«Согласные звуки [д], [д’], буква Д. Написание строчной буквы д, наблюде¬ние над однокоренными словами»
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Калаева Светлана Сосланбековна

Базовый учебник: «Букварь» Р. Н. Бунеев, Е. В.Бунеева, О. В. Пронина.

Цель  урока: знакомство с согласными звуками [д], [д`], буквой д. (2 ч.)

Задачи:

- обучающие: формировать умение различать гласные и согласные звуки;

формировать умение выделять звук в слове;

формировать умение овладевать начертаниями письменных букв,    слов;

формировать умение писать предложения;

формировать умение анализировать текст.

-развивающие: развитие речи, мышления, памяти, внимания, воображения младшего школьника;

формирование умения создавать связанные высказывания в соответствии с темой и главной мыслью;

способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, цели и способы деятельности.

-воспитательные:  воспитывать, аккуратность, вежливость, уважение; прививать любовь к чтению, к книге;

Тип урока: ОНЗ (открытие новых знаний)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eor_ios_konspekt_uroka_kalaeva_s.s._mbou_sosh_no3_g._ardona.rar729.76 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

обучения грамоте

  1. ФИО: Калаева Светлана Сосланбековна
  2. Место работы: МБОУ СОШ №3  г. Ардона РСО-А
  3. Должность: учитель начальных классов
  4. Предмет: начальные классы
  5. Класс: 1 класс
  6. Тема: «Согласные звуки [д], [д’], буква Д. Написание строчной буквы д,

 наблюдение над однокоренными словами». Порядковый номер урока:  урок 43.   Продолжительность урока: 45 минут.

  1. Базовый учебник: «Букварь» Р. Н. Бунеев, Е. В.Бунеева, О. В. Пронина.
  2. Цель  урока: знакомство с согласными звуками [д], [д`], буквой д. (2 ч.)
  3.  Задачи:

- обучающие: формировать умение различать гласные и согласные звуки;

формировать умение выделять звук в слове;

формировать умение овладевать начертаниями письменных букв,    слов;

формировать умение писать предложения;

формировать умение анализировать текст.

-развивающие: развитие речи, мышления, памяти, внимания, воображения младшего школьника;

формирование умения создавать связанные высказывания в соответствии с темой и главной мыслью;

способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, цели и способы деятельности.

-воспитательные:  воспитывать, аккуратность, вежливость, уважение; прививать любовь к чтению, к книге;

  1. Тип урока: ОНЗ (открытие новых знаний)
  2. Формы работы учащихся: фронтальная, коллективная, групповая, учебный диалог.
  3. Необходимое техническое оборудование: Компьютер, мультимедиа проектор, экран, ЭОР, размещенные в федеральных коллекциях ЦОР school-collection.edu.ru.
  4. Структура и ход  урока: (в таблице)

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Формирование УУД

Вре

мя

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

8

1.

Мотивация учащихся к учебной деятельности.

Цель этапа: Подготовка учащихся к работе, эмоциональный настрой.

Представьте, что к вам на ладошки опустилось солнышко, какое оно?

Верно, оно теплое, желтое, веселое, доброе…

А давайте мы с ним немного поиграем.

Скажите, а у вас хорошее настроение?

-Да.

Давайте поделимся своей улыбкой и хорошим настроением друг с другом и с солнышком.

А теперь, поднимем ручки вверх и отпустим солнышко – пусть оно посмотрит, как мы будем работать на уроке.

(На доску вывешивается солнышко)

Вытягивают руки и поворачивают их ладонями вверх.

 Ответы уч-ся.

Перебрасывают «солнышко» с руки на руку.

Улыбаются друг другу.

Поднимают руки вверх и подбрасывают солнышко

Личностные:

1). Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

1

 мин

2.

Актуализация

знаний.

Постановка  проблемы.

Цель этапа:  актуализировать знания о согласных звуках; построить проект выхода из затруднения; согласовать тему и цель урока.

1.http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7a9a39eb-0a01-0180-01d7-bd04728c4f85/view/

Работа с текстом. Выделение звуков [д], [д`] из слов.

Читаю текст и выставляю таблички со словами на доску в определённой последовательности ( это опора для запоминания ).

Это…(дом). Из трубы идёт…(дым). У дома растёт…(дуб). На дубе…(дупло). У дупла…(дятел). У дома сидит…(дед). Рядом с дедом играют…(дети).

- Какие слова помогли нам создать эту картинку?

- Что общего в этих словах?

- Какой это звук?

- Почему?

-Послушайте внимательно.

Демонстрация ЦОР. Звуки [д], [д`]

В каких словах вы услышали звуки [д], [д`]

– Произнесите эти слова. Назовите звуки, с которых они начинаются.

-Как мы их обозначим?

-Проверим.

- Как вы думаете, какая будет тема урока? А цель?

Составляем план работы на уроке.

1.Знакомство со звуками [д], [д`].

2.Знакомство с новой буквой.

3.Письмо букв, слогов, слов.

5.Чтение слогов, слов.

6.Работа с предложением.

7.Работа с текстом.

8.Работа с иллюстрацией.

- Что мы сейчас делали?

(Планировали свою деятельность.)

– Каким кружком обозначаем такие действия?      

Диалог учителя и учеников.

Обозначают зелёным кружком.

Обозначают синим кружком.

Познавательные:

1).Формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2). Формировать умение выявлять сущность, особенности объектов.

Регулятивные:

1). Формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4-5

мин

3.

Открытие нового знания.

Цель этапа:  познакомить с новыми согласными звуками и буквами.

2.http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7a9a3a12-0a01-0180-008b-b9d1aa91b914/view/

(Планировали свою деятельность.)

Физкультминутка (Буратино).

Показываю на схемах синие и зелёные кружочки, дети называют звуки [д], [д’].

– Какой буквой обозначают на письме эти звуки? Найдите её на доске (ленте букв).

Демонстрация ЦОР. Буква Д.

– На что похожа эта буква?

– Вот стоит, дымок пуская,

Буква Д – труба печная.

Этот домик – буква Д.

– Звонкий звук или глухой?

– Какой головной убор нарисовать человечку? (Кладём ладонь на горлышко и произносим звуки, чувствуем дрожь, вибрацию –  следовательно, эти звуки звонкие, потому нарисуем звоночек.)

- А как сделать, чтобы в доме было тепло и уютно?

1. Работа в «Букваре», с. 92.

Работа со схемой-человечком (звуковичком).

Работа со схемой. Заполняем схему-«звуковичка» в «Букваре».

– Итак, что мы узнали про новую букву Д?

– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)

 - Какие новые знания мы открыли?

- Какой пункт плана выполнили (отметили).

Диалог ученика и учителя.

Дети произносят звуки. Делают вывод.

Дают устную характеристику звукам.

Работа в парах (выполненные работы вывешивают на доску).

Рассказ о букве и звуках по схеме-человечку (проверка).

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

Познавательные:

Формирование умения извлекать информацию из схем иллюстраций текстов.

9-10 мин

3.http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7a9a4b0b-0a01-0180-015b-f0c5edd13283/view/

2. Работа в тетради для печатания, с. 30.

– Прочитайте слоги.

– Напечатайте их.

С печатной буквой познакомились, давайте посмотрим, как пишется прописная буква Д. Где мы сейчас будем работать?

3. Работа в прописи. (стр. 14)

 работа с иллюстрацией.

- Рассмотрите иллюстрацию.

- Как думаете, а в этом доме тепло и уютно? Почему?

- Назовите, глядя на рисунок. Как можно больше слов со звуками [д], [д`].

4. Демонстрация ЦОР. «Сколько звуков [д] в скороговорке».

Откройте прописи на с. 14. Посмотрите на  табло.

Письмо буквы д.

1). - Из каких элементов состоит буква д?

- В каких буквах мы встречаем эти элементы?

- Что показывают точки?

- Что показывает стрелка?

2). Показываю (под счёт – раз и два).

3). Обведение буквы д в табло.

4). Письмо букв.

Физкультминутка

Гимнастика для пальцев: постукивание, сжимание, разжимание, поглаживание.

1 строка: обведите красной ручкой овал, зелёной ручкой – петлю.

Красной ручкой 3 – букву О.

Зелёной ручкой 3 – букву Д.

2 строка: элементы буквы д – красной, зелёной ручкой;

Обводят букву д.

Познавательные:

1). Формирование умения на основе анализа объекта делать выводы.

2). Формирование умения находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные:

1). Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные:

1). Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Применение нового знания.

Цель этапа:  

формировать навыки  правильного слогового чтения.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель этапа:  

зафиксировать способ действия, тренировать способность проговаривать свои действия.

Самостоятельная работа.

Цель этапа:  тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

Включение в систему знаний и повторения.

Цель этапа:  

проверка умения работать с текстом.

Итог урока.

Цель этапа:

подвести итог урока, проверить, как дети запомнили новые звуки буквы.

Рефлексия учебной деятельности.

Цель этапа: оценить результаты собственной деятельности;

4.http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7a9a4af2-0a01-0180-00b5-622964328eb7/view/

Наклонные линии – синей ручкой;

Буква д – красной, зелёной, красной…

Какой цвет дальше?

Обозначьте самую красивую букву.

- Какой пункт плана выполнили (отметили).

5.Составление рассказа по опорным словам. Букварь (стр. 92)

- Прочитайте слова, в которых звук [д] твёрдый.

- Прочитайте слова, в которых звук [д`] мягкий.

- Кто попробует вспомнить нашу картинку и составить рассказ с помощью опорных слов?

Дети составляют текст и рассказывают его друг другу. Одного- двоих учеников попрошу  озвучить текст.

- Можно ли сказать, что это – текст? Почему?

- Где происходят события?

- Как можно назвать наш текст?

– Озаглавьте этот текст.

– Подберите имя дедушке. Вы догадались, с какой буквы должно начинаться имя деда? (Д: Денис, Дима, Демьян.)

Повторение рассказа с названием и именем дедушки.

– Что мы сейчас с вами делали?

– Какое умение формировали? (Умение владеть речью).

 – Обведите линии на рисунке.

– Чему мы сейчас научились? (Познакомились с печатной и письменной буквой Д.)

Что теперь мы сумеем сделать? (Прочитать слоги.)

- Какой пункт плана выполнили (отметили).

1.  Работа в «Букваре».  

1) Звуко- буквенный анализ.         

– Вернёмся к словам нашего рассказа (картинкам на доске).

– У каких слов поставили синий кружок? Почему?

– У каких слов – зелёный кружок? Почему?

– Назовите ещё раз слова с твёрдым согласным звуком.

– Назовите слова с мягким согласным звуком.

2) Чтение слогов (с. 92).

– Подготовимся к чтению слогов:

ДА ТА АД АТ

ДО ТО ОД ОТ

ДУ ТУ УД УТ

ДЫ ТЫ ЫД ЫТ

ДИ ТИ ИД ИТ

а) чтение про себя;

б) работа в парах (один читает слова с буквой д, другой – с т, потом - наоборот).

в) поменялись ролями;

г) чтение вместе: с буквой Д – громко, а с буквой Т – тихо.

– Что мы сейчас делали? (Читали слоги, составляли рассказ.) 

– Какое умение формировали? (Умение  работать с информацией,

умение владеть речью.)

2. Игра «Доскажи словечко» (выбираем слог, дополняем до слова).

3. Работа в прописи. Письмо слогов. (использую карточки с цифрами)

ДО (синий) – 3

ОД (зелёный) – столько же, сколько слогов ДО

– Чем отличаются соединения в написании до и од? (До – о пишется сверху, в од – о начинаем писать снизу.)

ДА (красный), АД (зелёный), ДУ (синий) – 2

ДЫ (синий), ЫД (зелёный), ДИ (красный) – 1

УД (зелёный, красный), ИД (зелёный, красный)

- Какой пункт плана выполнили (отметили).

1. Звуко-буквенный анализ слова Родина.

Загадка:

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Поле с тонким колоском,

Тёплый вечер за окном.

Как всё это мы зовём?

(Р1А)

- Ребята, а зачем нам уметь делать звуко-буквенный анализ слова?

2. Работа со словами.

- Прочитайте слова.

- Подчеркните слова, которые можно отнести к теме «Родина»:

дом, дуб, дорога, душа, дырка, ладони, родник.

- Какое слово лишнее? Почему?

- Чем слово дом отличается от слова домик?

– Найдите слова, близкие по смыслу. (Дол и долина.)

– Подготовьтесь к чтению 3-го столбика.

– Можно ли объединить слова этого столбика в группы?

– В какие? (По каким признакам?)

– Прочитайте эти группы.

– Что общего в словах 4-го столбика?

– А что приятнее: дарить или получать в дар?

– Можно ли сказать, что слова 5-го столбика тоже имеют что-то общее, похожее?

– Прочитайте слова, где все согласные звуки звонкие.

– Прочитайте слова с приставками.

– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией, понимать речь.)

6. Работа в прописи.  

1)Письмо слов (цветными ручками).

Родина, дом, род, родник, друг, подруга.

2) Образование и запись однокоренных слов по картинкам (дома, домик, домики, домишко), выделение корня и суффикса, беседа о лексическом значении слов.

3) Знакомство со словарными словами город огород. (По происхождению это однокоренные слова.)

– Сравните слова: о-город, город, из-городь, город-ить. Все эти слова образовались от слова город, что означало «обнесённый частоколом».

Запись слов, постановка ударения, подчёркивание букв безударных гласных звуков.

4) Работа над предложением.

У Лиды подруга Лада.

- повторение правописания заглавной буквы в словах.

Чтение и анализ предложения.

Запись с изменённым порядком слов.

- Какую работу мы сейчас выполняли?

1. Самостоятельная работа в парах со схемами- «звуковичками»: завершение и самопроверка схем.

Проверка работы.

2.Самооценка работы в прописи.

- Какую работу мы сейчас выполняли?

– Что у вас на этой странице получилось лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– В конце страницы справа нарисуйте кружок и обозначьте цветом, как, на ваш взгляд, вы справились с заданиями в прописях на с. 9.

– Как оценили свою работу? Почему?

1. Работа с текстом до чтения.

- Что изобразил наш художник?

- Прочитайте название текста В. Хмельницкого.

- Как думаете, это сказка или рассказ?

2. Чтение по предложениям с комментированием (учитель).

Над трубой появился белый дымок.

- Представьте, какой был дымок.

Осмотревшись, он быстро помчался вверх.

- Автор оживил его, заметили?

- Постой, не спеши! – стала учить труба. – Некогда мне, - запыхтел дымок. – Я хочу всё увидеть.

- Каким был дымок?

- А как в тексте об этом узнаём?

- Мир велик, - возразила труба. – Вряд ли тебе это удастся.

- Почему так думает труба? А что ответит дымок? Предположите.

- А я сразу на все четыре стороны полечу! – выпалил дымок. И… не успела труба его предупредить, как дымок растаял.

- Каким образом ответил дымок трубе? Что значит слово выпалил?

- Что случилось с дымком? Почему? Поразмышляйте, что могла сказать или подумать труба, увидев, что дымок растаял.

- Слишком он у меня горячий, - огорчённо вздохнула труба и посмотрела вверх: там, в голубом небе, плыли чьи-то послушные дети.

- А как об этом говорится в тексте? Размышляем дальше. Куда плывут послушные дети? Мог быть с ними наш дымок?

3. Выявление первичного восприятия.

- За какие важные мысли можно тексту сказать «спасибо».

- Сказку подарил нам В. Хмельницкий или рассказ?

4. Творческое задание.

- Мы не узнали, какие путешествия и приключения ждали нашего героя. Пофантазируйте. А о чём вы мечтаете, когда смотрите на облака?

– Какая была тема урока?

– Что нового мы узнали сегодня о русском языке?  

5. Демонстрация ЦОР «Найди схему буквы Д»

– А что из сегодняшнего урока пригодится нам и на других уроках? 

– Все ли пункты плана выполнили?

– Чему научились на уроке?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

У каждого из вас на столе лежит буква «Д». Если вы считаете, что у вас на уроке все получилось, понравился урок, вы много узнали нового. Цель, которую вы ставили перед собой достигнута – закрасьте букву жёлтым карандашом, если не получилось – красным. Пока вы будете работать я включу вам веселую песенку «Дорогою добра».

Давайте, посмотрим, что получилось: поднимите свои буквы вверх и  я покажу, в какой цвет раскрасила букву. Мне сегодня было очень приятно с вами работать, все вы очень старались. Спасибо вам  за урок.

Оцениваем работу по алгоритму.

Коллективная работа.

Работа в парах.

В деревне.

Во дворе.

У дедушки.

Работа в парах

Проверка: сверяют с образцом на доске.

Оцениваем по алгоритму.

Выполняют анализ по моему плану.

Взаимопроверка.

Работа в парах

Проверка фронтальная.

С комментированием.

Проверка (сверяют с образцом).

Оцениваем по алгоритму.

Самооценка детей.

Отвечают на вопросы

Дети раскрашивают буквы.

Познавательные:

1). Формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Коммуникативные:

1). Формирование умения слушать и понимать других.

2). Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

Личностные:

1). Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Познавательные:

1). Формируем умение представлять информацию в виде схемы.

Познавательные:

1). Формирование умения на основе анализа объекта делать выводы.

Личностные:

1). Формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание

Регулятивные:

1). Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные:

1). Формирование умения ориентироваться на развороте учебника.

Регулятивные:

1). Формирование умения высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника.

Личностные:

1). Формирование умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2). Формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Духовно-нравственное развитие воспитания.

1). Воспитание нравственного чувства, этического сознания готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.

2). Гражданско-патриотическое воспитание.

3). Воспитание трудолюбия, способности к познанию.

4). Воспитание ЗОЖ.

5). Эстетическое воспитание.

8-9

мин

9-10

мин

1-2

мин

4-5

мин

2

мин

1

мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Согласные звуки [з], [з’], буква З. Написание строчной буквы З, слогов, слов с буквой З.

Презентация составлена по обучению грамоте по программе "Школа 2100"....

Согласные звуки [б], [б’], буква Б. Написание строчной буквы б, слогов, слов с буквой б.

Цель: - познакомить с звуками [б], [б’], и строчной буквой б; - учить писать строчную букву б.Задачи:– формируем умение выделять звук в слове;– формируем умение овладевать начертаниями письм...

Согласные звуки [З],[З’],буква З. Написание строчной буквы з,слогов и слов с буквой з

Урок обучения грамоте 1 класс "Согласные звуки [З],[З’],буква З.Написание строчнойбуквы з,слогов и слов с буквой з"...

«Согласные звуки [ м ], [ м, ], буквы «М», «м». Написание строчной буквы «м». Чтение и письмо слов с изученной буквой».

Урок обучения грамоте в первом классе. Комбинированный урок.Познакомить учащихся с новыми звуками  и буквами....