Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Милованова Ольга Сергеевна

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4-м классе.

Тема: Множественное число имен существительных. Окончания  имен существительных во множественном числе.                                                                Слайд 1

Цели урока:

1.)  Научить преобразовывать имена существительные единственного числа   в имена существительные множественного   числа.

2)Развивать устную и письменную речь учащихся, их творческое мышление.

З.)   Воспитывать любовь к природе .

Оборудование: презентация  урока, разрезной текст, кроссворд,.

                                                Ход урока.

  I.Орг .момент. Пальчиковые игры.                          Слайд 2

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем пальчики считать-

Крепкие, дружные,

Все такие нужные.
На другой руке опять:
Раз, два, три, четыре пять!
Пальчики быстрые,
Хоть не очень чистые.

II. Правописание буквы й.

Эта буква не простая —

Голос краток и сердит,

Потому что запятая

На ее плечах сидит.

Учитель.   Дайте характеристику звуку [й’], докажите, что это звук — согласный и звонкий. Почему в словаре нет слов, начинающихся с Й?

III. Послушайте загадку:

Дом на рельсах тут как тут,

Всех умчит он в пять минут.

Ты садись и не зевай-                                    Слайд 3

 Отправляется ... (трамвай).

Учитель.    Запишите отгадку и разделите это слово на слоги.

Сегодня мы поедем за  город   на трамвае. Трамвай выпускает   наш            Усть- Катавский  вагоностроительный  завод   имени  С. М. Кирова.

Представьте,  что мы  в лесу.                            

Что вы   слышите ? (Пение птиц.)                               Слайд 4

— Отгадать, какие птицы живут в нашем лесу, поможет нам кроссворд.

По горизонтали:

1. В лесу ночном кукует птица,

Она назвать себя боится

«Ку-ку-ку-ку»— не спит опушка.

А эту птицу звать ... (кукушка).                                   Слайд  5

                                                                                                                                                 

2. Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает .  (Воробей)                                  Слайд 6                                     

З. Зимой на ветках яблоки

Скорей их собери.  

И вдруг вспорхнули яблоки —

 Ведь это ... (снегири).                                                        Слайд 7               

4. Всех перелетных птиц черней,

Он чистит пашню от червей.

Взад-вперед  до пашни вскачь,

А зовется птица ... (грач).                                                              Слайд 8

5. Днем спит, ночью летает, прохожих пугает. (Сова)             Слайд 9

По вертикали:

1. Нам в хозяйстве помогает

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец,

А зовут его ... (скворец).                                                      Слайд  10                                                   

2. Окраской — сероватая,  повадкой — вороватая.  Крикунья хрипловатая, известная персона. Зовут ее ... (ворона).    Слайд 11

В лесу под щебет и под свист

Стучит лесной телеграфист.

Здорово, друг-приятель!

И ставит подпись… (дятел)                                               Слайд 12

З. Трещала с самого утра:

«Пор- пора!» — а что пора?

Такая всем морока,

Когда трещит… (сорока).                                                 Слайд 13

Учитель. Какое слово в кроссворде отличается от других слов?

Дети. Снегири.    

Оно обозначает несколько птиц.

Учитель.  Птицы живут стаями, мы не будем их разлучать. Запишите названия всех птиц, как будто их несколько.

— В каком слове появился разделительный мягкий знак? (Воробьи.)

V. Новый  материал.

Что изменилось в записи слов? (Окончание.)

— У нас получились формы одного и того же слова. В каком числе записаны имена существительные?

- Какие окончания мы выделим?

Какой род у всех этих слов в единственном числе?

— Какое склонение у имен существительных в единственном числе?

Изменились ли вместе с числом род   и склонение имен существительных?  

Дети. Род и склонение не изменились, а изменились только окончание и число.

V. Зрительный диктант.                                               Слайд14

Куропатки  на ночлег в голубой нырнули снег .

(Работа с орфограммами).

Запись предложения в тетрадь, разбор по членам предложения, выделение частей речи. У имен существительных требуется определить падеж, склонение, число, род.

В форме какого числа стоит подлежащее?

Физминутка.

Мы  поставили пластинку

И выходим на разминку,

На зарядку, на зарядку.

На зарядку становись!

Начинаем  бег на месте,

Финиш- метров через двести!

Раз-два, раз- два,

Раз- два,  раз- два,

Раз-два, раз- два!
Хватит, хватит,  прибежали,

Потянулись, подышали!

VI. — Сегодня на уроке мы будем учиться преобразовывать имена существительные единственного числа в имена существительные множественного числа.                              

Птица весело поет, на дереве гнездо вьет. (работа с орфограммами).

— Поставьте имена существительные в форму множественного числа и запишите предложение в тетрадь.

(Птицы весело поют, на деревьях гнезда вьют.)

— Что изменилось у имен существительных? (Окончание и число.)

— Что сохранилось? (Род и   склонение.)

— Какие слова изменились вместе с именами существительными? (Глаголы.)

VII. — Выпишите окончания имен существительных во множественном числе.                                                Слайд 15

Читаем правило в учебнике.

— Что мы изменили у имен существительных?

- Что не изменилось у имени существительного?

Физминутка.

Я нашла себе жука

На большой ромашке.

Не хочу держать в руках-
Пусть лежит в кармашке.

Ой, упал мой жук.
Нос испачкал  пылью.
Улетел зеленый жук,

Улетел на крыльях.

VIII. Работа по развитию речи.

Коллективная работа: соберите рассыпанный текст, докажите, что это текст.

Птички питаются насекомыми, но зимой насекомые спят.

Нелегко птицам зимовать. Снегири клюют ягоды рябины. Синицы лакомятся кусочками сала. Воробьи подбирают крошки хлеба. Дятлы вытаскивают жучков из-под коры деревьев.

Как вы докажете, что это текст?                                   Слайд  1 6

— Запишите предложение, которое вам понравилось, в тетрадь. Укажите число имен существительных, выделите окончания.

Домашнее задание.  Придумайте и напишите   несколько  предложений, которые расскажут   о жизни птиц зимой. Чем питаются птицы зимой? Чем мы можем им помочь?            Слайд 17

IХ. Итог   урока.
Какие окончания  имеет существительные во множественном числе?

 Покажите с каким  настроением вы работали на уроке ? Слайд 18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока : «Единственное и множественное число имен существительных».

Предмет: Русский языкКласс : 2Тема: «Единственное и множественное число имен существительных».Цели деятельности учителя:  дать понятие об изменении имен существительных по числам; учить определят...

Конспект урока "Единственное и множественное число имен существительных" (2 класс, УМК "Школа России")

Предмет: русский языкКласс: 2-АТема урока: “Единственное и множественное число имен существительных”Цели урока: формировать умение изменять имена существительные по числам, определять числ...

конспект урока "Единственное и множественное число имен существительных".

Обобщение и углубление знаний у учащихся о числе имён существительных...

конспект урока по русскому языку «Числа имен существительных» (2 класс)

Конспект урока по русскому языкуТема: «Числа имен существительных»Цели деятельности учителя: формирование умения определять различия множественного и единственного числа имен существительн...

Конспект урока по русскому языку "Число имен существительных" 3кл., УМК "Перспектива"

Цели деятельности учителя: формирование представлений об именах существительных, имеющих форму одного числа; формирование навыка распознавания данных существительных.Планируемые результатыПредметные:-...