конспект урока русского языка в 4 классе "Как написать письмо"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Виноградова Лариса Олеговна

На уроке русского языка "Как написать письмо" учащиеся научатся правильно оформлять письмо, подписывать конверт, познакомятся с эпистолярным жанром. Урок построен в игровой форме с разными видами заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_napisat_pismo_urok.docx26.31 КБ
Файл kak_napisat_pismo.pptx1.45 МБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 4 классе.

«Как написать письмо»

Учитель: Виноградова Лариса Олеговна.

 

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с историей развития   письменности, видами  писем и правилами их написания.

1.    Повторить знаки препинания в предложениях  с обращениями, словарные слова по данной теме.

2.    Развивать речь учащихся, воспитывать культуру письменного общения.

 Оборудование: Презентация, «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова,  иллюстрации: почтальон и почтовый ящик, письма.

 

Ход урока.

I . Организация начала урока.

  1. Минутка чистописания.

Пп

Па по вп оп  пд пи

  1. Актуализация знаний.

Дети,  что для Вас значит письмо? Какие Вы испытываете чувства,  получив письмо?

- Кому нравится получать письма?

    Вы уже догадались, что тема нашего урока « Как написать письмо?»

Ребята, скажите, вы  умеете писать письма? Кто из вас уже писал когда-нибудь письмо? Значит многие из вас уже знают, как пишутся письма.

Работа в группах:

Запишите несколько ключевых слов по теме: «Письмо»

Письмо, почта, почтальон, адрес, индекс, конверт, почтальон, марка и т. д.

Молодцы! На доске тоже написаны слова, которые относятся к нашей теме, прочитайте их:

Адресант, адресант, эпистолярный жанр, индекс.

Вы знаете значение этих слов? Письмо имеет свою структуру. Кто знает, какую ?   Значит, вы еще не все знаете о том, как правильно написать письмо.

Какова же  будет цель нашего урока?

Цель  занятия – научиться писать письма, подписывать конверт, точно выражать свои мысли.

Как узнать значения этих слов?

(Ищут по группам  толковом словаре)

Запишите эти слова в тетрадь.

3.Словарная работа

Адресат – человек, которому адресовано письмо.

Адресант – человек, который написал письмо.

Индекс – цифровой код, содержащий информацию о регионе

Эпистолярный- имеющий форму письма, переписки

 Давайте вспомним правописание тех слов, которые необходимы в любом письме.

 Здравствуйте, до свидания, спасибо, благодарю, извините, пожалуйста.

3 Объяснения нового материала

Учитель. Письма пишут с разной целью.  Можно  ли получить письмо из суда, налоговой инспекции, редакции журнала? Значит, письма бывают как личные, так и деловые (официальные).

Письмо

Деловое:

Письмо-  поздравление

Письмо-просьба

Благодарственное письмо

Личное:

Письмо-рассказ

План написания письма.

    1.    Приветствие или обращение к тому, кому предназначено        письмо.

2.    Вступление: вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова, пожелания в его адрес.

3.    Основная часть: изложение информации (рассказ), интересующий адресата.

4.    Заключение: выражение уважения, любви, преданности, слова прощания.   

Прочитайте письмо поэта  С. Есенина.

Найдите вступление, основную часть, заключение, подпись.

4.Первичное закрепление.

Вам пришли письма от разных сказочных героев. Проверьте, они правильно составлены.

Письмо№1

Здравствуйте,  ребята!

Пишет Вам кот Матроскин из деревни Простоквашино. Читали про такого? Дело в том,  что у Вас скоро летние каникулы, и  я хотел бы пригласить Вас в свою деревню на отдых.

Живем мы в уютном деревенском доме. Рядом лес, речка. Что еще надо для отдыха?

Письмо №2

Приходите ко мне в дремучий лес, я вас солеными грибочками угощу и на ступе покатаю!

Я же добрая, предобрая, а до чего ж красивая!

Подруга дней ваших суровых, Баба Яга.

Письмо № 3

Милые дети!

До свидания, до встречи в Африке, в пустыне Сахара!

Ваш любимый Бармалей.

Для того чтобы письмо дошло до адресата, важно правильно заполнить конверт.

На интерактивной доске (экране) появляется конверт. Учитель с ребятами заполняет его, объясняя назначение каждой записи.

У учащихся на партах есть конверты. Они заполняют их, адресуя письмо кому-то из одноклассников.

- Ребята,  вот это письмо может не дойти до адресата. Почему? Посмотрите внимательно на конверт.

Марка – это знак почтовой оплаты.   Наклеенный на конверт, он говорит о том,  что отправителем оплачена пересылка письма. В России единый знак почтовой оплаты ввели в обращение с первого января 1885 года. На коричневой прямоугольной рамке, в голубом овале, был изображен государственный герб России. Стоила первая российская марка 10 копеек.

- Ребята,  Вам известно, кто придумал первую марку?

Первая марка появилась в Англии в 1840 году, фон ее был черный,  а стоила она один пенни, поэтому ее до сих пор называют «черный пенни». На марке изображена королева Виктория, а вот название страны, выпустившей марку, не указано.

5.Самостоятельная работа

Написание письма другу. ( 10 мин)

 

Учитель. Ребята, любое письмо кому-то обращено, поэтому в нем не обойтись без обращений. Обращения на письме выделяются запятой.

5.Экскурсия в прошлое. Дополнительная информация.

Учитель. Ребята! Согласитесь, что мы так редко пишем друг другу письма. А ведь приятно получить письмо, правда? Сколько положительных эмоций вы испытали, читая их, ведь общение с близкими, друзьями необходимо нам. Сегодня очень много современных, «быстрых» средств общения. Подскажите какие?       ( Электронное письмо, видеописьмо, SМS). А ведь люди не всегда имели возможность общаться друг с другом на расстоянии.

История письма – процесс длительный, многовековой и сложный. В нем различают три основных этапа: первый – предписьменность; второй – пиктографическое письмо; третий – начертательное письмо.

 

 Сначала (примерно 10 тыс. лет назад) люди придумали так называемое предметное письмо. В качестве средств общения использовались предметы. Например, лутзу (народность Тибета) однажды послали китайцам в знак объявления войны деревяшку с зарубками, прикрепив к ней перо, кусок обожженного дерева и рыбу.

 На смену просто предметному письму пришло условно-предметное. Оно различается в зависимости от того, что используется в качестве средства общения: 1-й вид – разноцветные узлы и шнуры на них – узелковое письмо кипу;  2-й шнуры и нанизанные на них разноцветные ракушки – вампум; 3-й – бирки с зарубками.

Название пиктографическое письмо происходит от латинских pictus – рисунок, картина, нарисованный и grapho -  пишу. Рисунок в пиктографическом письме по-другому называют пиктограммой.

Сначала люди научились просто рисовать. Первые рисунки человека, найденные учеными , 40-10 тыс. лет назад. У некоторых народов пиктографическое письмо активно использовалось вплоть до начала XX века.

Начертательное письмо связано с начертанием, т.е. с графическим изображением элементов речи.

Помимо этого вида еще выделяют  звуко-буквенное письмо или алфавитное. Славянский алфавит создали братья Кирилл (ок. 827-869) и Мефодий (ок. 815-885).

Поиски человечества увенчались успехом: звуко-буквенное письмо – самое экономное. Буквы позволяют нам передавать на письме безграничное количество слов. Это ли не чудо!  

 

     VII. Подведение итогов. Домашнее задание.

Учитель. Ребята! Что вы нового узнали сегодня на уроке, чему научились? К какому выводу вы пришли? Нужно ли писать письма?

. То, что вам сегодня кажется таким простым, не всегда было доступно человечеству. Общение, в том числе письменное – бесценный дар, поэтому пишите письма!

Домашнее задание

 Придумать кроссворд, в котором зашифрованы основные понятия по теме «Письмо».

  

Урок окончен. До свидания!

 

 

Марка – это знак почтовой оплаты.   Наклеенный на конверт, он говорит о том,  что отправителем оплачена пересылка письма. В России единый знак почтовой оплаты ввели в обращение с первого января 1885 года. На коричневой прямоугольной рамке, в голубом овале, был изображен государственный герб России. Стоила первая российская марка 10 копеек.

- Ребята,  Вам известно, кто придумал первую марку?

Первая марка появилась в Англии в 1840 году, фон ее был черный,  а стоила она один пенни, поэтому ее до сих пор называют «черный пенни». На марке изображена королева Виктория, а вот название страны, выпустившей марку, не указано.

Конспект урока развития речи.

Тема: «Как написать письмо?»

Учитель: Виноградова Лариса Олеговна.

 4 класс 3 четверть 2010-2011 уч. год

Адресат

 

Адресант 

Индекс

Эпистолярный


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЧТО ТАКОЕ ПИСЬМО?

Слайд 2

Обращение – к другу, ко взрослым. Рассказ о себе, о жизни, о событиях. Вопросы к другу, к тому, кому адресовано письмо. Добрые пожелания . Подпись . В письме есть: Письмо - это способ общения на расстоянии.

Слайд 3

Эпистолярный жанр. Такое название интригующее. Если произнести медленно эти два слова, то получится очень загадочно. Что же это такое? Эпистолярный - имеющий форму письма, переписки. В этой теме речь пойдёт о письмах.

Слайд 4

Любопытная коллекция Древнеримский писатель Сенека так приветствовал своего друга: «Сенека приветствует ЛУЦИЛИЯ!». Писатель И. Тургенев – артисту М. Щепкину: «Любезный и почтенный Михайла Семёныч!». Он же сестре: «Милая Маша!».

Слайд 5

Сергей Александрович ЕСЕНИН – русский поэт (1895-1925)

Слайд 6

Пишу тебе письмо… …А листок в конверте чист, Нет на нём ни букв, ни строчек Пахнет осенью листочек – С дерева опавший лист. Только адрес твой и имя На конверте напишу, Синий ящик отыщу, Свой листочек опущу. Ты письмо моё получишь И обрадуешься вдруг: Жить на свете много лучше, Если друга вспомнил друг. Сразу мне ответ пиши! А кончаются чернила – Просто пёрышко вложи, Что синица обронила. Яков Лазаревич Аким — русский советский поэт.

Слайд 7

Чтобы написать адрес, надо знать: фамилию и имя адресата, улицу, номер дома и квартиры, город, страну, почтовый индекс. Например:

Слайд 8

Письмо другу Дорогой Саша! Ты помнишь, как мы впервые встретились летом но озере Щучьем, где был наш летний лагерь? Я никогда не забуду! Как там было интересно! Как красиво было кругом! … Понравилось письмо? Почему? Чего не хватает в этом письме? Дополни.

Слайд 9

Письмо маме Напишите родителям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка 2 класс "Проект. Письмо Деду Морозу"

Тема: «Наши проекты. Пишем письмо Деду Морозу»Цель: обучение  правильному написанию письмаЗадачи: Показать учащимся, что письмо является разновидностью текста, имеет свою структуру и стилистическ...

Конспект урока русского языка в 2 классе по программе «Перспективная начальная школа» Тема: «Азбука вежливости. Как написать поздравление»

Структура урока выглядит следующим образом:1. Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (организационный момент) 2. Актуализация знаний, умений и навыков,...

План - конспект урока русского языка в технологии "Мастерская письма"

Методическая разработка урока русского языка в технологии "Мастерская письма"....

Конспект урока русского языка в 1 классе "Письмо заглавной и строчной букв З,з"

Конспект урока русского языка в 1 классе "Письмо заглавной и строчной букв З,з"...

Конспект урока русского языка 3 класс, «Составление письма другу», УМК «Школа России»

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Составление письма другу»Цели деятельности учителя: формирование способности излагать свои мысли письменно через построение предложений. Планируемы...

Конспект урока русского языка (обучение письму) «Письмо строчной буквы «з», слогов и слов с ней» (1 класс, УМК «Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова»)

Цель деятельности учителя: формирование у обучающихся умений писать строчную букву «з» и соединять её с другими буквами в словах.Планируемые  результаты:Предметные:знать графический о...