конспект урока по ФГОС
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Логинова Ирина Сергеевна

Урок русского языка 1 класс Занков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме:  ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ
ЗВУКОВ БУКВАМИ Е,Ё,М, Ю, Я

Цель урока: содействовать  формированию  у обучающихся представлений о  способах обозначения на письме мягкости согласных звуков с помощью букв я, е, ё, и, ю через  характеристику  таких языковых единиц, как звук и буква и на основе фонетического состава слова  

  Предметные задачи:

Создать дидактические условия для развития у учащихся умения:

-различать звук и букву;

- правильно писать имена собственные;

-подводить языковой факт под понятия «Твёрдые и мягкие согласные звуки»;

 - выяснить всегда ли буквы е,ё,ю,я обозначают мягкость согласных;

- содействовать  формированию навыка произношения и написания йотированных гласных

Метапредметные задачи урока: 
 Создать дидактические условия для развития у учащихся умения:

-понимать заданные критерии успешности учебной деятельности;

-принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

-строить устные высказывания-рассуждения, проводить сравнения по заданным критериям;

-формировать собственное мнение и позицию;

-устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать;

-следовать совместно выработанным правилам участия в диалоге, полилоге.

 - осуществляют взаимный контроль в совместной деятельности. 


Тип урока: овладение новыми знаниями.

Оборудование: тетрадь по русскому языку Н.А Песняевой,

А.В.Полякова учебник «Русский язык» 2012 г. 1 класс;

компьютерная презентация,  проектор, экран, карточки для групповой работы, карточки для составления схемы на доске,

 карточки для этапа рефлексии. 

 

Ход урока:

1. Организационный этап.

Цель:1.Ссоздание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

  1. включение учащихся в учебную деятельность

 

 

 Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем «Добрый день!». Мы рады приветствовать Вас в нашем классе,

Возможно, есть классы и лучше, и краше,

Но пусть в нашем классе Вам будет светло.

Пусть будет уютно и очень легко.

-Будем надеяться, что настроение  у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут.

 Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.  Отметьте своё настроение.

Прозвенел звонок веселый,

Мы начать урок готовы,

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Улыбнитесь друг другу, ребята, пожелайте хорошего настроения и отличной работы на уроке. ( Дети поворачиваются лицом друг к другу, прикасаются ладошками и желают своему соседу хорошего настроения)

-Я присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю в вас и знаю - у вас всё получится!

  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель:

1) тренировать в понимании значения выражения «Уметь учиться»

2) определить содержательные рамки урока:   о способах обозначения на письме мягкости согласных звуков с помощью букв я, е, ё, и, ю.
3)мотивировать к учебной деятельности.

 

 Какой у нас урок? – наверно, самый сложный и трудный из всех уроков в начальной школе.

  Какую тему повторяли на предыдущем уроке? Чему учились?

- Кто вам сообщил  новые знания? (Открыли самостоятельно.)

-Как вы думаете, всему ли вы научились по этой теме? (Наверняка осталось что-то, чего мы еще не знаем)

-Что вы предлагаете? (Продолжить работу.)

- Прочитайте девиз нашего урока:

-Как будете открывать новые знания? (определим чего мы не знаем и сами найдем новый способ)

 - Сегодня на уроке вы снова будете открывать новое знание, узнаете много нового и интересного. – Вы любите преодолевать трудности?

3. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Цель:

1)актуализировать знания, связанные с употреблением гласных букв для смягчения согласных букв,   повторить написание имён собственных:;

2) тренировать мыслительные операции;

3)мотивировать к пробному действию;

4)предъявить индивидуальное задание для пробного действия;

5)организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения в учебной деятельности;

6)зафиксировать индивидуальные затруднения.

 

  - С чего начнем? ( С повторения) пальчиковая гимнастика

Чистописание. Почему ь? (показатель мягкости)

Проверьте написание букв у себя, а потом, обменяйтесь тетрадями, у соседа. Отметьте   правильно написанные буквы.

 Игра  «Буквы   рассыпались»  (восстановить  слова)

е Л н а     Л ё а ш       Л  д а и    д а Л ю     ялО   - записано на доске

Запись  в  тетрадях  и  на  доске       (смена зрительной дистанции)

Лена   Лёша     Лида    Люда    Лёня  Оля  Лёва

-Что  общего  в  этих  словах?            (Имена,    имеют  букву  л. есть мягкий согласный звук. 2 слога)  

 Разделите эти слована группы.

Что можете сказать о словах

Подчеркните    согласную   букву,    у   которой   мягкий   звук.

Проверка:   -Почему   согл.  Л   мягкий?    (буква  е)

                     -Какую  функцию  выполняет  буква  Е ?    (Обозначает  мягкость    .                    согласного   и  превращается  в  звук  Э)

                   Аналогично    характеризуются остальные   буквы  

     Вывод:    Выпишем     буквы,  которые   обозначают  мягкость  согласных.

                   Е   ё      и     ю    я          

 -Когда  после  согласных   пишутся  данные   буквы?   (Когда  согл.     слышится  мягко)

4.Первичное усвоение новых знаний и определение места и причины затруднения (если возникли)

Цель:

1)организовать восстановление выполненных операций и фиксацию места, где возникло затруднение);

2)определить цель и тему урока.

 

-Какое задание выполняли? (  Выписывали   буквы,  которые   обозначают  мягкость  согласных.

                   Е   ё      и     ю    я          

-Что не смогли выполнить правильно?  

- В чем возникло затруднение?

- Почему возникло затруднение?

-Определите цель урока.

- Какой же  будет тема урока, как вы думаете? (ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ
ЗВУКОВ БУКВАМИ е, ё, и, ю, я)

Задачи (индивидуальные)

Работа в парах по карточкам

ров-рёв

лук-люк

пальцы-пяльцы

роет-реет

-Прочитайте слова.  Значение  каких слов непонятны?

Ров- длинное, с высокими откосами углубление в земле

Рёв- Протяжный, громкий и напряженный крик животного

Люк-  Закрывающееся крышкой отверстие для проникновения вниз или внутрь чего-л. /

Пяльцы-  Приспособление для рукоделия в виде рамы, на которой закрепляется натянутая ткань. 

Реет- 1.летать плавно, парить 2. плавно развеваться 

Что объединяет все эти слова? (начинаются с букв, обозначающих согласные звуки)

Произнесите и сравните первые звуки в словах каждой пары.

Что заметили? (в первом твёрдые, в правом - мягкие)

-А от чего зависит мягкость и твёрдость согласных? (от следующих за ними букв)

-Какие буквы обозначают  твёрдость согласных звуков? (о у а)

-При каком условии эти буквы обозначают  твёрдость согласных звуков? (если стоят после букв согласных звуков)

--Какие буквы обозначают   мягкость  согласных звуков?

При каком условии (если стоят после букв согласных звуков)

Сформулируйте вывод.

Вывод: мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами е,ё, ю, я и ь.

Знакомство с правилом на с. 55.

Упр.68. (устно)

 Физкультминутка                  

Цель: снятие утомления через физические упражнения.

Мы  поработали. Пора отдохнуть, снять напряжение

Цель: снятие утомления через физические упражнения.

Ах, как долго мы писали

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем,   (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)

  5) Первичная проверка понимания – различие твёрдых и мягких согласных. (работа в парах)

1)Организовать коммуникативное взаимодействие с целью  

развивать умения учитывать позицию собеседника и работать в сотрудничестве.

Работа в тетрадях на п.о. упр. 31.

1 группа - односложные
2 группа - двусложные
3 группа –  найдите слово многозначное.

Сельскохозяйственное орудие в виде узкого изогнутого лезвия, насаженного на длинную рукоятку, служащее для срезывания травы, хлебных злаков

Идущая от берега низкая и узкая полоса земли

 Несколько прядей волос на голове, сплетенных вместе.
Разделить на слоги, поставить ударение

Поверка.

6. Первичное закрепление.

Цель:

1)Зафиксировать новый способ действий во внешней речи, тренировать в применении при выполнении заданий.

Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении

Режим поиска

1.  Игра   «ШАРЫ   РАЗЛЕТЕЛИСЬ»

На  доске   записано   разными   по  величине  буквами:

  Р…чка,  м…шка,   б…лка,   ф…кус,  л…стра,  

ЗАДАНИЕ:   Отыскать   улетевшие  на  воздушных шарах  буквы,   зная,  что   впереди  стоящий     согласный  звук  мягкий  и  записать   полученные  слова в  тетрадь.   Самостоятельная  работа.

Проверка: дети  называют  слово, учитель  вставляет  шар с  нужной  буквой в  слово.

Упр. 69.(устно)

Знакомство с правилом на с. 56.

А если в начале? Практика опережающего обучения.

Вот об этом мы будем говорить завтра на уроке русского языка.

Доп. Задание 4.  ПОИСК- игра    глазами   на  задней  стене   слов,   в  которых  все  согласные  звуки  мягкие.  Слова:  петух,  друг,  нельзя,  люди,  слоны,  лебеди,  кастрюля,  зима,  город,  

Работа  в  парах   ( У каждой  пары  за  партой    лист  с  заданием)      

ИГРА    В   ПРЯТКИ

Читает учитель:             Лучшей   умственной   зарядки

                                        Нет   для   взрослых   и   детей.

                                        Кто   играет   с   нами   в   прятки,

                                        Тот  становится  умней.

 Найдите  между  строк  название   животного,  птицы   или  насекомого.

  1. Вдали   сарай,   за  ним   забор,

Он  окружает   птичий  двор.

  1. Как   хорошо  после  дождя,

телята  рады,   рад  и  я!

  1. Промчались   летние   деньки,

Увянут  скоро   васильки.

Проверка:  Какие  слова  нашли?

7. А что бы вы хотели дома сделать?(рассказать маме, нарисовать и оживить буквы, о  которых шла речь на уроке)

А какие это буквы?

8.Рефлексия. (Подведение итогов урока)

 Вы все молодцы, хорошо поработалт

А над какой темой мы работали на уроке?

Где и как вы можете применить новое знание?

А какую цель ставили?

 А каждый из вас? Кто справился со свое задачей?

Комплимент кому?

Какое задание вам показалось интересным, приклейте солнышко.

Получилось ли  работать в парах? Если да, приклейте солнышко.

Если удалось выполнить все задания, то внизу приклейте солнышко.

 Настроение поменялось? Отметьте в тетради.

Лесенка успеха. Проговаривание.

Спасибо за урок.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по ФГОС технология 3 класс Роговцева "Бутерброды. Радуга на шпажках"

Плен -конспект урока по ФГОС по технологии 3 класс УМК "ПЕРСПЕКТИВА" Н.И. Роговцева и др....

Конспект урока по ФГОС "Использование подвижных и народных игр для развития скорости, прыгучести и ловкости"

Методика проведения подвижной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое педагогическое руководств...

Конспект урока по ФГОС "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?"

Урок разрабртан с требованиями ФГОС. Урок по русскому языку для 2 класса по программе "Школа России"....

таблица конспекта урока по ФГОС

материал содержит образец оформления конспекта урока по ФГОС...

Конспект урока по ФГОС " Звонкие и глухие согласные в конце слова",2 класс

Конспект урока  русского языка во 2 классе " Буквы звонких и глухих согласных в конце слова. Знакомство с новой орфограммой" (ОС 2100)...

конспект урока по ФГОС 4 класс "We learn to name time" УМК Биболетовой М.З."Enjoy English"

Урок 56. Учимся называть времяЦели деятельности педагога: создать условия для введения новых лексических единиц, развития умений понимать на слух небольшое произведение детского фольклора (стихотворен...