Урок русского языка 2 класс "Правописание слов с парными согласными на конце слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Ирина Леонидовна Дубина

Развивать умение распознавать слова, которые нужно проверять, подбирать проверочные, сравнивать согласные буквы в проверяемом и проверочном словах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_rus.yazyka_parnye_soglasnye_2_klass.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Железногорская средняя общеобразовательная школа №5 им. А.Н.Радищева»

Урок  русского языка

2 класс

УМК « Школа России»  

Тема :

           « Правописание слов с парными согласными на

                                  конце слова»

Составила и провела

учитель начальных классов

Дубина Ирина Леонидовна

Г.Железногорск-Илимский

Тема: Правописание слов с парными согласными на конце  слова.

Цель: развивать умение распознавать слова, которые нужно проверять,   подбирать проверочные, сравнивать согласные буквы в проверяемом и проверочном словах.

Задачи: 1. Обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по  теме: «Парные согласные на конце слова».

               2. Развивать внимание, фонематический слух, орфографическую зоркость детей, умение самопроверки и самоконтроля.

               3.  Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки для самостоятельной работы.

                                                 

                                               Ход урока:

1. Организационный момент.

- Прозвенел звонок. Начинается урок. Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласных букв. Затем сядут те, чьё имя начинается с согласного твёрдого звука, затем – с согласного мягкого звука.

2. Сюрпризный момент.

- Прежде, чем начать урок, мне хочется повторить кое-какие правила.

- Сейчас мы прочитаем три слова

-Назовите зашифрованное слово. Что получается?

(Слайд 1 – зашифрованные слова)

RСZПОWР (спор)

- Среди набора букв найдите слово.

КАПОССОРАВ (ссора)

- Уберите буквы, которые обозначают только твёрдые согласные звуки и прочтите слово.

ШДРЖАКЦА (драка)

- Я выстроила их в такой последовательности: спор – ссора – драка. Как вы думаете, почему они поставлены именно в такой последовательности?

(Ребята, когда спорят, часто начинают ссориться, а ссора переходит в драку.)

- Как по-другому можно назвать эту ситуацию? (Вся эта ситуация называется конфликт).

 – Как вы думаете, на каком этапе конфликта нужно остановиться, чтобы не произошла драка?

(Когда возник спор.)

- Какие правила спора вы знаете?

(Спор лучше вести спокойно и доброжелательно. Не махать руками, когда говоришь с человеком нужно смотреть ему в глаза. А ещё когда доказываешь что-то своё, нужно приводить примеры, чтобы человек тебе поверил.)

- Молодцы! Всё это верно. Всё, что вы сейчас сказали, - это и есть правила спора, которые должен соблюдать каждый воспитанный человек, чтобы спор не превратился в драку.

- И сегодня на уроке мне хочется, чтобы царила атмосфера добра, понимания, уважения  друг  к другу. Если вдруг нам придётся поспорить на уроке, не забывайте о правилах спора.

- Чтобы наш урок был плодотворным (дающим хорошие результаты), пусть девизом нашего урока  будут слова: «Умеешь сам – помоги другому».

3.Постановка учебной задачи. (Слайд 2)

Леса, ландыш, врачи, друг, лоб.

- Прочитайте слова вслух. Объедините их в группы по орфограммам.

- Сформулируйте тему урока, ориентируясь на орфограмму, с которой дано большее количество слов.

                                                       (слайд 3)

- Отталкиваясь от темы, сформулируйте  задачи, которые мы должны решить в течение урока. Используйте для этого запись. (Слайд 3 – цели)

Задачи:

1.Вспомнить и повторить правило …  

2.Учиться находить …, проверять…

( Задачи урока: вспомнить и повторить правило о правописании парных звонких и глухих согласных на конце слова, учиться находить  слова с парными согласными, проверять  при написании, подбирая проверочные слова).

 - С какой целью мы будем их решать?

4.План реализации учебной задачи.

1.Откройте тетради, запишите число.

 - Подумайте, что поможет вам сегодня в работе на уроке?

                                                     (Слайд 4)

б/ п     ?/ф    г/?       д/т       ж/?       ?/с

- Как называются эти согласные? Что о них вы можете рассказать? ( В русском языке 6 пар звонких и глухих согласных, звонкие произносятся с голосом и шумом, глухие – только с шумом).

 - На минутке чистописания запишем буквы, которые были пропущены, добавив к ним гласную и. Пишем по два слога с каждой пропущенной буквой. Пишите аккуратно, не спеша. Не забывайте о посадке, правильном положении тетради на столе и о том, как надо держать ручку.

 - Подчеркните слог, который, на ваш взгляд, вы написали красивее всего.

2.Спор согласных.

- Жили-были   согласные звуки в одном королевстве. Однажды между звонкими и глухими согласными произошёл удивительный спор.

- В слове дрозд, (Слайд 5 – слово)  нужно писать на конце букву звонкого согласного звука, - твердили звонкие согласные.

- Нет, неправда. Нужно писать глухую согласную, - говорили глухие.

Глухие не унимались, потому что им хотелось взять власть в свои руки.

Звонкие приуныли. Ведь они не знали самого главного – правила. И чуть не погибли. Но на помощь им пришёл сам король – всемогущее ПРАВИЛО. (Слайд 6 – король ПРАВИЛО)

- Как вы думаете, что сказал король – всемогущее ПРАВИЛО? Выдвигайте свои гипотезы.

( Парные звонкие и глухие согласные нужно проверять. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук.)

  - Давайте проверим ваши предположения. Вы узнаете, что сказал Король, если выполните следующее задание: восстановите текст.

                                    ( Слайд 7 – правило)

- Совпали ли ваши предположения со словами короля?

Звонкие согласные поблагодарили короля за оказанную им помощь и пошли мириться с глухими согласными.

- В начале урока мы говорили о правилах спора. Соблюдали ли согласные эти правила?

- Чего не знали они, когда спорили?

(Есть правила спора, которые должен соблюдать каждый, чтобы спор не превратился в драку).  

3.-Теперь, зная правило, мы сможем разрешить спор согласных. Вы должны не только назвать букву, но и обосновать свой выбор. (Фронтальная работа)

                                              ( Слайд 8)

4.Физкультминутка для глаз.

-Закройте глаза и представьте перед собой большой белый экран. Мысленно раскрасьте этот экран своим  любимым цветом.

                                              ( Слайд 9)

5. Работаете в парах. Составьте слова, используя буквы игрового поля и ориентируясь на шифр.                                       ( Слайд 9)

Игровое поле                                        Шифр        

    А Б В Г

4 Д У Р Т                                                     В2 А3 В4 Г2 Б1

3 Т П  М Л                                               Г1  Б2  А4

2 Б О С И                                        Г1  В4  Г2  А2

1 Н Ж Ь Г

 - Что  объединяет эти слова  между собой? К каждому слову подберите проверочное. Напишите полученные пары слов.

(Самопроверка)

 - Закройте глаза те, кто не допустил ошибок при выполнении этого задания.

6.- С заданием вы справились успешно, и я предлагаю вам продолжить работу по решению поставленных задач.

                                            ( Слайд 10)

Послушайте текст. Определите его основную мысль.

Красив осенний наря (д, т) леса. На деревьях пожелтела листва. На тонких ветках бере (с, з) шелестят золотые листочки. В багряном цвете стоит ду (б, п). Хорошо поработали в лесу краски осени!

Справка: лежит искристый сне (к, г); зимний; снежный пух; весь в снегу; моро (с, з).                                  

-Но вот пришла зима и выпал первый снег.

                                             ( Слайд11)         

- Прочитайте предложение.

 Выпал первый сне(г, к).

 - Сформулируйте к нему свое задание. Придумайте одно новое предложение так, чтобы оно по смыслу было продолжением предыдущего.

-Назовите ваши варианты.

        Д. Выпал первый снег. Все вокруг стало белым.

             Выпал первый снег. Засыпало в саду дорожки.

             Выпал первый снег. Белые снежинки легли на деревья и крыши домов.

Физкультминутка для рук

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

- Напишите исходное предложение и свой вариант составленного к нему предложения. Если кто-то не придумал предложение, то запишите наиболее понравившееся предложение одноклассника. Подчеркните известные вам орфограммы. Подберите устно проверочные слова к словам с парными согласными.

 -Сравните свою работу с записью на доске.

 - Подчеркните главные члены предложения в первом предложении.

( Слайд 12. Проверка с ловушкой.)

                                  ( Слайд 13)

8.- Все изменилось в природе с приходом зимы. Поработаем в группах. Измените каждое предложение текста об осени  таким образом, чтобы лес стал красив и в зимнее время. А помогут вам в работе слова для справок и иллюстрация на экране. Докажите правильность выбора букв в скобках.

 - Как бы вы озаглавили этот текст?

9.Физкультминутка.

 Я мороза не боюсь

(шагаем на месте),

С ним я крепко подружусь.

(Хлопаем в ладоши.)

Подойдёт ко мне мороз

(присели),

Тронет руку, тронет нос

(показали руку, нос) –

Значит, надо не зевать

(хлопаем в ладоши),

Прыгать, бегать и играть.

(Прыжки на месте.)

10.- Мороз хорошо поработал не только в лесу, но и на водоемах. Вот какую картину я увидела, проходя мимо пруда.

                                            (Слайд 14)

- И вот что рассказал об этом человеке его друг:

                    Я знаком с одним моржом,

                 Ест он кашу, пьёт «Боржом».

                 Очень любит эскимо,

                 Вместе ходим мы в кино,

                 Он среди моржей один

                 Не видал огромных льдин,

                 Не видал он даже моря.

                 Этот морж- Морковкин Боря,

                 Он спортсмен, приятель мой,

                 Он купается зимой.

 -  О ком идёт речь в этом стихотворении? …. Почему мальчика сравнивают с моржом?

      Морж - северное животное.

                                         (Слайд 15)

- Что вы знаете об этом животном? ( Морж обитает в морях Северного Ледовитого океана. Длина 4 -5 метров, вес до 2 тонн. Занесен в Красную книгу.)

      Морж- человек, занимающийся плаванием зимой в открытых водоемах.                 

- Какой вывод можно сделать? ( Слово морж – многозначное)        

- Напишите слово морж, подобрав проверочное слово.( Взаимопроверка)

11.Тестирование. ( Слайд 16)

- Сейчас мы проверим, кто на протяжении всех предыдущих уроков был  внимательным и лучше всех усвоил тему « Парные звонкие и глухие согласные». (1 ученик работает у компьютера, самопроверка)

 - Проверьте тест. Тем ребятам, кто допустил ошибки, необходимо еще поработать над темой.

5. Итог урока.                                              

-Если бы вам была предоставлена возможность быть  в роли учителя на этом уроке, то какие вопросы вы задали бы  при подведении итога урока?

- Вернемся к задачам нашего урока. Сумели ли мы их решить?

                               ( Слайд 17)

- Попробуйте оценить работу класса в целом. Что получилось в нашей общей работе сегодня, а чего нам не хватало?

- Вы хорошо потрудились на уроке. Я рада, что вы сегодня старались внимательно выслушивать ответы друг друга, соблюдали правила спора. Я подготовила для вас интересное домашнее задание: нужно будет разгадать кроссворд.

                                 ( Слайд 18)

 -Вы можете усложнить домашнюю работу (по желанию), составив дополнительное задание к кроссворду.

- Вспомните, как вы работали  на уроке, и заполните карточку рефлексии.

Напиши свое имя рядом с утверждением, с которым ты согласен:

Знаю всё

Знаний стало больше

Знаю, но не всё

Не знаю

 - Спасибо за интересное сотрудничество. Молодцы. Урок окончен.

                                                                                                                                         Приложение

Проверь себя!

1.Укажи слово с парными согласными, обозначение которого на письме нуждается в проверке.

1)пля…                  2)сло…                       3)бока…

2.В каком слове пишется буква  д?

1)совес…ь                      2)грус…ь               3)са…

3.Укажи проверочное слово для правильного написания слова голубь.

1)голубок                          2)голубка             3)голубчик

4.Восстанови порядок орфографических действий при написании слов с парными согласными.

1)Изменяю слово так, чтобы после согласного стоял гласный.

2)Слышу парный согласный звук на конце слова.

3)Пишу букву этого согласного звука.

4)Перед гласным слышу согласный звук…

1)2, 3, 1, 4                             2)2, 1, 4, 3                 3)4, 2, 1, 3

5.Дополни правило: «Чтобы правильно написать слово с парным звонким и глухим согласным на конце слова, надо изменить слово так, чтобы…»

1)после согласного стоял парный согласный.

2)перед      согласным  стоял гласный.

3)после согласного стоял гласный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме: «Правописание парных согласных на конце слов» 2 класс (1-4) система Л.В.Занкова

Цели: 1.      Создать условия для закрепления знаний учащихся о правописании слов с парными согласными на конце. Формирование умений и навыков в написании таких слов и подбор ...

Презентация к уроку русского языка 2 класс "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным".

Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным"....

Конспект урока русского языка 2 класс "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным".

Конспект к уроку русского языка во 2 классе "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным"....

Конспект урока русского языка на тему:«Правописание парных согласных в конце слова».

Урок связан с 70-летием Великой Отечественной Войны с презентацией....

Конспект урока по русскому языку : "Упражнения в написании парных согласных на конце слова или перед другими согласными"

Конспект урока по русскому языку : "Упражнения в написании парных согласных на конце слова или перед другими согласными" 2 класс  УМК "Школа России"...