Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Орлова Людмила Владимировна

Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УМК «Начальная школа 21века».  (Учитель Орлова Л.В.)

Урок русского языка в 4 классе по теме «Мягкий знак на конце наречий после шипящих».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Блок: правописание.

Цели и задачи урока: познакомить с написанием мягкого знака после шипящих на конце наречий, с исключением из правила; закрепить навык применения изученных правил.

Средства достижения цели: сигналы, карточки для работы в группах, таблица, памятки алгоритма, учебник и тетрадь для 4кл. С.В.Иванова, интерактивная доска.

Методические приёмы на уроке:

наблюдение за языковым материалом,

коллективное формулирование правила,

классификация слов с мягким знаком после шипящих,

формирование универсальных учебных действий.

План урока.

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

3.Постановка учебной задачи.

4.Открытие нового знания.

5.Первичное закрепление.

6.Самостоятельная работа. Работа в группах.

7.Включение нового знания в систему знаний и навыков.

8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, самоанализ и самоконтроль.

9.Рефлексия деятельности (итог урока).

Планируемые результаты.

-Личностные УУД: мотивация учебной деятельности, включающая учебно-познавательные и внешние мотивы.

-Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

-Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

-принятие и сохранение учебной задачи;

-планирование своего действия;

-осуществление итогового и пошагового контроля по результату;

-адекватное восприятие оценки учителя и товарищей;

-оценивание правильности выполнения действия;

-умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.

Познавательные УУД:

-осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;

-использование знаково-символических средств;

-построение речевого высказывания;

-проведение сравнения и классификации по заданным критериям;

-установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные УУД:

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

-стремление к координации различных позиций;

-формулирование собственного мнения и позиции;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-использовать речь для регуляции своего действия;

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I.Орг. момент

Пожелание детям успешной работы.

Пожелание друг другу удачи.

ЛУУД: мотивация к учебной деятельности.

II. Актуализация знаний.

На доске рисунки: луч, шалаш, плащ, рожь.

-Ребята, постарайтесь каллиграфически правильно записать буквы последних звуков в словах.

-Что можете сказать об этих буквах?

-Какие орфограммы с этими буквами?

Опорная таблица.

Ь пишется

Ь не пишется

Дети записывают:

Ч   Ш  Щ  Ж

-Это буквы шипящих звуков.

-Правописание сочетаний, написание ь во всех глагольных формах и у сущ.3скл.; отсутствие ь у сущ.2скл., сущ.1скл. Р.п., и у прилагательных в краткой форме.

Заполнение таблицы.

ПУУД:

-поиск и выделение необходимой информации;

-сравнение и классификация по заданным критериям;

-использование знаково-символических средств;

-систематизация имеющихся знаний о правописании ь после шипящих.

Ш.Постановка учебной задачи.

Диктант слов: дичь,(нет) туч, прячь, ешь, плющ, пригож, вскачь, настежь, уж.

-Почему записи получились разные, задание же было одинаковым для всех?

-Какие слова вызвали затруднение?

Двое у доскиУченики записывают слова в два столбика(с  ь знаком на конце и без ь ), опираясь на таблицу доказывают почему ь пишется или не пишется.

Получаются разные варианты записи наречий в столбики.

Дети объясняют это тем, что слова вскачь, настежь, уж-это наречия, правописание которых они не знают.

ПУУД:

-анализ объектов с целью выделения признаков, побуждение к осознанию противоречий, ппостановка проб пропостановка проблемы, выдвижение гипотез и предположений;

-подведение под понятие, выведение следствий;

-развитие умения анализировать, делать выводы, обобщать, развивать познавательные и исследовательские навыки, творческое мышление.

-Кто озвучит тему нашего урока?

-Какие цели поставите перед собой?

На доске записаны цели:

1.Узнать, когда в наречиях пишется ь ?

2.Научиться правильно писать наречия.

-Как узнаем наречие?

-На какой ступеньке знаний о наречии вы себя ощущаете? Отметьте.

Какими средствами будем пользоваться для достижения данных целей?

Что нам поможет в достижении поставленных целей?

-Правописание ь на конце наречий после шипящих (возможно уточнение темы).

-Научиться правильно писать наречия с буквой шипящего звука на конце.

-Ученики дают определение наречия.

-Отмечают.

Из учебника, словаря, от учителя. (Предлагают разные варианты).

-формулирование темы урока, использование знаково-символических средств.

РУУД:

целеполагание как постановка учебной задачи;

-оценка—выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

IV.Открытие нового знания.

- -Откройте в учебнике урок №96.

-Совпадает ли тема, озвученная вами с темой в учебнике?

-В каком блоке будем работать?

-Что будем развивать, объяснять, контролировать?

Развивать

Объяснять

Контролировать

-

-Тема совпадает.

-Работать будем в блоке «Правописание».

-Развивать будем орфографическую зоркость, внимание.

-Объяснять написание ь в словах.

Контролировать ответы свои и товарищей, правильное написание слов.

ЛУУД:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения учебной задачи;

КУУД:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Открываем тайну орфографического правила (чтение правила в учебнике).

-Что узнали о наречии?

На конце наречий после шипящих пишется ь .

V.Первичное закрепление с проговариванием.

-Возвращаемся к словам, написанным на обратной стороне доски.

-О каких других наречиях-исключениях вы узнали?

-Возвращаемся к цели урока.

-Чего достигли? Над чем продолжим работу?

Дети корректируют записи на доске, дописывают слова « замуж»,«невтерпёж» во второй столбик;

-знакомятся с  правописанием ь в наречиях;

-закрепляют навык применения изученных правил.

ПУУД:

-удержание учебной задачи;

-выделение необходимой информации.

КУУД:

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Музыкальная физминутка.

VI.Самостоятельная работа. Работа в группах.

Учитель даёт задание на карточках по группам. Инструкция: выписать наречия, сделать буквенную запись слов.

Алгоритм.

Вспомни определение наречия.

Найди наречие. Определи: является ли это наречие исключением или нет.

Запиши правильно.

Iгр.               IIгр.                  Шгр.

приго[ш]     молодё[ш]        мА[ш]

у[ш]              заму[ш]           навзни[ч]

горе[ч]        (много) да[ч]    невтерпё[ш]

знае[ш]       спло[ш]              колю[ч]

наотма[ш]     могу[ч]        (нет) ГРУ[ш]

Ученики выполняют задание и отчитываются о проделанной работе.

РУУД:

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

-осуществление итогового и пошагового контроля, самоконтроль;

КУУД:

-умение договариваться с людьми, согласуя с ними свои взгляды, контролировать действия партнёра;

ПУУД:

-преобразование модели с целью выявления общих законов.

VII.Включение нового знания в систему знаний и навыков.

-Заполнение опорной таблицы.

Выполнение задания, повторение и проговаривание правила.

ПУУД:

-удерживание цели;

-преобразование модели;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

VIII.Самостоятельная работа (разноуровневая).

Тетрадь «Пишем грамотно», стр.15, упр. 1,2(по выбору), учебник упр.1.

Выполнение задания.

Проверка задания по слайду.

РУУД:

-учитывать алгоритм;

-планирование действия для достижения цели;

-осуществление итогового и пошагового контроля, самоконтроля.

-коррекция—внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия.

ЛУУД:

-смыслообразование--связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

IX.Рефлексия деятельности (итог урока).

-Какие цели ставили? Достигли ли вы цели? Определитесь по знаниям.

-Дети отвечают на вопросы. Рассказывают и отмечают где они ощущают себя по знаниям.

ЛУУД:

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

X.Самооценка по памятке.

Памятка.

-Что нужно было сделать?

-Удалось ли сделать?

-Всё выполнено верно или есть недочёты?

-Сделал всё сам или с чьей-то помощью?

-Какую поставишь себе отметку?

Ответы учеников по памятке.

ЛУУД:

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

РУУД:

-оценивание правильности выполненного действия;

-умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;

-адекватное восприятие оценки учителя и товарищей.

XI.Домашнее задание.

Тетрадь «Пишем грамотно» упр.4;

учебник стр.70,упр.4(по выбору).

*придумать загадку, стихотворение, и т. д. про правописание наречий.

Выбирают посильное задание.

ЛУУД:

-самоопределение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих" проблемно - диалогическая технология...

Презентация к уроку русского языка по теме" Мягкий знак на конце существительных после шипящих."

Презентация к уроку русского языка по теме" Мягкий знак на конце существительных после шипящих."...

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

углубление знаний о функциях мягкого знака:  показатель мягкости      согласных, разделительный знак, показатель женского рода имен     существительны...

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

углубление знаний о функциях мягкого знака:  показатель мягкости      согласных, разделительный знак, показатель женского рода имен     существительны...