Конспект урока "Три склонения имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Тип урока: изучение нового материала. При подготовке к уроку были учтены программные требования по работе над определением склонения имён существительных, орфограммой "непроверяемые написания"; по развитию письменной и устной речи, орфографической зоркости; особенности учебной деятельности; психологические особенности младших школьников. Выбранный ход урока логичен и наиболее оптимален. Во время организационного момента обучающиеся настроились на продуктивную работу. При проведении словарной работы закрепили написание словарных слов. С помощью включенного в урок игрового элемента, была создана проблемная ситуация, для решения которой обучающимися был составлен алгоритм действий, по которому они впоследствии работали. В конце урока была проведена разноуровневая самостоятельная работа для контроля полученных знаний. Для рационального использования времени, лучшего восприятия учебного материала, побуждения интереса к русскому языку. подготовлена презентация по теме урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc47.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_uroka_russkogo_yazyka.ppt660 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Три склонения имён существительных.

Цель. Дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном     числе; познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду; развивать орфографическую зоркость,  связную речь, мышление, внимание, познавательный интерес; воспитывать трудолюбие, аккуратность, взаимопомощь.

Оборудование: блоки обратной связи, презентация к уроку, карточки с разноуровневыми заданиями.

Ход урока.

1. Организационный момент.

– Проверьте рабочие места, настройтесь на рабочий лад.

2. Оформление рабочей записи.

– Откройте тетради, запишите число, «классная работа».

3. Минутка чистописания.

– Написание каких букв мы будем сегодня отрабатывать?

(Строчные буквы в, л, т, д)

– Назовите соединения.

(Нижнее, верхнее, нижнее)

– Обратите внимание на высоту букв по отношению к строке. Назовите лишнюю букву.

(л – непарная согласная, т – обозначает глухой звук)

4. Словарная работа.

–Переходим к повторению словарных слов.

4.1. Устная работа.

– Покажите пропущенную букву.

                                                                        /

д…орога

            /  

л…сица

            /

г…зета

           /

х…зяйство

             /

л…пата

4.2. Письменная работа.

– Определите слово по его лексическому значению, запишите, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

1. Приём пищи в середине дня.

(Обед)

2. Растение семейства бобовых с круглыми семенами-зёрнами.

(Горох)

3. Одна из четырёх сторон света противоположная югу.

(Север)

4. Многолетнее травянистое растение, дающее сладкие ягоды красного цвета.

(Земляника)

5. Пространство между рядами домов для прохода и проезда.

(Улица)

– Пользуясь ключом, проверьте и оцените работу. Поставьте оценку за словарную работу на полях

Взаимопроверка.

«5» - нет ошибок

«4» - 1 ошибка

«3» - 2 ошибки

«2» - 3 и более ошибок

– Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки. Кто не справился с работой? Какую работу нужно выполнить?

– Мы будем продолжать работу на следующих уроках. И я думаю, вскоре все ребята будут писать словарные слова без ошибок.

5. Сообщение цели урока.

– Какой частью речи являются записанные слова?

(Имя существительное)

– Найдите имена существительные в предложении.

Автобус едет по улице Кирова и по площади Свободы.

(Автобус, по улице, Кирова, по площади, Свободы)

– Определите падеж существительных по улице, по площади.

(Дательный падеж)

– Почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже, употреблены с одним предлогом? Вот на этот вопрос нам  предстоит ответить сегодня на уроке.

6. Работа по теме урока.

Конь, вода, Юра, земля, дочь, море, Витя, стол, окно, степь.

– Прочитайте слова, найдите общее.

(Существительные в единственном числе, в именительном падеже)

– Разделите существительные на группы, ориентируясь на указания.

– Назовите существительные женского рода с окончаниями –а, –я.

(Вода, земля)

– Назовите существительные мужского рода с окончаниями –а, –я.

(Юра, Витя)

– Прочитайте оставшиеся существительные мужского рода.

(Стол, конь)  

– Выделите в них окончания.

– Назовите существительные среднего рода и выделите у них окончания.

(Окно, море)

– Назовите оставшиеся имена существительные. Определите род. Какая буква на конце слов?

(Существительные степь, дочь женского рода с мягким знаком на конце)

Сущ. ж. р.       Сущ. м. р.       Сущ. м. р.       Сущ. ср. р.       Сущ. ж. р.

вода                 Юра                конь                 окно                 степь

земля               Витя               стол                  море                 дочь              

/__________________________/       /__________________________/             /__________/

        1 склонение                       2 склонение                     3 склонение

 – По каким признакам мы сгруппировали существительные?

(По роду и окончанию)

– С помощью рода и окончания  существительного мы можем определить его склонение. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения.

– Сделайте вывод, какие существительные относятся к первому склонению, ко второму склонению, и к третьему склонению.

Вывод:  К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, –я в именительном падеже.

Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями –о, –е в именительном падеже.

К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже.

7. Работа с правилом.

– Проверим, правильно ли мы рассуждаем. Откройте учебник на странице 88. Прочитайте правило.

(Первичное чтение «про себя», вторично читает ученик)

– Кто попробует рассказать правило наизусть?

8. Составление алгоритма действий при определении склонения имени существительного.

– Как определить склонение имени существительного в именительном падеже?

Алгоритм

действий при определении склонения имени существительного

Чтобы определить склонение имени существительного, нужно:

  1. Определить род.
  2. Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа.
  3. По роду и по окончанию определить склонение.

Образец рассуждения.

Тетрадь – она, моя – существительное женского рода с ь на конце; в именительном падеже единственного числа нулевое окончание; значит существительное тетрадь третьего склонения.

9. Физминутка.

– Я зачитываю загадки. Вы должны их отгадать. Если это существительное 1скл., вы должны присесть, руки вперёд. Если это существительное 2 скл. – наклон вперёд, руки должны достать носочки. Если 3 скл. – подпрыгнуть.

1. Кто ни в жару, ни в стужу

Не снимает шубу?

(Баран)

2. Кто на ветке шишки грыз,

И бросал объедки вниз?

(Белка)

3. В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит.

(Поезд)

4. Закружу, заверчу,

В небеса улечу.

(Вертолёт)

5. Ящик на коленях пляшет –

То поёт, то горько плачет.

(Гармонь)

6. Никого не обижает,

А её все толкают.

(Дверь)

7. Много рук, а нога одна.

(Дерево)

8. Колюч, да не ёж.

(Ёрш)

9. Шесть ног без копыт,

Летит – жужжит,

Упадёт – землю роет.

(Жук)

10. По земле ползёт,

А к себе не подпускает.

(Змея)

11. Закутан ребёнок в сто пелёнок.

(Капуста)

12. Над домами и дорожками

Висит кусок лепёшки.

(Луна)

10. Работа с учебником. Упражнение 166.

– Прочитайте задание к упражнению.

(Первичное чтение «про себя», вторично читает ученик)

– Какие задания мы должны выполнить?

(Определить падеж каждого существительного. Написать существительные в три столбика по склонениям)

9 существительных у доски, 9 существительных с комментированием, 10 существительных самостоятельно.

Проверка. Прочитайте существительные первого склонения. Прочитайте существительные второго склонения. Прочитайте существительные третьего склонения.

11. Разноуровневая самостоятельная работа.

 – Теперь проверим, на каком уровне каждый ученик усвоил материал. Прочитайте задания на карточках. Выберите карточку, с заданием которой вы справитесь.

Уровень 1.

Спиши существительные. Укажи склонение.

Герой, дупло, ночь, яблоко, море, метель, родник, погода, поляна, помощь.

Уровень 2.

Выпиши существительные 3 склонения.

Жизнь, печь, дочь, картофель, степь, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, лень, пень, боль, площадь.

Уровень 3.

Подберите и запишите к словам синонимы. Определите склонение всех имён существительных.

Отец, деревня, торжество, везение, чародей, зной.

12. Итог урока.

– Вернёмся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах по улице, по площади разные окончания?

(Существительное улица первого склонения, существительное площадь третьего склонения)

– С какой целью необходимо научиться узнавать склонение существительных?

(Чтобы правильно писать окончание существительного)

– Это мы изучим на следующих уроках.

13. Оценки.

14. Домашнее задание.

Упр. 168 стр. 89. Выучить три склонения имён существительных.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Три склонения имен существительных

Слайд 2

д...рога л...сица г...зета х...зяйство л...пата о о о и а

Слайд 3

«5» - нет ошибок «4» - 1 ошибка «3» - 2 ошибки «2» - 3 и более ошибок Взаимопроверка. Обед, город, север, земляника, улица.

Слайд 4

Автобус едет по улице Кирова и по площади Свободы. Д.п Д.п.

Слайд 5

Конь, вода, Юра, земля, дочь, море, Витя, стол, окно, степь. вода земля Юра Витя конь стол окно море степь дочь Сущ. ж.р. Сущ. м.р. Сущ. м.р . Сущ. ж.р. Сущ. ср.р. 1 склонение 3 склонение 2 склонение

Слайд 6

Ко второму склонению относятся К первому склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями –А, -Я в именительном падеже. имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями –О, -Е в именительном падеже. имена существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже. К третьему склонению относятся

Слайд 7

Алгоритм действий при определении склонения имени существительного Чтобы определить склонение имени существительного, нужно: Определить род. Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа. По роду и по окончанию определить склонение . Образец рассуждения. Тетрадь – она, моя – существительное женского рода с ь на конце; в именительном падеже единственного числа нулевое окончание, значит существительное тетрадь третьего склонения.

Слайд 8

Физминутка. БАРАН БЕЛКА ПОЕЗД ВЕРТОЛЕТ ГАРМОНЬ ДВЕРЬ ДЕРЕВО ЁРШ ЖУК ЗМЕЯ ЛУНА

Слайд 9

Работа с учебником

Слайд 10

зима весна минута птица река яблоня пустыняулица сеялка лето час год день карандаш перо снегирь дрозд озеро дерево железо поле осень ночь тетрадь сирень новость опасность площадь 1 склонение 2 склонение 3 склонение

Слайд 11

Самостоятельная работа

Слайд 12

1 уровень Герой, дупло, ночь, яблоко, море, метель, родник, погода, поляна, помощь. 2 скл. 3 скл. 3 скл. 3 скл. 2 скл. 1 скл. 1 скл. 2 скл. 2 скл. 2 скл. 2 уровень Жизнь, печь, дочь, степь, морковь, тетрадь, лошадь, лень, боль, площадь. 3 уровень Отец - папа, деревня - село, торжество - праздник, везение - удача, чародей - волшебник, зной - жара. 2 скл. 1 скл. 1 скл. 1 скл. 2 скл. 2 скл. 2 скл. 2 скл. 2 скл. 2 скл. 2 скл. 1 скл.

Слайд 13

по улице по площади Д.П. Д.П.

Слайд 14

Упр. 168 стр. 89. Выучить три склонения имён существительных Домашнее задание.

Слайд 15

Молодцы! Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием"

Конспект урока русского языка по учебнику Поляковой А.В. 3 класс (программа Занкова Л.В.), построен на интересном материале о весенних цветах....

Урок русского языка в 4 классе. Тема: Третье склонение имён существительных.Упражнение в определении склонения имён существительных.

Материал содержит конспект урока, презентацию для интерактивной доски Smart Notebook и карточки для рефлексии, парной и групповой работы. Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысл...

Конспект урока с ЭОР по русскому языку 4 класс "Три склонения имен существительных. Первое склонение имён существительных"

Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс по теме "Три склонения имен существительных . Первое склонение имен существительных"...

Конспект урока Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.Цели урока: Дать понятие о трех склонениях имен   сущес...

Конспект урока русского языка для 3 класса по теме "Второе склонение имён существительных. Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием".

Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Система Л.В. Занкова". Добавлена презентация к данному уроку....

Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс

Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс...