Достижение метапредметных результатов на уроке русского языка
статья по русскому языку (3 класс) по теме

Матявина Елена Петровна

здесь описываются методы, которые использую на уроках русского языка по основным этапам урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dostizhenie_metapredmetnykh_rezultatov_vystupl.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

Достижение метапредметных результатов

на уроке русского языка

Начальная школа приступила к реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, который устанавливает требования к достижению новых образовательных результатов. Формирование метапредметных результатов, а именно универсальных учебных действий (УУД) – качественно новая задача, поставленная перед школой.
        Именно метапредметные результаты являются теми мостами, которые связывают все предметы, помогают преодолеть горы знаний. 

Что же такое метапредметные результаты и как их формировать?

 Метапредметные результаты обучения - это результаты деятельности на разных учебных предметах, применяемые учащимися  в обучении, на практике и перенос во внеучебную (жизненную) деятельность.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД). (Сюда входят регулятивные ууд, познавательные ууд и коммуникативные ууд).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
  • учиться работать по предложенному учителем плану
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным

эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

  • оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.

При объявлении темы урока, целей задача учителя состоит в том, чтобы подвести детей к самостоятельной постановке задач, при этом учащиеся должны чётко понимать границы своих знаний и незнаний. Например, изучение темы «Виды предложений по цели высказывания и интонации». Изучив предложения по цели высказывания, дается задание определить вид предложений:

1.Ты пойдешь с нами в кино?

2. Купи мне шоколадку!

3. Сегодня хорошая погода.

4. У меня отличное настроение!

Дети используя материал прошлого урока определяют вид предложения, 90 % обучающихся ответили, что 4 предложение – побудительное. Лишь 10 % затруднились ответить на вопрос. В ходе разбора предложений выяснили, что предложение «У меня хорошее настроение!» не является побудительным. Возникает вопрос (задача урока) выяснить какое это предложение. Также дети прогнозируют область применения данных знаний: научиться в будущем, правильно определять виды предложений. Составляют план работы при обобщении знаний: например, в том порядке, в котором изучали данные темы. 

Ещё один из важных этапов - Умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией). Эффективным средством  считаю работу со справочными материалами. Частое обращение к словарям и справочникам формирует у учащихся информационные познавательные УУД. Найти то или иное слово позволяют, например, размещённые в конце учебника по русскому языку словари (орфоэпический, орфографический, толковый). Систематическое применение на любом этапе урока заданий, требующих обращения к словарю, выработает у детей привычку постоянно обращаться к ним и вне урока. 

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служат организация работы в парах и малых группах.

Овладение УУД ведёт к формированию  самостоятельности, успешному  владению умениями и компетентностями, освоению новых знаний.

Продуманное владение современными технологиями, творческий подход, совершенствование средств обучения и развития ведет к положительным итогам.          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Достижение метапредметных результатов на уроках русского языка, в системе Л.В.Занкова

Данная статья отражает опыт работы учителя начальных классов  по использованию активных методов обучения, проектной деятельности, творческих письменных работ учащихся и др. для  достижения м...

Доклад для методического объединения "Достижение метапредметных результатов через уроки русского языка"

Перед школьным образованием ставятся новые задачи, на решение которых направлены ФГОС нового поколения. Особое внимание уделяется достижению метапредметных результатов. Под метапредметными результатам...

Достижение метапредметных результатов на уроках русского языка.

Процесс формирования  УУД требует от учителя кардинального переосмысления и перестройки системы обучения,  владения в совершенстве активными методами и приемами обучения, осуществление деяте...

Мастер - класс "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка".

Цель мастер -  класса: показать возможности формирования метапредметных УУД на уроках русского языка в начальной школе....

Примеры формулировки метапредметных результатов к урокам русского языка в начальных классах.

В материале приведены примеры формулировки каждого метапредметного результата с учетом специфики преподавания русского языка в начальной школе...

«Метапредметный компонент на уроках русского языка как средство достижения планируемых результатов обучения младших школьников»

Цель: создание условий для восприятия в интерактивной форме опыта работы по использованию метапредметных технологий и приёмов на уроке русского языка в начальной школеЗадачи: показать возмож...