжетной картине. Учить правильно...

Сочинение по картине И.И.Левитана "Золотая осень". Русский язык.4класс.15 урок

Сочинение по картине И.И.Левитана "Золотая осень".Русский язык. 4 класс.15 урокШкола России. Учебник Канакиной, Горецкого....