Урок русского языка в 3 классе "Изменение имён существительных по падежам (склонение)".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Самойлова Ольга Алексеевна

 

Цели. 1.Познакомить учащихся с изменением окончаний имён  существи-

            тельных в зависимости от вопроса.

          2. Отрабатывать умения склонять имена существительные.

              Развивать орфографическую зоркость.

          3. Воспитывать любовь к Родине, природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_v_3_klasse-1.doc38 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_-3_klass.ppt1.75 МБ

Предварительный просмотр:

Тема. Изменение имён существительных по падежам (склонение).

Цели. 1.Познакомить учащихся с изменением окончаний имён  существи-

            тельных в зависимости от вопроса.

          2. Отрабатывать умения склонять имена существительные.

              Развивать орфографическую зоркость.

          3. Воспитывать любовь к Родине, природе.

Оборудование: две карточки (тучка, солнышко), презентация, карточки - па-дежи, карточкис заданием (просклонять слово медведь)

        Ход урока

1. Организация детей к уроку.

  -У вас на партах две карточки (солнышко и тучка), поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настроению. Я желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение.

2.Проверка домашнего задания. Слайд №2. Упр. №431. Прочитайте наизусть стихотворение «Берёза» С. Есенина.

-Определи род имён существительных, найди существительное во множественном числе.

3.Минута красивого письма. –Что обозначает буква Ч? (Она обозначает звук, согласный, всегда мягкий, глухой)

Ч ч  ч ч  Ч ч ч ч ч

Ча че чу чк чн

чувство речка четверг

Человек без Родины, что соловей без песни.

-Как вы понимаете это предложение? Что это за предложение? (Пословица)

-Какие орфограммы вы встретили?

-Найдите имена существительные. -Какие они? (Есть одушевлённые и неодушевлённые.) Обозначьте число.

 5. Словарная работа. Запись под диктовку.

Город, завод, воробей, памятник, магазин, ворона, трамвай, улица.

 Работа в парах. Оценивание.

-Встаньте, у кого нет ошибок. Молодцы, садитесь.

-Встаньте, у кого 1-2 ошибки. Молодцы, садитесь.

-Встаньте, у кого 3 и более ошибок.

-Какое пожелание? (Учите слова.)

4.Сообщение темы и целей урока. Речь пойдёт об имени существительном.

5. Работа над новой темой. Создание проблемной ситуации.

-Ребята, немецкий мальчик Матиас прислал письмо из Германии.

-Послушай те письмо и подумайте всё ли правильно в письме?.(Слайд № 3)

В письме допущены ошибки, мы их услышали. В конце урока мне бы хотелось, чтобы вы ответили на вопрос: «Что не знал

Матиас о русском языке?»

6.Чтение стихотворения вслух.(Слайд №4)

У норы добычи ждет,

 Притаившись, серый кот.

 Мышь осталась без хвоста,

Вырываясь от кота.

 А теперь и за версту

Не приблизится к коту.

Крыса старая – и та,

Видя грозного кота,

 Убежит в нору под дом,

 Чтоб не встретиться с котом.

 Там сидит и в темноте

 Вспоминает о коте.

 (А.Грачев)

-О ком это стихотворение?

-Найдите в стихотворении слово, которое изменяется?(Кот)

_Проговорим все формы этого слова(Кот, от кота, к коту, кота, с котом, о коте)

-Найдите слова, с которыми связано слово кот.(Слова подчёркнуты. Слайд №5).

-Ставим вопросы от этих слов к существительному кот и записываем их в тетрадь.

7.Самопроверка.(Слайд №6)

ждет (кто?) кот

 вырываясь (от кого?) от кота

 не приблизится (к кому?) к коту

 видя (кого?) кота

 не встретиться (с кем?) с котом

 вспоминает (о ком?) о коте

-Выделяем ту часть слова, которая изменяется (окончание).(Слайд №7)

-Для чего изменились окончания? (Для связи слов в предложении)

7. Вывод. (Слайд №8)

Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением имён существительных по падежам.

Кот, кота, коту, котом, о коте – формы одного и того же слова. Такие формы называются падежными. В русском языке 6 падежей.(Слайд №9)

:ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ        (есть)        кто? что?

РОДИТЕЛЬНЫЙ        (нет)        кого? чего?

ДАТЕЛЬНЫЙ        (дать)        кому? чему?

ВИНИТЕЛЬНЫЙ        (винить)        кого? что?

ТВОРИТЕЛЬНЫЙ        (творить)        кем? чем?

ПРЕДЛОЖНЫЙ        (думать)        о ком? о чем?

8.Сказка о падежах.

Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный.

Родился – стал Родительный.

Пока был малышом, ему все давали, и он стал Дательный.

Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительный.

Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный.

Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь Предложный.

9.Физкультминутка. (Слайд №10)

10.Закрепление нового материала. (Слайд №11).

На экране медведь.

Самые большие из медведей – это бурые аляскинские медведи. Некоторые самцы весят 680 кг, а высота их на задних лапах может достигать 3 метров. Это очень большой медведь. Живёт в Северной Америки.

Итак, имена существительные изменяются по падежам или склоняются.

1.Работа по учебнику стр.31 №432 .

-Прочитайте текст, вставляя слово медведь.

Запись на карточки формы слова медведь.

2.Работа по карточкам. (Просклонять слово медведь.)

12.Решение проблемной ситуации.

-Давайте , ребята, вернёмся к письму Матиаса.

-Прочитайте.

–Что не знал Матиас о русском языке? (Он не знал падежи.)

 Исправляем ошибки в письме. (Слайд №12)

Чтение текста, который получился.(Слайды №13, 14)

13.Рефлексия. (Слайд №15)

14.Итог урока. Оценки за урок.

-Как чувствовали себя на уроке? Понравился ли вам урок?

-Покажите это с помощью карточек (солнце и тучка).

15. Сценка  «Ленительный падеж»

Стихотворение «Ленительный падеж».

1.Спросили Лежебокина:

-А ну-ка расскажи,

За что так ненавидишь ты,

Не любишь падежи?

2.Давным давно все школьники

Их знают на зубок.

Их за два года выучить

Лишь ты один не смог.

3.Ответил он рассерженно:

-В том не моя вина.

Пусть им сперва ученые изменяют имена.

4. Ведь я падеж Творительный

Наверно не учу:

А тем более творить

Я не хочу.

5. Такой падеж, как Дательный

Я с детства не терплю:

Давать, делиться чем-нибудь

С друзьями не люблю.

6. Предложный ненавижу я:

Чтоб не учить урок,

Приходится выдумывать

Какой-нибудь предлог.

7.А на падеж Винительный

И вовсе я сердит.

Отец во всякой шалости

Всегда меня винит.

8.Да переделка, кажется,

Серьезная нужна.

А сам ты смог бы новые

Придумать имена?

9.-Давно придумал:

Взятельный,

Грязнительный,

Лежательный,

Грубительный,

Ленительный,

И, наконец,  просительный!

(Г. Граубин)

-Хотите быть похожими на Лежебокина? (Нет.)

-Значит учите дома падежи.

16.Д/З: выучить падежи, правило, упр.№433.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка Тема. Изменение имён прилагательных по падежам.

Урок рсского языка в 4 классе. ОС "Школа 2100..." +презентация к уроку....

Методическая разработка к уроку русского языка. Тема: Изменение имён существительных по падежам. Творительный падеж.

Презентация к уроку русского языка "Изменение имён существительных по падежам. Творительный падеж". 3 класс. УМК "Перспектива". Авторы учебника: Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина....

Технологическая карта открытого урока русского языка. Правописание окончаний имён существительных в Р., Д. и П. падежах (сопоставление)

Это урок с применение интерактивной доски и документ камеры. Цель урока: сформировать представление о правописании безударных окончаний имён существительных, о роли склонения и падежа в правописании о...

Конспект урока русского языка. Тема: «Изменение имён прилагательных по падежам» 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока:  «Изменение имён прилагательных по падежам»Цели урока: формировать умения определять падеж имён прилагательных, правильно писать падежные окончания прилагательных.Планируе...

Конспект урока русского языка "Падежные окончания имён существительных 3-го склонения"

Цель урока: развивать умения распознавать имена существительные 3- го склонения, писать окончания имён существительных 3- го склонения.Планируемые результаты: Предметные: закрепить навык правопис...

Открытый урок по русскому языку«Падежные окончания имён существительных 1-го склонения»

Цель  урока: на оснoве учебного исследования подвести учеников к осознанию понятия «орфограмма безударнoго гласнoго в окончаниях имен существительных», упражнять в применении ...

Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен существительных»

Данная разработка технологической карты предназначена для проведения урока русского языка в 4 классе на тему: "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен с...