Конспект урока по русскому языку: "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода" 4 класс (учебник Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Штейникова Анна Александровна

 Урок выполнен с применением деятельностного подхода в обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_4_klass.docx275.44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Мягкий знак после шипящих

на конце существительных женского рода» (4 класс)

Тип урока: ОНЗ.

Автор: Штейникова Анна Александровна, ГБОУ СОШ № 1386, г.Москва (ЮВАО)

Образовательные  цели:

1) Формировать способность находить в словах орфограмму-буку –Ь после шипящих на конце имен существительных, графически объяснять написания без –Ь и с –Ь;

2) Актуализировать и повторить умение определять склонение, род имен существительных.

Деятельностные цели:

  1. Формировать способность к построению эталона определения необходимости написания буквы – Ь в существительных.
  2. Формировать способность к определению необходимости написания буквы – Ь в существительных.

Воспитательные цели:

  1. Воспитывать интерес к учебе, чувство взаимопомощи, аккуратность;
  2. Развивать культуру общения на уроке.

Развивающие цели:

  1. Развитие личности учащихся: его познавательных потребностей, опыта познавательной деятельности;
  2. Формирование у учащихся новых учебных познавательных умений и навыков;
  3. Развитие логического мышления учащихся, умения анализировать, систематизировать и обобщать материал;
  4. Формирование целостной картины мира учащихся.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение, систематизация.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности:

Цель:

1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность через обсуждение слов девиза урока;

2) актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

3) установить тематические рамки урока.

Организация учебного процесса на этапе 1:

Девиз урока: ««Чем больше я узнаю, тем больше понимаю, что ничего не знаю»- Сократ.…»

        

– Как вы  понимаете слова нашего девиза?

( Всегда есть возможность узнать что-то новое,; чем больше узнаешь, тем больше появляется вопросов…)

– А как это помогает вам на уроках? (Узнавая больше нового, нам легче преодолевать трудности в учебной деятельности)

– Какие шаги учебной деятельности вы выполняете, преодолевая трудности?

(Сначала мы повторяем необходимое, потом будет задание на пробное действие. Мы постараемся его выполнить и, наверное, не получится. Мы подумаем, почему не получилось, поставим цель, составим план действий и, работая по плану, откроем новый способ…)

– Итак, мы все вместе отправляемся за новыми знаниями.

– В каком разделе морфологии мы с вами сейчас работаем? (Имя существительное – как часть речи. Склонения имен существительных.)

– Что мы с вами делаем прежде чем открыть новое знание? (повторяем то, что нам понадобится в открытии)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии.

Цель:

  1. актуализировать представление об имени существительном – как части речи;
  2. тренировать вариативность мышления, мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
  3. мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
  4. организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
  5. организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

Организация учебного процесса на этапе 2:

- Что вы должны сделать в начале пути? (Повторить материал, необходимый для открытия нового)

- Предлагаю выполнить вам следующее задание (Слайд 2)

- Что объединяет эти слова? ( это имена существительные)

- На какие группы можем разделить данные слова? (склоняемые и несклоняемые)

- Какие слова необходимо исключить, чтобы на слайде остались только несклоняемые им.существительные? (проверка в ходе выполнения)

- У нас есть для вас небольшой сюрприз

(сценка о заимствованных словах:

Участники: француз, англичанин, араб.

Француз: Здравствуйте ребята! Мы решили вам рассказать о том, откуда в вашем русском языке появились некоторые слова. Речь идет о несклоняемых именах существительных. Таких как – кино, лото…. Они пришли к вам из Франции в 19 веке.

Араб: А я бы могла поведать вам о том, что слово КОФЕ пришло из Арабских эмиратов, произошло от слова…..

Англичанин: Совершенно верно! Но только сначала оно произносилось на английский манер и употреблялось в мужском роде, затем его пробовали склонять и на приемах говорили: Не испить ли нам кофею? Но в литературе такой вариант не прижился и потому в употреблении осталось слово кофе – которое имеет мужской род.)

Слайд 3.

- Что общего в предложенных словах? (везде присутствует мягкий знак)

- Какова роль мягкого знака в данных словах? (Мягкость предыдущего согласного, разделительный).

- Мы вспомнили то, что нам пригодится. (понятие об имени существительном, мягком знаке)

3) Задание для пробного действия.

– Что вы будете делать дальше? (Будем выполнять задание на пробное действие.)

Найдите общий признак и разделите слова на 2 группы. (Слайд №4)

-Какой вопрос возник при разделении слов на группы? (Почему в одних пишется мягкий знак, а в других нет. )

Фиксация затруднения: Кто не смог выполнить задание? Кто выполнил задание?

Возможные ответы:         (кто не справился с заданием, в чем твое затруднение?)Я не смог найти общий признак.

(кто справился, сможешь ли доказать, что выполнил задание верно?)нет. (Почему, в чем причина?) у меня нет эталона

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель: 

1) создать условия для проведения учащимися пошагового анализа своих действий с опорой на эталоны;

2) организовать выявление учащимися места и причины затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 3:

– Вы выяснили, что у вас есть затруднение, значит, … (Надо остановиться и подумать.)

– Какое задание вы выполняли? (находили общий признак и разделили слова на 2 группы)

–Чем вы пользовались, выполняя это задание? (Интуицией, знаниями об имени существительном…)

– Что не получилось? (Понять, почему в одной группе есть Ь, а в другой - нет.)

– Почему же возникло затруднение? (У нас нет эталона, на который мы можем опереться.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: 

1) сформулировать цель учебной деятельности;

2) выбрать способ и средства для построения нового знания.

Организация учебного процесса на этапе 4:

– Какова же цель вашей дальнейшей работы? (Узнать, почему после шипящих пишется или не пишется Ь)

– Исходя из данной цели, уточните тему урока? (Правописание мягкого знака после шипящих на конце им.существительных)

- Предлагаю записать тему нашего урока в виде опорного сигнала, который мы можем дополнить к концу урока.

                Сущ.

        Ч

        Щ                

        Ш        

        Ж

-Для того, чтобы преодолеть затруднение, предлагаю работать по плану. Вам будет предложено задание для работы в группе

Слайд № 5

5. Реализация построенного проекта.

Цель: 

1) создать условия для построения детьми нового эталона;

2) применить новый эталон для выполнения задания, вызвавшего затруднение;

3) зафиксировать новый способ действия в речи и с помощью эталона;

4) зафиксировать преодоление возникшего затруднения;

5) формулирование темы урока.

Организация учебного процесса на этапе 5:

– По данному плану работаете в группах.

Разделить детей на группы по 4 человека,  или как это принято в классе.

- Что надо помнить при работе в группах? (…)

Учащиеся воспроизводят правила работы в группах.

– Выполняем работу в группах по предложенным карточкам, используя план. Есть ли вопросы? Приступайте к работе.

– Проверим работу (по заданиям карточки).

- К какому выводу пришли в результате выполнения задания? (защита проектов ответственными групп. Одна группа защищает, остальные дополняют)

Вывод: В именах существительных женского рода после шипящих на конце пишется Ь.

- Какова тема нашего урока? (Правописание Ь на конце имен существительных женского рода.)

- По какому алгоритму мы будем действовать для определения необходимости написания Ь? (Коллективное составление алгоритма на основании выполненного задания)

Слайд № 6

- Какое дополнение мы можем внести в схему, составленную в начале урока (Указать женский род)

                Сущ. Ж.р.

        Ч

        Щ                

        Ш        

        Ж

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: 

создать условия для выполнения учащимися типовых заданий на использование изученного способа действия с проговариванием во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 6:

– Какова цель вашей дальнейшей деятельности? (Надо потренироваться в решении задач на новый способ.)

Слайд № 7

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

Цель: 

1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых задач на применение нового способа действий;

2) организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону для самопроверки;

3) создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка.

Организация учебного процесса на этапе 7:

- Какую работу мы выполняем после тренировки (самостоятельную). Для чего мы ее выполняем? (Чтобы понять, в чем нужно потренироваться)

Слайд № 8

- У кого возникли затруднения? В чем твое затруднение (индивидуальные затруднения дет ей)

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: 

научиться применять полученный новый способ действий в жизненных ситуациях

Организация учебного процесса на этапе 8:

– Где вы можете применить новое знание? (при выполнении домашнего задания, написании диктанта, писем, документов и т.п.)

- Вашему вниманию предлагается текст с пропущенными буквами. Спишите, вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы, докажите написание.

Слайд № 9

        

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: 

1) организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке;

2) соотнести цель и результаты своей учебной деятельности и зафиксировать степень их соответствия;

3) зафиксировать в речи новый способ действия, изученный на уроке;

4) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления;

5) обсудить и записать домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9:

– Какую цель вы перед собой ставили? (…)

– Достигли цели? Докажите.

– Научились ли использовать новый способ? (Да.)

– Кому сегодня был учеником? Как вы можете доказать? (Мы не умели, попробовали – не получилось, построили план, работали по плану и сами открыли новый способ.)

– Все ли вам удалось в вашем путешествии?

– Какие трудности еще остались?

– Где можно потренироваться?  (дома)

10. Домашнее задание:

Стр.58 упр.5, 10 словарных слов.

                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода".

Конспект урока-сказки по русскому языку для 4 класса по теме "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода". Злюка-Зюзюка перессорила всех хителей страны Имя существительное. Ребят...

Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак после шипящих"

Урок разработан  для учащихся 3 класса, изучение материала построенно в виде сказки....

Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак после букв шипящих на конце существительных женского рода".

Цель урока: познакомить учащихся с правописанием мягкого знакана конце имён существительных после шипящих....

Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак после шипящих в глаголах" 4 класс

Урок по русскому языку "Мягкий знак после шипящих в глаголах" УМК "Школа21век"....