Урок русского языка в 4 классе по теме "Правильные действия - правильная буква" (Написание безударных личных окончаний глаголов) УМК "Гармония"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Вартанян Татьяна Анатольевна

Как сделать урок русского языка интересным и увлекательным? Как привить ученикам разумное отношение к предмету? Учителю приходится много работать над тем, чтобы заинтересовать учащихся, предлагая им новую систему отношений учебного сотрудничества, уважения к окружающим, взаимопонимания.. Важно найти способ, который помог бы научить ребят мыслить, докапываться до сути, делать собственные выводы. Особенностью современного урока является то, что применяется поисковый метод обучения. Активность ребят на уроке зависит от правильно подобранных учителем приемов, методов и технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок русского языка в 4 классе39.5 КБ

Предварительный просмотр:

               Урок русского языка

                  в 4  классе

« Правильные действия – правильная буква»

 (Написание безударных личных окончаний глаголов)

 (УМК «Гармония»)

                                 Учитель начальных классов МБОУ СОШ №22

                         Каневского района, Краснодарского края

         Вартанян Татьяна Анатольевна

ТЕМА «Правильные действия – правильная буква»

(формирование и совершенствование умений и навыков)

ЦЕЛЬ

  •  отработка алгоритма действия при написании безударных личных окончаний глаголов;
  • формирование умения распознавать глаголы-исключения и правильно писать их окончания.

I. Организационный момент.

II. Минутка чистописания.

- Чтобы настроиться на аккуратную работу в тетрадях, проведем минутку чистописания.

На доске записаны слова: зима, лесной, бежит, дорога.

- Цепочка букв, которые мы будем писать, состоит из:

1)  буквы, которая обозначает мягкий согласный звук в имени существительном;

2) суффикса имени прилагательного;

3) окончания глагола.

- Какие буквы войдут в цепочку?

знит

- Продолжите дальше, чередуя буквы в цепочке (цепочки не повторять).

- Во второй строке запишите слова (по памяти), которые помогли нам разобраться с  буквами на минутке чистописания.

(Самопроверка)

- Какое слово лишнее?

(Дорога – словарное; бежит – не изменяется по падежам)

- Как изменяются глаголы? (По временам, числам, в прошедшем времени – по родам, в настоящем и будущем по лицам)

- Как называется изменение глаголов по лицам и числам?

- Какого спряжения глагол бежит? (II)

- Как определили? (по ударному окончанию)

III. Словарная работа.

- Для чего проводим словарную работу?

- Зачем нужно запоминать слова из словаря?

- Запишите цепочку из словарных слов. Первое слово – глагол в неопределенной форме. (2 минуты) (Работа с учебником)

- Какое первое слово записали?

- Определите спряжение глагола?

-Как это сделать? (Посмотреть на что оканчивается и не является ли глагол исключением)

- Взаимопроверка.

- Есть ли ошибки?

- Какие?

IV. Сообщение темы и целей урока.

- Тема нашего урока: «Правильные действия – правильная буква»

- Чем будем заниматься на уроке?

(Отрабатывать алгоритм действий при написании безударных личных окончаний глаголов.)

V. Формирование умения распознавать глаголы-исключения и правильно писать их окончания.

- Вместе с нами грамотно писать по-русски учится мальчик-иностранец. Он выучил 11 глаголов, но только не понял, почему их называют исключениями. Объясните.

(с.35 учебника)

- Мальчик-иностранец попробовал по памяти записать глаголы-исключения. Проверим его запись. (Задачник стр. 41, упр. 425).

Над нужными поставим +, другие – зачеркнем, недостающие – допишем на приготовленных сточках). (Объяснение с места)

- А вы можете написать глаголы-исключения, не потеряв их и не спутав?

- Запишите их в тетрадях столбиком.

(Самопроверка)

- Глаголы на –ать запишите в форме 1-го лица, множественного числа

- Глаголы на –еть запишите в форме 3-го лица, множественного числа

(Работа у доски)

VI.Физминутка.

- Отдохнем и потренируемся определять спряжение глаголов.

- Я говорю глаголы.

Если глагол I спряжения – поднять вверх одну руку, II спряжения – две руки.

        I                 II

        петь                гнать

        плясать                ответить

        хлопать                слышать

        играть                переносить

                        

VII. Сообщение новых сведений.

- Как рассуждали, определяя спряжение глаголов?

- Какие трудности встретились?

- А если бы я назвала слова удержать и смотреться (написаны на доске), сколько бы рук подняли?

- Слова удержать и смотреться – это глаголы-исключения?

(Сообщение в учебнике на стр. 37)

VIII. Отработка алгоритма действия при написании безударных личных окончаний глаголов.

- Для отработки алгоритма действий при написании безударных личных окончаний глаголов воспользуемся таблицей в задачнике на странице 37.

- Из пословиц, которые я продиктую, выписать глаголы с «окошками», выполнить все действия и вставить букву в окончании. (Работа у доски)

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Поспешишь – людей насмешишь.

(в глаголах второй пословицы окончания ударные)

- Теперь попробуйте самостоятельно определить окончание глаголов. Глаголы, записанные в первом столбике – обязательно, во втором – дополнительно.

        (мы)        верт.м        держ.мся

        (ты)        дума.ш.        слыш.ш.

        (вы)        дыш.т.        слож.т.

        (он)        точ.т        посмотр.т

        (они)        плач.т        стро.т

- Правильность выполнения задания проверю я.

IX. Подведение итогов урока.

- Над чем работали на уроке?

- Для чего необходимы эти знания? Где пригодятся?

- Что было трудным?

- Что удалось? Что не удалось?

- Какие задания вам показались особенно интересными?

X. Домашнее задание.

Дома я предлагаю вам продолжить работу с пословицами (смысл),  потренироваться писать безударные окончания глаголов и вспомнить изученные орфограммы. Упражнение 431. Учить глаголы-исключения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа 2100. Урок русского языка. 2 класс. Тема "Упражнение в правильном употреблении предлогов, в раздельном написании предлогов"

Урок обощения и закрепления изученного. Расширение знаний учащихся о предлоге как части речи, его роли в русском языке; формирование навыка отдельного написания предлогов с другими словами....

Урок русского языка в 4 классе "Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы-исключения"

Урок русского языка в 4 классе "Правописание   безударных личных окончаний глаголов. Глаголы-исключения"...