Интегрированный урок развития речи и русского языка в 3 классе Тема: Азбука вежливости. Как правильно написать письмо. Главный закон общения.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Володько Галина Николаевна

Интегрированный урок развития речи и русского языка в 3  классе

Тема: Азбука вежливости. Как правильно написать письмо. Главный закон общения.

Учитель: Володько Г.Н. ,учитель начальных классов МБОУ СОШ

 рабочего посёлка Шемышейка

Форма урока :  Классный конкурс « Лучшее письмо-2014».

Цели урока:     1. Формировать умение писать письма, использовать      речевые     средства в письменном общении. Учить детей различать деловые и частные письма.

2.Привлечь внимание школьников к ценностям родного языка.        Провести конкурс «Лучшее письмо-2014».

3.Воспитывать любовь и уважение к своей стране, родителям,               друзьям. Способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма. Прививать культуру письменного обращения.

4. Развивать память, мышление, связную литературно       грамотную речь.

Оборудование:

·         Проектор ,интерактивная доска

·        чистые листы бумаги;

·        таблица «Возможные части  текста письма»;

·        схема «Такие разные адресаты», памятки « Правила оформления письма», «Части текста письма…» (на партах у каждого ученика);

·        слова для справок.

План урока.

I.                   Сообщение темы и целей урока. Постановка учебной задачи.

II. Актуализация знаний.

1.Вводная беседа. Знакомство с понятиями « деловые  письма» и «частные

письма».

2.Адрес, отправитель, получатель.

3. Работа со схемой №1 «Такие разные адресаты».

 III.. Подготовка к написанию письма.

1.Письмо - это текст (комментарий ученицы у доски, работа с Памяткой на столах).

2. Обсуждение особенностей  построения и правил оформления письма

 IV. Работа в группах по номинациям :

1группа – «Письмо ветерану».

2 группа – «Письмо другу».

3 группа - «.Письмо  Президенту».

V. Самостоятельная работа по написанию письма  .

VI. Защита творческих работ: чтение детьми писем, написанных на уроке.

VII. Конкурс «Лучшее письмо -2010». Награждение.

 VIII. Итог урока.

IХ.Домашнее задание.

 

 

 

 

Ход урока.

I. Сообщение темы и целей урока .

-Сегодня, накануне замечательного праздника 70 – летия Победы мы проведем урок - конкурс «Лучшее письмо -2014». Самые интересные письма, написанные на уроке, мы отправим на областной конкурс «Лучший урок письма-2014» . Областной конкурс проходит по следующим номинациям:

-« Письмо ветерану»

-« Письмо Президенту»;

-«Письмо другу. Однажды со мной случилось»;

-« Моему учителю»;

-«Хочу тебе рассказать о своём  родном крае».

  Наш классный конкурс пройдёт по первым трём номинациям.

Слайд 1.

 Сегодня весь класс делится  на три большие группы  (по рядам).

III. Введение в тему урока. Актуализация знаний.

1.Вводная беседа . Знакомство с понятиями « деловые  письма» и «частные

письма».

- Вы любите получать письма?

-Вы отвечаете на письма?

- Как к вам попадают письма, и кто вам их пишет?

- Расскажите, о чём вам пишут в письмах?

- Зачем пишут письма? ( Письма играют большую роль  в жизни людей. С их помощью люди общаются, хотя порой живут далеко друг от друга. В современном мире популярны электронные письма  ). 

-Сегодня на уроке вам предстоит  написать письмо или ветерану ,или Президенту ,или другу.( Согласно номинациям).

-Кому вы будете писать письма?

Письма, которые мы пишем знакомым, родственникам ,друзьям, т.е. частным лицам - это частные письма ( личная переписка).

-Как  будут называться письма, которые пишут деловым, официальным лицам, государственным лицам?(Деловые )

Слайд 2.

-Кому бы вы адресовали деловое письмо?( Руководству школы, руководству домоуправления. )

2. Адрес, отправитель, получатель.

-  Иногда писатели создают художественные произведения в форме писем, переписки. Вспомните такие  произведения из книг, прочитанных вами во 2  классе. (Рассказ А.П.Чехова « Ванька»).

Слайд 3.

-         Кому Ванька  написал своё  письмо?  Как мальчик подписал конверт? (Ванька  написал своё  письмо дедушке, вложил его в конверт и вывел  « На деревню дедушке».)

-         Мог ли дедушка получить письмо? Почему? ( Дедушка письмо не получит, потому что мальчик неправильно написал  на конверте дедушкин адрес и не указал свой адрес.)

-         Определите, кто - Ванька или дед - является отправителем

-         ( автором письма) ,а кто получателем( адресатом ).

4. Работа со схемой №1«Такие разные адресаты».

(У каждого на парте листы с напечатанной схемой №1)

Слайд 4.

 

              
  

Такие  разные адресаты

 
  image image
 
 

ветераны 

 

Президент

 

друзья

 

учитель

 

 

 

 

 

 

 

 

-         Впишите в прямоугольники ответ на вопрос «Кому пишут письма? »(ветерану, друзьям, учителю, Президенту.)

- А теперь сверьте свою работу со схемой на доске. (Учитель открывает схему).

- Да, ребята, письма  пишут не только родственникам, друзьям, но и учителю, и государственным деятелям. Пишут письма только в хорошем настроении. Учитывая , кто адресат, выбирают тон письма. Он может быть почтительным (к учителю, бабушке), шуточным ( к приятелю, самому близ-

кому  человеку – маме). Не допустима фамильярность.

III. Подготовка к написанию письма.

1.Письмо- это текст.

-Знаете ли вы, ребята, что письмо надо сочинять по определённым правилам? Письмо- это текст, и нужно знать его возможные части.

Слайд 5.

Памятка «Части текста письма»

Части текста письма

Примеры

Обращение

Уважаемый…

Начальная фраза о состоянии переписки

Пишет Вам...

Основное содержание письма,

сообщение о новостях

Я хочу Вам рассказать…

Вопросы адресату

Как Ваши дела?

Благодарности

Спасибо за внимание…

Просьба писать письма.

Я прошу Вас…

 

Прощание

До свидания…

Концовка и подпись

С уважением…

Дата и место написания.

28 апреля 2010 года

 

 

 

IV.Работа в группах  по номинациям :

1группа – «Письмо ветерану».

2 группа - «Письмо  Президенту».

3 группа – «Письмо другу».

1)Подготовительная работа к написанию «Письма ветерану».

Слово учителя:

- Скоро наша страна и всё прогрессивное человечество отметят 65-летие великой Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Это самый

светлый  праздник. Мы с вами готовимся достойно отметить это событие:

участвовали в районном конкурсе военной песни «Катюша»,в районной научно-практической конференции « Салют ,Победа!», побывали на встрече с ветеранами войны и труда в районном краеведческом музее. Мыс вами собрали  много краеведческого материала о родственниках-участниках войны. Всё это нам поможет написать письмо ветерану. В письме можно обратиться к погибшему прадеду.

Слайд 6.

2). Подготовительная работа к написанию письма Президенту.

     -Как зовут  Президента Российской Федерации?

Слайд 7.

-Что вы о нём знаете? Какую роль играет Президент в жизни нашей страны, школы?

-Как вы думаете, что нужно сделать Президенту, чтобы всем жителям государства жилось спокойно и  хорошо?

-О чём бы вам хотелось написать  Президенту России?

- Как  вы думаете,  с использованием  каких слов нужно к нему обращаться? Можете вы написать ему: «любимый, дорогой»?

-Верно. С такими  словами  можно обращаться только к очень близким и родным людям. Для обращения к Президенту лучше использовать слова:  « господин Президент», «  уважаемый Президент » или по имени отчеству.

 2.Обсуждение особенностей построения письма.

Слайд 8.

3) Памятка «Правила оформления письма другу »

1)Ответное письмо.

Если ты получил письмо, то желательно не медлить с ответом. Ответ должен быть отправлен через 2-3 дня после получения вами письма.

2)Бумага для письма.

Лист должен быть чистый, целый ,с ровными краями.
3). Почерк

Письмо пишется разборчивым почерком , ровно, аккуратно .

4)Тон письма, обращения.

       Если письмо предназначено близкому человеку, оно будет тёплым, сердечным ,дорогим.

 

V. Самостоятельная  работа по написанию письма (  в черновиках на уроке русского языка). Редактирование писем с помощью учителя  .

VI. Защита творческих работ: чтение детьми писем, написанных на уроке русского языка.

 

VII. Конкурс «Лучшее письмо-2014». Награждение победителя. Жюри подводит итоги в номинациях:

V II .Награждение победителей .

 VIII. Итог урока (подводит учитель):

-Какие письма мы сегодня учились писать?

-Кому и куда вы писали письма?

-Что нового узнали на уроке о написании писем?

- Какое задание   больше всего понравилось?

-Что не понравилось на уроке?

Что вам пригодится в жизни?

С каким настроением уходим с урока?

IХ.Домашнее задание на лето: написать письмо на тему  «Моему учителю».

 

\

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок развития речи и русского языка в 3  классе

Тема: Азбука вежливости. Как правильно написать письмо. Главный закон общения.

Учитель: Володько Г.Н. ,учитель начальных классов МБОУ СОШ

 рабочего посёлка Шемышейка

Форма урока :  Классный конкурс « Лучшее письмо-2014».

Цели урока:     1. Формировать умение писать письма, использовать      речевые     средства в письменном общении. Учить детей различать деловые и частные письма.

2.Привлечь внимание школьников к ценностям родного языка.        Провести конкурс «Лучшее письмо-2014».

3.Воспитывать любовь и уважение к своей стране, родителям,               друзьям. Способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма. Прививать культуру письменного обращения.

4. Развивать память, мышление, связную литературно       грамотную речь. 

Оборудование:

  •  Проектор ,интерактивная доска
  • чистые листы бумаги;
  • таблица «Возможные части  текста письма»;
  • схема «Такие разные адресаты», памятки « Правила оформления письма», «Части текста письма…» (на партах у каждого ученика);
  • слова для справок.

План урока.

  1. Сообщение темы и целей урока. Постановка учебной задачи.

II. Актуализация знаний.

1.Вводная беседа. Знакомство с понятиями « деловые  письма» и «частные

письма».

2.Адрес, отправитель, получатель.

3. Работа со схемой №1 «Такие разные адресаты».

 III.. Подготовка к написанию письма. 

1.Письмо - это текст (комментарий ученицы у доски, работа с Памяткой на столах). 

2. Обсуждение особенностей  построения и правил оформления письма

 IV. Работа в группах по номинациям :

1группа – «Письмо ветерану».

2 группа – «Письмо другу».

3 группа - «.Письмо  Президенту». 

V. Самостоятельная работа по написанию письма  .

VI. Защита творческих работ: чтение детьми писем, написанных на уроке.

VII. Конкурс «Лучшее письмо -2010». Награждение.

 VIII. Итог урока.

IХ.Домашнее задание.

Ход урока.

I. Сообщение темы и целей урока .

-Сегодня, накануне замечательного праздника 70 – летия Победы мы проведем урок - конкурс «Лучшее письмо -2014». Самые интересные письма, написанные на уроке, мы отправим на областной конкурс «Лучший урок письма-2014» . Областной конкурс проходит по следующим номинациям:

-« Письмо ветерану»

-« Письмо Президенту»;

-«Письмо другу. Однажды со мной случилось»;

-« Моему учителю»;

-«Хочу тебе рассказать о своём  родном крае».

  Наш классный конкурс пройдёт по первым трём номинациям.

Слайд 1.

 Сегодня весь класс делится  на три большие группы  (по рядам).

III. Введение в тему урока. Актуализация знаний.

1.Вводная беседа . Знакомство с понятиями « деловые  письма» и «частные

письма».

- Вы любите получать письма?

-Вы отвечаете на письма?

- Как к вам попадают письма, и кто вам их пишет?

- Расскажите, о чём вам пишут в письмах?

- Зачем пишут письма? ( Письма играют большую роль  в жизни людей. С их помощью люди общаются, хотя порой живут далеко друг от друга. В современном мире популярны электронные письма  ).  

-Сегодня на уроке вам предстоит  написать письмо или ветерану ,или Президенту ,или другу.( Согласно номинациям).

-Кому вы будете писать письма?

Письма, которые мы пишем знакомым, родственникам ,друзьям, т.е. частным лицам - это частные письма ( личная переписка).

-Как  будут называться письма, которые пишут деловым, официальным лицам, государственным лицам?(Деловые )

Слайд 2.

-Кому бы вы адресовали деловое письмо?( Руководству школы, руководству домоуправления. )

2. Адрес, отправитель, получатель.

-  Иногда писатели создают художественные произведения в форме писем, переписки. Вспомните такие  произведения из книг, прочитанных вами во 2  классе. (Рассказ А.П.Чехова « Ванька»).

Слайд 3.

  • Кому Ванька  написал своё  письмо?  Как мальчик подписал конверт? (Ванька  написал своё  письмо дедушке, вложил его в конверт и вывел  « На деревню дедушке».)
  • Мог ли дедушка получить письмо? Почему? ( Дедушка письмо не получит, потому что мальчик неправильно написал  на конверте дедушкин адрес и не указал свой адрес.)
  • Определите, кто - Ванька или дед - является отправителем
  • ( автором письма) ,а кто получателем( адресатом ).

4. Работа со схемой №1«Такие разные адресаты».

(У каждого на парте листы с напечатанной схемой №1)

Слайд 4.

  • Впишите в прямоугольники ответ на вопрос «Кому пишут письма? »(ветерану, друзьям, учителю, Президенту.)

- А теперь сверьте свою работу со схемой на доске. (Учитель открывает схему).

- Да, ребята, письма  пишут не только родственникам, друзьям, но и учителю, и государственным деятелям. Пишут письма только в хорошем настроении. Учитывая , кто адресат, выбирают тон письма. Он может быть почтительным (к учителю, бабушке), шуточным ( к приятелю, самому близ-

кому  человеку – маме). Не допустима фамильярность.

III. Подготовка к написанию письма.

1.Письмо- это текст.

-Знаете ли вы, ребята, что письмо надо сочинять по определённым правилам? Письмо- это текст, и нужно знать его возможные части.

Слайд 5.

Памятка «Части текста письма»

Части текста письма

Примеры

Обращение

Уважаемый…

Начальная фраза о состоянии переписки

Пишет Вам...

Основное содержание письма,

сообщение о новостях

Я хочу Вам рассказать…

Вопросы адресату

Как Ваши дела?

Благодарности

Спасибо за внимание…

Просьба писать письма.

Я прошу Вас…

Прощание

До свидания…

Концовка и подпись

С уважением…

Дата и место написания.

28 апреля 2010 года

IV.Работа в группах  по номинациям :

1группа – «Письмо ветерану».

2 группа - «Письмо  Президенту».

3 группа – «Письмо другу».

1)Подготовительная работа к написанию «Письма ветерану».

Слово учителя:

- Скоро наша страна и всё прогрессивное человечество отметят 65-летие великой Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Это самый

светлый  праздник. Мы с вами готовимся достойно отметить это событие:

участвовали в районном конкурсе военной песни «Катюша»,в районной научно-практической конференции « Салют ,Победа!», побывали на встрече с ветеранами войны и труда в районном краеведческом музее. Мыс вами собрали  много краеведческого материала о родственниках-участниках войны. Всё это нам поможет написать письмо ветерану. В письме можно обратиться к погибшему прадеду.

Слайд 6.

2). Подготовительная работа к написанию письма Президенту.

     -Как зовут  Президента Российской Федерации?

Слайд 7.

-Что вы о нём знаете? Какую роль играет Президент в жизни нашей страны, школы?

-Как вы думаете, что нужно сделать Президенту, чтобы всем жителям государства жилось спокойно и  хорошо?

-О чём бы вам хотелось написать  Президенту России?

- Как  вы думаете,  с использованием  каких слов нужно к нему обращаться? Можете вы написать ему: «любимый, дорогой»?

-Верно. С такими  словами  можно обращаться только к очень близким и родным людям. Для обращения к Президенту лучше использовать слова:  « господин Президент», «  уважаемый Президент » или по имени отчеству.

 2.Обсуждение особенностей построения письма.

Слайд 8.

3) Памятка «Правила оформления письма другу »

1)Ответное письмо.

Если ты получил письмо, то желательно не медлить с ответом. Ответ должен быть отправлен через 2-3 дня после получения вами письма.

2)Бумага для письма.

Лист должен быть чистый, целый ,с ровными краями.
3). Почерк

Письмо пишется разборчивым почерком , ровно, аккуратно .

4)Тон письма, обращения.

       Если письмо предназначено близкому человеку, оно будет тёплым, сердечным ,дорогим.

V. Самостоятельная  работа по написанию письма (  в черновиках на уроке русского языка). Редактирование писем с помощью учителя  .

VI. Защита творческих работ: чтение детьми писем, написанных на уроке русского языка.

VII. Конкурс «Лучшее письмо-2014». Награждение победителя. Жюри подводит итоги в номинациях:

V II .Награждение победителей .

 VIII. Итог урока (подводит учитель):

-Какие письма мы сегодня учились писать?

-Кому и куда вы писали письма?

-Что нового узнали на уроке о написании писем?

- Какое задание   больше всего понравилось?

-Что не понравилось на уроке?

Что вам пригодится в жизни?

С каким настроением уходим с урока?

IХ.Домашнее задание на лето: написать письмо на тему  «Моему учителю».

\


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок окружающий мир и русский язык в 3классе

Интегрированный урок окружающий мир и русский  ...

Конспект урока развития речи по русскому языку во 2 классе по теме: "Пробуем сочинять загадки"

Конспект урока развития речи по русскому языку  во 2 классе, тема урока:  "Пробуем сочинять загадки". Автор учебника С.В. Иванов "Русский язык" 2 класс, изд. "Вентана-Граф"( УМК "Начальная ш...

Тема: Азбука вежливости. Как правильно написать письмо.

Данный урок развития речи нацелен на овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения ,на знакомство с видами писем и их особенностями написания....

Интегрированный урок (развитие речи, окружающий мир, труд) 1 класс Тема: «Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будем мы!»

На уроке дети познакомятся со знаками Солнца,узнают о том, как представляли себе нашу планету и солнце наши предки.Обратятся к русским народным сказкам, мифам.Украсят солнечными знаками дымковскую игр...

Урок развития речи по русскому языку во 2 классе по картине Решетникова "Опять двойка"

Учащиеся познакомятся с  некоторыми сведениями о творчестве художника  Фёдора  Павловича  Решетникова, научатся назвать его две картины на школьную тему: «Опять двойка» и «Прибыл н...

Урок развития речи по русскому языку "Капризное настроение".3 класс

Урок развития речи по русскому языку "Капризное настроение". 3 класс. Содержит конспект урока, презентацию и готовое приложение, необходимое для работы на уроке....

Конспект урока развития речи по русскому языку, 4 класс

Урок развития речи.Тема урока: Сочинение о  животном.Классификация данного сочинения:1. по типу текста — сочинение смешанного типа2. по источникам — на материале разных источников3. п...